Большая перемена: в Москве обсудили меры по улучшению образования

Губернаторы и школьники – о том, чего не хватает российским школам

В Москве прошел семинар-совещание по подготовке заседания президиума Госсовета, по итогам которого будут подготовлены предложения по развитию общего образования в российских регионах. В мероприятии приняли участие представители федеральных и региональных органов государственной власти, депутаты Госдумы, сенаторы, сотрудники образовательных организаций и даже школьники.

«Школа будущего» глазами учеников

В Москве завтра, 25 августа, состоится заседание президиума Госсовета, организованное в формате видеоконференции. Как сообщает пресс-служба Кремля, перед его началом президент РФ Владимир Путин также по видеосвязи проведет отдельную встречу с учителями и учащимися.

«В преддверии нового учебного года на обсуждение будет вынесен комплекс мер и предложений по повышению качества общего образования в субъектах Федерации, в том числе по подготовке и повышению квалификации учителей, развитию единой цифровой образовательной среды и обеспечению безопасности детей в образовательных организациях, по реализации программ ремонта школ и закупки оборудования», — говорится в сообщении пресс-службы главы государства.

Множество предложений по совершенствованию российской системы образования было озвучено в рамках прошедшего сегодня семинара-совещания по подготовке заседания президиума Госсовета. Глава комиссии государственного совета по образованию, губернатор Кировской области Игорь Васильев сообщил, что одними из основных вопросов для обсуждения стали воспитание, ремонт школ, а также модель «Школы полного дня» (для изучения школьных предметов в первой половине дня и посещения кружков во второй).

«Сегодня один из основных вопросов, которые мы обсуждали - это вопрос воспитания... мы обсуждали вопросы капитального ремонта, я бы даже сказал реформирования образовательной инфраструктуры страны. Не просто пол стены, потолок, а новое оснащение», — приводит слова Васильева РИА «Новости».

Он также поддержал участие в совещании самих школьников — финалистов и победителей конкурса «Большая перемена». Разработку инициатив для Госсовета участники «Большой перемены» начали еще в ноябре 2020 года во время финала первого сезона конкурса. Все это время они проектировали «школу будущего» и формулировали идеи по модернизации образования в школе, применению современных технологий и так далее. В рамках мероприятия девять учеников разделились на группы и работали вместе с главами регионов и ведомств над предложениями по совершенствованию начального и общего образования.

Питание, контрольные работы и сельские школы

Масса инициатив, направленных на повышение качества образования, была не только у детей, но и у взрослых. Врио главы Мордовии Артем Здунов рассказал, что на круглом столе с его участием обсуждалось содержание образования, поднимался вопрос объема домашних заданий, которые получают школьники.

Также обсуждалась нагрузка на детей, возникающая при неграмотном составлении графиков контрольных работ. Кроме того, был затронут вопрос изучения общеобразовательных предметов в колледжах, поскольку учась по тому же учебнику, что и старшеклассники, студенты заведений СПО должны осваивать его в более сжатые сроки.

Также, как отметил врио главы Мордовии, на заседании Госсовета будут представлены стандарты по школьному питанию, меню и участию родителей в процессе контроля за организацией питания в школах. «На сайте родители должны видеть, чем питается ребенок, с учетом того, есть ли какие-то отклонения здоровья», — считает Здунов.

Вопрос о питании учеников не оставил без внимания и губернатор Архангельской области Александр Цыбульский. Он полагает, что малокомплектным школам необходим особый подход к горячему питанию, так как сельские школьники, как правило, предпочитают обедать дома. «Мы пошли по пути того, что семьям, где есть учащиеся в малокомплектных школах, мы выдаем хороший набор продуктов, который родители могут использовать. Это обеспечивает равные условия по питанию», — пояснил глава региона.

Кроме того, Цыбульский предложил строить в сельской местности многофункциональные культурно-образовательные центры, где могли бы размещаться детский сад, школа, спортивный комплекс и другие объекты. По его мнению, как сообщает ТАСС, такой подход позволит решить сразу несколько задач — удешевить строительство и при этом создать центр притяжения для жителей села. «В дальнейшем это потребует решения вопроса об управлении таким центром, потому что там разноотраслевые составляющие присутствуют, надо будет отдельно смотреть законодательство», — заключил глава региона.

Перспективы настоящего и будущего

Участники совещания обсудили и такой немаловажный вопрос, как обеспечение информационной и физической безопасности школьников: например, необходимость установки видеокамер по всему периметру учебных учреждений, в том числе в классах, необходимость измерения температуры при входе и ряд других инициатив.

Еще один региональный руководитель, губернатор Новгородской области Андрей Никитин считает требующей законодательного решения проблему травли школьных учителей. По его словам, сейчас механизма защиты педагогов от оскорблений не существует, хотя его необходимость признают даже ученики.

«Надо посмотреть механизмы административного кодекса, мы пока находимся на первом этапе обсуждений, но проблема есть, об этой проблеме говорят сами дети, сами школьники», — сказал глава региона, которого цитирует ТАСС. В поддержку этой инициативы высказался и губернатор Нижегородской области Глеб Никитин.

Хотя большинство инициатив в сфере образования еще только предстоит реализовать, некоторые перемены к лучшему произойдут уже в ближайшее время. Так, губернатор Севастополя Михаил Развожаев в кулуарах семинара-совещания рассказал журналистам, что в Международном детском центре «Артек» прошли обучение заместители директоров школ по воспитательной работе, которые приступят к работе в 10 пилотных регионах.

Он уточнил, что в задачи специалистов входит, в частности, опробовать на практике программы, которые направлены на воспитание школьников и будут подготовлены экспертами, «чтобы потом практика стала общенациональной».

Кроме того, в сентябре на базе Мурманского колледжа экономики и информатики начнет работу центр цифрового образования «IT-куб» по подготовке специалистов в сфере цифровизации и компьютерных технологий. Как сообщил ТАСС губернатор Мурманской области Андрей Чибис, «это проект с цифровой средой, чтобы школьники могли погружаться в цифровой мир, учиться, получать дополнительное образование, это еще один инструмент для того, чтобы повышать цифровую грамотность».