Газета.Ru в Telegram
Новые комментарии +

Путь развития: как группа ГАЗ шагнула из прошлого в будущее

Как инвестиции Олега Дерипаски сделали ГАЗ лидером рынка коммерческого транспорта

Когда в 2005 году была создана группа ГАЗ, для Горьковского автозавода начался новый этап развития: инвестиции в кадровый потенциал и технологии позволили превратить разрозненные предприятия эпохи СССР в современный инженерно-промышленный холдинг, обеспечивающий российскую транспортную систему грузовиками и автобусами. Подобная трансформация потребовала существенных затрат — известно, что Олег Дерипаска вложил в модернизацию предприятий и развитие модельного ряда более 100 млрд рублей.

Инвестиции в развитие

На момент приобретения Горьковского автозавода в 2000 году предприятие находилось на грани банкротства — на складах находились тысячи некомплектных автомобилей, 90% расчетов составляли бартерные и вексельные схемы, отсутствовали средства не только на инвестиции, но и на своевременную выплату заработной платы, на производствах были регулярные простои из-за нарушения графика поставок комплектующих. Причин для этого было несколько: экономическая система страны переживала сложный период, а автомобильная отрасль к концу 90-х существенно отстала от лидеров мирового автопрома.

Чтобы преодолеть затянувшийся кризис, потребовалось, в частности, реорганизовать производство на заводе. В июле 2018 года тогда еще вице-премьер Дмитрий Козак говорил, что в России на 10 тыс. рабочих приходится три промышленных робота, в то время как в среднем по миру их число на указанное количество человек составляет 69. В то же время, в группе ГАЗ на 20 тыс. рабочих сегодня приходится почти 600 роботов и уровень автоматизации на ключевых участках достигает 80%, свидетельствуют данные компании.

К тому же новейших роботов нельзя поставить в один ряд с простейшими роботами первых поколений. Нынешние «умные помощники» на треть быстрее, а точность выполнения операций в десятки раз выше: например, на современных сварочных линиях завода допустимая погрешность сварочной точки составляет не более двух сотых миллиметра. Передовые технологии используются и на окрасочных комплексах — так, интерьерный робот помещается в кузов автомобиля и окрашивает его изнутри, учитывая при этом тысячи параметров, в том числе гравитацию.

В последние десятилетия существенное влияние на развитие экономики оказала глобализация. Не стала исключением и автомобильная отрасль: пошлины на импорт автомобилей в РФ ниже, чем во многих странах мира, что подстегивает конкуренцию между отечественными и зарубежными производителями.

Несмотря на это, группа ГАЗ, по данным компании, удерживает 50% рынка в сегменте легких коммерческих автомобилей и входит в десятку крупнейших мировых производителей коммерческого транспорта — этого удалось добиться за счет соблюдения жестких рамок по цене, стоимости владения, функциональности и техническим решениям, отвечающим запросам клиентов. В частности, группа ГАЗ разработала линейку техники нового поколения NEXT, сочетающую в себе прочную рамную конструкцию, независимую переднюю подвеску, мощный двигатель и доступную цену (как на сам автомобиль, так и на его обслуживание), а в этом году на рынок представлена новая Газель NN, которая ознаменовала переход от аналогового к цифровому транспорту с широким применением электронных сервисов.

«20 лет назад главным акционером ГАЗа стал Олег Владимирович Дерипаска. Тогда мы встречались с ним на полях бюро правления Российского союза промышленников и много говорили о развитии Горьковского автомобильного завода, о тех традициях которые там есть. И я понял, что он действительно тот человек, который, взяв завод, еще построенный в 30-х годах, берет на себя большую ответственность для развития этого завода и видит большую перспективу, и в дальнейшем это все оправдалось. Сегодня мы видим, каких впечатляющих результатов удалось добиться на ГАЗе благодаря личному вниманию и заинтересованности Олега Владимировича в результате, его способности предвосхищать те направления, за которыми – будущее, и его вложениям в то, чтобы это все реализовать», — рассказал генеральный директор Нижегородской ассоциации промышленников и предпринимателей Валерий Цыбанев.

Экология и транспорт

Важнейшие тенденции развития мировой автомобильной отрасли сегодня — это повышение экологичности и автоматизация транспортных средств. Это глобальный процесс, в который включилась и группа ГАЗ. Так, компания с 2005 года наладила выпуск первых в России автобусов на газовом топливе, а в настоящее время выпускает полную линейку техники на метане. Компания инвестировала свыше 11 млрд рублей в создание производства нового семейства двигателей экологического стандарта «Евро-5» с перспективой доведения до норм «Евро-6», в том числе на газовом топливе.

