Путь развития: как группа ГАЗ шагнула из прошлого в будущее

Как инвестиции Олега Дерипаски сделали ГАЗ лидером рынка коммерческого транспорта

Слушать
Остановить
Когда в 2005 году была создана группа ГАЗ, для Горьковского автозавода начался новый этап развития: инвестиции в кадровый потенциал и технологии позволили превратить разрозненные предприятия эпохи СССР в современный инженерно-промышленный холдинг, обеспечивающий российскую транспортную систему грузовиками и автобусами. Подобная трансформация потребовала существенных затрат — известно, что Олег Дерипаска вложил в модернизацию предприятий и развитие модельного ряда более 100 млрд рублей.

Инвестиции в развитие

На момент приобретения Горьковского автозавода в 2000 году предприятие находилось на грани банкротства — на складах находились тысячи некомплектных автомобилей, 90% расчетов составляли бартерные и вексельные схемы, отсутствовали средства не только на инвестиции, но и на своевременную выплату заработной платы, на производствах были регулярные простои из-за нарушения графика поставок комплектующих. Причин для этого было несколько: экономическая система страны переживала сложный период, а автомобильная отрасль к концу 90-х существенно отстала от лидеров мирового автопрома.

Чтобы преодолеть затянувшийся кризис, потребовалось, в частности, реорганизовать производство на заводе. В июле 2018 года тогда еще вице-премьер Дмитрий Козак говорил, что в России на 10 тыс. рабочих приходится три промышленных робота, в то время как в среднем по миру их число на указанное количество человек составляет 69. В то же время, в группе ГАЗ на 20 тыс. рабочих сегодня приходится почти 600 роботов и уровень автоматизации на ключевых участках достигает 80%, свидетельствуют данные компании.

К тому же новейших роботов нельзя поставить в один ряд с простейшими роботами первых поколений. Нынешние «умные помощники» на треть быстрее, а точность выполнения операций в десятки раз выше: например, на современных сварочных линиях завода допустимая погрешность сварочной точки составляет не более двух сотых миллиметра. Передовые технологии используются и на окрасочных комплексах — так, интерьерный робот помещается в кузов автомобиля и окрашивает его изнутри, учитывая при этом тысячи параметров, в том числе гравитацию.

В последние десятилетия существенное влияние на развитие экономики оказала глобализация. Не стала исключением и автомобильная отрасль: пошлины на импорт автомобилей в РФ ниже, чем во многих странах мира, что подстегивает конкуренцию между отечественными и зарубежными производителями.

Несмотря на это, группа ГАЗ, по данным компании, удерживает 50% рынка в сегменте легких коммерческих автомобилей и входит в десятку крупнейших мировых производителей коммерческого транспорта — этого удалось добиться за счет соблюдения жестких рамок по цене, стоимости владения, функциональности и техническим решениям, отвечающим запросам клиентов. В частности, группа ГАЗ разработала линейку техники нового поколения NEXT, сочетающую в себе прочную рамную конструкцию, независимую переднюю подвеску, мощный двигатель и доступную цену (как на сам автомобиль, так и на его обслуживание), а в этом году на рынок представлена новая Газель NN, которая ознаменовала переход от аналогового к цифровому транспорту с широким применением электронных сервисов.

«20 лет назад главным акционером ГАЗа стал Олег Владимирович Дерипаска. Тогда мы встречались с ним на полях бюро правления Российского союза промышленников и много говорили о развитии Горьковского автомобильного завода, о тех традициях которые там есть. И я понял, что он действительно тот человек, который, взяв завод, еще построенный в 30-х годах, берет на себя большую ответственность для развития этого завода и видит большую перспективу, и в дальнейшем это все оправдалось. Сегодня мы видим, каких впечатляющих результатов удалось добиться на ГАЗе благодаря личному вниманию и заинтересованности Олега Владимировича в результате, его способности предвосхищать те направления, за которыми – будущее, и его вложениям в то, чтобы это все реализовать», — рассказал генеральный директор Нижегородской ассоциации промышленников и предпринимателей Валерий Цыбанев.

