Газета.Ru в Telegram
Новые комментарии +

Дом, в котором торгует Джек: кабмин просят разрешить бизнес в жилых постройках

В Госдуме предложили разрешить вести малый бизнес в некоммерческих помещениях

Депутат Госдумы Светлана Бессараб обратилась к правительству с предложением снять ограничения на ведение малого бизнеса в жилых помещениях. Сегодня индивидуального предпринимателя, который предоставляет услуги у себя дома, могут оштрафовать или наложить арест на его имущество, предупреждают юристы. Позволить себе перевод жилой недвижимости в коммерческую могут далеко не все, это дорогая и долгая процедура, а тарифы на коммунальные услуги для таких объектов в разы выше.

Магазины и шиномонтаж нужны везде

Приказ Минэкономразвития от 1 сентября 2014 года «Об утверждении классификатора видов разрешенного использования земельных участков» фактически исключает возможность вести коммерческую деятельность в жилом доме. Чтобы открыть, например, магазин на первом этаже многоэтажки или гостиницу на своем участке, нужно перевести помещение в статус нежилого.

Член думского комитета по труду, соцполитике и делам ветеранов Светлана Бессараб обратилась в правительство с предложением снять эти ограничения (письмо есть в распоряжении редакции).

«Традиционно в России небольшие торговые точки, точки оказания бытовых услуг могут и часто располагаются на первых этажах многоквартирных домов или на земельных участках под ИЖС (индивидуальное жилое строительство – «Газета.Ru») — тот же шиномонтаж, например, магазины с товарами первой необходимости. Особенно это касается отдаленных, труднодоступных населенных пунктов: там так же, как и везде, нужны те же магазины, но большие торговые сети неохотно идут в поселки даже в туристическом Краснодарском крае, что уж говорить о дотационных населенных пунктах в регионах Крайнего Севера», — пишет депутат.

При этом, добавила она, перевод из жилого фонда требует правовой подготовки, юридической подкованности и финансовых затрат, а тарифы на коммунальные платежи для таких помещений в разы выше, чем для жилых.

В своем обращении к премьер-министру Светлана Бессараб просит разрешить коммерческую деятельность индивидуальных предпринимателей без перевода помещения в нежилой фонд.

«Существующее положение не способствует борьбе с бедностью, а, напротив, увеличивает число безработных, приводит к снижению поступлений средств в бюджет и увеличению нагрузки за счет исполнения социальных обязательств перед гражданами», — говорится в письме.

Долго и дорого

Процедура перевода жилого помещения в нежилое проводится в соответствии со статьей 23 ЖК РФ и другими законами. Перевод допускается, если квартира расположена на первом этаже либо непосредственно над нежилыми помещениями. Также нежилое помещение должно иметь отдельный вход и соответствовать пожарным и санитарным нормам, объяснил член Ассоциации юристов России (АЮР) Артем Коростелев.

Собственнику сначала нужно согласовать перепланировку, если она требуется, затем получить акт о переводе и внести изменения в ЕГРН, уточнил он. Кроме того, на сегодняшний день нужно получить письменное согласие всех соседей.

«Перевод недвижимости из статуса жилой в нежилую — процесс не только длительный, но и затратный и во многом зависит от технических условий и услуг привлеченных специалистов. Средняя стоимость перевода начинается от 250 тыс. руб., при этом большая часть расходов уйдет на техническую документацию, строительно-технические работы и т. д.», — отметил юрист.

При этом, подчеркнул Коростелев, использование жилых помещений не по назначению влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от 1 тыс. до 1,5 тыс. рублей, на должностных лиц — от 2 тыс. до 3 тыс. рублей, на юридических — от 20 тыс. до 30 тыс. рублей.

«Не потяну или буду работать в убыток»

Найти 250 тыс. рублей, чтобы легализовать свой бизнес, могут далеко не все индивидуальные предприниматели.

«У меня небольшая шиномонтажка в спальном районе. Прибыль за удачный квартал может быть 500-600 тыс., то есть, чтобы перевести недвижимость в нежилую, мне нужно потратить половину этого или больше. Это не считая того, что коммуналка возрастет. Это очень дорого, я просто не потяну или буду работать себе в убыток», — поделился предприниматель из Саратова (имя не называется из соображений сохранности его бизнеса).

Его слова подтверждают владельцы кондитерских в Санкт-Петербурге, а также ряд хозяев гостевых домов в Краснодарском крае.

«У меня гостевой дом. На первом этаже живу я сама, а четыре комнаты на втором этаже сдаю. Очень много денег уходит на содержание дома, 250 тыс. — огромные деньги для меня, мне нужно содержать семью, детей», — рассказала владелица мини-гостиницы под Геленджиком.