Компания ведет серийное производство электробусов большого класса, разработала линейку электрических LCV GAZelle e-NN. Также в сотрудничестве с немецкой компанией EFA-S реализуется проект, в рамках которого будут созданы и внедрены в эксплуатацию в Германии водородные электромобили.

В настоящее время в объединенном инженерном центре «Группы ГАЗ» разрабатываются электрические версии автобусов среднего и особо большого классов, среднетоннажных грузовиков, что позволит компании в перспективе предлагать полную линейку техники на электротяге.

Автомобили для будущего

В 2021 году ГАЗ начал производство машин нового поколения GAZelle NN. «ГАЗель NN» — не только новая модель легкого коммерческого автомобиля, но и платформа для дальнейшего развития, на базе которой в течение длительного времени будут создаваться модели и модификации коммерческого транспорта.

Модернизация группы ГАЗ позволила привлечь международных партнеров — на ее производственной площадке было организовано сотрудничество с компаниями Volkswagen и Daimler. А американский GM доверил ГАЗу выпуск своих автомобилей Chevrolet Aveo, когда они производились в России. Совместные инвестиции ГАЗа с партнерами в эти проекты составили около 500 млн евро.

ГАЗ также создал СП с мировыми производителями автокомпонентов и стал поставлять комплектующие не только на свои конвейеры, но и для автомобилей зарубежных брендов, локализованных в РФ.

С созданием автомобилей линейки NEXT начался активный выход компании на экспортные рынки, и за несколько лет ГАЗ увеличил географию поставок с 16 стран до 40, следует из материалов на сайте организации. Компания инвестирует в развитие дилерской сети и точек послепродажного обслуживания, а также обучает персонал за рубежом.

Группа ГАЗ идет в тренде глобальных тенденций автопрома — это цифровизация транспорта, интеллектуальные системы управления автомобилем, электротранспорт. Еще с начала нулевых принципиальной позицией Олега Дерипаски являлось сохранение и развитие собственных инженерных компетенций, обучение молодых специалистов, чтобы отечественные машины создавались российскими инженерами на российских заводах.

Кадры решают все

К новым разработкам привлекаются ведущие технические вузы страны. Так, совместно с Нижегородским государственным техническим университетом им. Алексеева ГАЗ разработал беспилотный электромобиль «ГАЗель NEXT», который в прошлом году уже прошел эксплуатацию в реальных условиях на Южно-приобском месторождении «Газпромнефти».

Для развития компетенций в таких областях, как разработка современных транспортных электроплатформ, электронных устройств и программного обеспечения, группа ГАЗ совместно с МГТУ им. Баумана создала инжиниринговый центр, в котором в настоящее время работают 50 научных сотрудников и инженеров университета.

Каждый год на предприятиях группы ГАЗ проходят практику более полутора тысяч студентов профессиональных училищ и вузов. При этом Олег Дерипаска и благотворительный фонд, который он создал, поддерживают комплексные проекты для выявления талантливой молодежи и создания инженерных кадров будущего, например, таких, как «Робофест», «Робокросс» и многих других.

Развитию социальной инфраструктуры и волонтерства уделяется внимание и на самом предприятии. Так, в 2021 году рабочие и молодежные советы группы ГАЗ выступили с инициативой преобразований и улучшения качества жизни в регионах присутствия компании. В результате появилась программа «Новый социальный вектор», поддержанная Олегом Дерипаской.

Новости и материалы
В Одессе произошел взрыв
В Армавире пенсионерка избила соседа самурайским мечом
В Запорожье слышны взрывы
В Совфеде уличили Евросоюз в лукавстве по вопросу российского газа
У Курильских островов произошли два землетрясения
Российской армии предложили быстрые укрытия для зоны боевых действий
В холодное время года россияне чаще настроены на брак, в теплое — на флирт
Стало известно, чем рублю поможет сохранение ключевой ставки на прежнем уровне
Потомок Наполеона Бонапарта будет кандидатом на выборах в Европарламент
Уровень Тобола за прошедшие сутки слабо изменился
Саперы тысячами разминируют боеприпасы в Авдеевке
Воздушную тревогу объявили в нескольких областях Украины
Российские морпехи уничтожили наблюдательный пункт ВСУ
В конгрессе США высказались насчет претензий Украины на Крым
Онколог рассказал об инновационном методе, который может выявить рак на ранних стадии
Следствие просит суд продлить арест Блиновской
Над Рязанской областью подавили беспилотники
В России вновь вырос спрос на майские путешествия
Все новости