Экология и транспорт

Важнейшие тенденции развития мировой автомобильной отрасли сегодня — это повышение экологичности и автоматизация транспортных средств. Это глобальный процесс, в который включилась и группа ГАЗ. Так, компания с 2005 года наладила выпуск первых в России автобусов на газовом топливе, а в настоящее время выпускает полную линейку техники на метане. Компания инвестировала свыше 11 млрд рублей в создание производства нового семейства двигателей экологического стандарта «Евро-5» с перспективой доведения до норм «Евро-6», в том числе на газовом топливе.

Компания ведет серийное производство электробусов большого класса, разработала линейку электрических LCV GAZelle e-NN. Также в сотрудничестве с немецкой компанией EFA-S реализуется проект, в рамках которого будут созданы и внедрены в эксплуатацию в Германии водородные электромобили.

В настоящее время в объединенном инженерном центре «Группы ГАЗ» разрабатываются электрические версии автобусов среднего и особо большого классов, среднетоннажных грузовиков, что позволит компании в перспективе предлагать полную линейку техники на электротяге.

Автомобили для будущего

В 2021 году ГАЗ начал производство машин нового поколения GAZelle NN. «ГАЗель NN» — не только новая модель легкого коммерческого автомобиля, но и платформа для дальнейшего развития, на базе которой в течение длительного времени будут создаваться модели и модификации коммерческого транспорта.

Модернизация группы ГАЗ позволила привлечь международных партнеров — на ее производственной площадке было организовано сотрудничество с компаниями Volkswagen и Daimler. А американский GM доверил ГАЗу выпуск своих автомобилей Chevrolet Aveo, когда они производились в России. Совместные инвестиции ГАЗа с партнерами в эти проекты составили около 500 млн евро.

ГАЗ также создал СП с мировыми производителями автокомпонентов и стал поставлять комплектующие не только на свои конвейеры, но и для автомобилей зарубежных брендов, локализованных в РФ.

С созданием автомобилей линейки NEXT начался активный выход компании на экспортные рынки, и за несколько лет ГАЗ увеличил географию поставок с 16 стран до 40, следует из материалов на сайте организации. Компания инвестирует в развитие дилерской сети и точек послепродажного обслуживания, а также обучает персонал за рубежом.

Группа ГАЗ идет в тренде глобальных тенденций автопрома — это цифровизация транспорта, интеллектуальные системы управления автомобилем, электротранспорт. Еще с начала нулевых принципиальной позицией Олега Дерипаски являлось сохранение и развитие собственных инженерных компетенций, обучение молодых специалистов, чтобы отечественные машины создавались российскими инженерами на российских заводах.

Кадры решают все

К новым разработкам привлекаются ведущие технические вузы страны. Так, совместно с Нижегородским государственным техническим университетом им. Алексеева ГАЗ разработал беспилотный электромобиль «ГАЗель NEXT», который в прошлом году уже прошел эксплуатацию в реальных условиях на Южно-приобском месторождении «Газпромнефти».

Для развития компетенций в таких областях, как разработка современных транспортных электроплатформ, электронных устройств и программного обеспечения, группа ГАЗ совместно с МГТУ им. Баумана создала инжиниринговый центр, в котором в настоящее время работают 50 научных сотрудников и инженеров университета.

Каждый год на предприятиях группы ГАЗ проходят практику более полутора тысяч студентов профессиональных училищ и вузов. При этом Олег Дерипаска и благотворительный фонд, который он создал, поддерживают комплексные проекты для выявления талантливой молодежи и создания инженерных кадров будущего, например, таких, как «Робофест», «Робокросс» и многих других.

Развитию социальной инфраструктуры и волонтерства уделяется внимание и на самом предприятии. Так, в 2021 году рабочие и молодежные советы группы ГАЗ выступили с инициативой преобразований и улучшения качества жизни в регионах присутствия компании. В результате появилась программа «Новый социальный вектор», поддержанная Олегом Дерипаской.