Бизнес боится жилого сектора

«Все последние нормативные акты, которые принимались, они, наоборот, ужесточали жизнь кафешек, ресторанов в жилых домах. И мы пришли к такой зарегулированности, что по сути любой ресторан или кафе жильцы могут закрыть. На сегодняшний день бизнес в жилых домах отмирает, рестораторы не берут такие помещения, они боятся их брать», — рассуждает член Общественно-экспертного Совета при Департаменте торговли и услуг Москвы, вице-президент Федерации рестораторов и отельеров России (ФРиО) Сергей Миронов.

Еще немного, и жилой фонд полностью лишится кофеен и кондитерских, предупреждает он.

«При этом во многих городах попросту нет других помещений. С одной стороны, всем хочется с утра прийти попить кофе, с другой — никто не хочет, чтобы это было под ними. Тем временем во всем мире, в той же Европе, рестораны в жилых домах распространены», — продолжает эксперт.

Если найдется способ смягчить нормы — это будет шаг навстречу бизнесу, считает Миронов.

Однако рядовых граждан инициативы, упрощающие жизнь кафе и магазинов на первых этажах, не радуют.

«Одно дело — если речь о своем коттедже, там делайте, что хотите, но кафе на первом этаже — это шумно и грязно. В моем доме закусочная, в прошлом году мы замучились травить тараканов. Особенно не повезло соседям со второго этажа», — заявила москвичка Ольга Прокшина.

Жители многоквартирных домой и сейчас не застрахованы от кафе на первом этаже, просто процедура открытия для мелкого бизнеса сложнее, отметила депутат Светлана Бессараб.

«Возможно, здесь будет разумно ввести какие-то ограничения. Пусть в жилых помещениях можно открывать бизнес по определенному списку ОКВЭД (общероссийского классификатора видов экономической деятельности), пусть будут ограничения по торговой площади и посадочных мест. Но полный запрет попросту лишил бы многих людей основного источника заработка», — заключила она.

В России в целом противоречивое регулирование размещения бизнеса в жилых и нежилых помещениях, подчеркнул директор Института экономики роста им. П. А. Столыпина, советник уполномоченного при президенте РФ по защите прав предпринимателей Антон Свириденко. Законы и ведомственные акты зачастую говорят разное. «Так, например, известна история с комнатами детского отдыха. Одни акты говорят, что их нельзя размещать в цокольных помещениях, другие говорят, что можно. Закон запрещает теперь в жилых домах гостиницы, но не запрещает бизнесы. А вот классификатор, оказывается, теперь запрещает», — указал он.

«Позиция Института омбудсмена следующая — такие вопросы должны были быть урегулированы в регуляторной гильотине. Если они не урегулированы, а мы видим, что это очень свежее законодательство, как раз взамен к старым актам надо их повторно рассмотреть в регуляторной гильотине, которая еще действует», — подытожил эксперт.

Позиция ведомств

В правительстве «Газете.Ru» сообщили, что перенаправили обращение в профильные ведомства.

Минстрой на момент публикации не предоставил ответа на запрос редакции.

В Минэкономразвития, в свою очередь, подтвердили получение письма и уточнили, что вопрос находится в юрисдикции Росреестра.

«Часть 2 статьи 17 ЖК РФ допускает использование жилого помещения для осуществления профессиональной или индивидуальной предпринимательской деятельности без перевода его в нежилое помещение гражданами, проживающими в нем на законных основаниях, при условии, что это не нарушает права и законные интересы других граждан, а также требования, которым должно отвечать жилое помещение (пожарной безопасности, санитарно-гигиенические и др.)», — ответили в Росреестре.

В ведомстве добавили, что собственник также имеет право сдавать жилье в наем.

«Росреестром подготовлен проект приказа о внесении изменений в Классификатор, которым уточняется описание вида разрешенного использование «Жилая застройка» (код 2.0) путем исключения запрета на использование земельных участков с таким видом разрешенного использования для предоставления жилых помещений для временного проживания в них», — заявили в пресс-службе.

Новости и материалы
Петербургский заключенный пронес телефон в колонию в заднем проходе
«В волосах живут бесы»: учительница затравила ученика православной гимназии
Назван гонорар Дмитрия Нагиева
К Пасхе на кладбищах Белгорода построят укрытия от обстрелов
Синоптик рассказал, какая погода ожидает россиян на майских праздниках
Apple теряет долю на крупнейшем рынке
Театроведа Дмитриевскую оштрафовали за дискредитацию российской армии
США готовят новый пакет военной помощи Украине
Глава норвежской армии похвалил ВС России
В музее «Горки Ленинские» расстроены закрытием последнего за границей музея Ленина
Turkish Airlines выпустила памятку для путешествующих транзитом через Стамбул россиян
Прозоров раскрыл детали покушения на него СБУ
В Татарстане рассказали о новой вредоносной субкультуре с Запада
Глушаков рассказал, что сделал бы с Промесом на месте «Спартака»
Татьяна Буланова попросила не спрашивать ее про долги мужа
В НАТО заявили, что не ищут конфликта с РФ, но намерены больше тратить на оборону
В Брянске суд избрал меру пресечения готовившему теракт жителю
Власти Волгограда отменили праздничные мероприятия в День Победы
Все новости