Киев намерен выйти из Минских соглашений

Что стоит за внесением в Раду закона «О госполитике переходного периода»

Слушать
Остановить
Киев на встрече политических советников «нормандского формата» пытался добавить в проект итогов «газовую тематику». Однако, в этом контексте речь может быть лишь о поставках им газа для ДНР и ЛНР, сообщил журналистам источник, близкий к переговорам, по итогам встречи. Встреча произошла на фоне внесения в Раду закона, по сути являющегося заявкой Киева на выход из Минских соглашений.

Сама встреча встреча советников состоялась по запросу Германии, передает ТАСС. Также по просьбе немецкой стороны основным вопросом для обсуждения стала возможность организации в этом году саммита глав государств «нормандской четверки».

Двухчасовые переговоры прошли в духе уже ставшей за 7 лет неизменной европейской традицией «конструктивной неопределенности». Все участники формально согласились, что проводить саммит ради самого саммита нецелесообразно. Российская сторона настаивала, что встреча лидеров должна иметь конкретные практические результаты, отраженные в итоговом документе.

Ещё накануне встречи Россия поставила вопрос о наличии неразрешимых противоречий в позиции официального Киева по вопросу минских соглашений.

Так, например, руководитель Офиса президента Украины Андрей Ермак поддержал включение в проект итогового документа саммита положения о приверженности Украины полному выполнению Минских соглашений, в то время как официальный представитель Офиса президента Украины в СМИ открыто заявляет, что Киев «снялся с крючка Минских соглашений». При этом украинский кабмин официально внес в августе этого года в Верховную раду законопроект о переходном периоде, содержащий прямые запреты на их выполнение и по сути являющийся официальной заявкой Украины на выход из Минска.

Напомним, что Минские соглашения предписывают проведение на Донбассе местных выборов. В свою очередь, законопроект о переходном периоде их прямо запрещает. И несмотря на это очевидное раздвоение сознания, представитель Украины в группе политических советников отказался признать наличие каких-либо противоречий по позиции официального Киева в отношении выполнения Минских соглашений. Более того, Ермак прямолинейно заявил, что «не нужно обращать внимания на ситуацию внутри Украины и дал понять, что президент Украины Владимир Зеленский «исполнит всё, под чем будет стоять его подпись после саммита».

В свою очередь представитель России в переговорах политсоветников Дмитрий Козак призвал европейцев прояснить, кто по Минским соглашениям является сторонами конфликта.

Предложение Москвы традиционно осталось без ответа. В итоге Германия и Франция неохотно взяли на себя обязательство свести все российские и украинские предложения в обновленный проект итоговой декларации саммита, пытаясь максимально смягчить обязательства подписантов и исключить формулировки, которые «будут точно отвергнуты» кем-то из участников.

«Европейские партнеры не хотят никого обидеть. Но при таком подходе и исходя из ситуации внутри Украины и публичных заявлений украинских официальных лиц, в итоговом документе возможного саммита может остаться лишь необязывающая приверженность Минску и благодарность уходящей с поста Ангеле Меркель за активную работу», - резюмировал источник.

Между тем представитель Украины Андрей Ермак неожиданно попытался добавить в текст проекта итогов саммита «газовую тематику».

«Поскольку речь идет о выполнении Минских соглашений, вероятно, представитель Украины имел в виду организацию Киевом поставок газа Донецку и Луганску, поскольку Минскими соглашениями предусмотрено восстановление социально-экономических связей Украины и Донбасса. Другие аспекты газового вопроса в компетенцию «нормандского формата» не входят», - прокомментировал источник в интервью РИА «Новости».

Как известно, после официального визита президента Украины Владимира Зеленского в США, состоявшегося 1 сентября 2021 года, официальные лица Украины на различных публичных площадках начали активно продвигать идею о том, что США якобы одобрили отказ Украины от выполнения Минских соглашений.

В частности, спикер украинской делегации в Трехсторонней контактной группе Алексей Арестович заявил, что Украина «снялась с крючка Минских соглашений» и больше не обязана их выполнять.

Украинские чиновники не первый раз делают в публичном пространстве заявления, противоречащие официальным позициям и взятым на себя обязательствам Киева в рамках международных переговоров по урегулированию конфликта на Донбассе. Президент Украины Владимир Зеленский еще 10 октября 2019 года заявлял, что Минские соглашения не являются для него чем-то обязательным к выполнению, а весной 2020 года говорил о том, что Минские соглашения необходимы исключительно для сохранения санкций против России.

Суть закона «О госполитике переходного периода»

Киевские власти упорно пытаются исключить Донецк и Луганск из процесса урегулирования, а на Россию навесить ярлык «агрессора»
и представить внутренний конфликт с ДНР и ЛНР как международный конфликт с Россией, что прямо противоречит Минским соглашениям.

При этом Запад, по сути, поощряет такие подходы Украины.

Воодушевленные поддержкой, украинские власти поставили на поток выдвижение инициатив и принятие решений, которые ещё более осложняют и без того зашедший в тупик процесс урегулирования конфликта на Донбассе и делают объективно невозможным выполнение Минских соглашений.

В августе этого года кабмином был внесен в Верховную раду законопроект «О государственной политике переходного периода», который содержит целый ряд прямых запретов на урегулирование конфликта на основе Минских соглашений. В законопроекте вопреки Минским соглашениям официально закрепляется статус России как государства-агрессора и стороны конфликта. После «деоккупации» на переходный период на территориях Донбасса в прямое противоречие с Комплексом мер запрещается проведение местных выборов и предусматривается введение переходных военно-гражданской и международной администраций.

Должны быть проведены зачистки и выдворения из страны иностранных граждан. В нарушение Минских соглашений в отношении значительной категории жителей Донбасса (в том числе иностранцев) не может быть применена амнистия. Не предусматривается участие органов местного самоуправления в формировании местных судов и органов прокуратуры.

В отношении жителей Республик вводятся процедура люстрации и существенные ограничения в гражданских и политических правах (ограничения прав быть избранными на местных выборах, запрет на занятие государственных и муниципальных должностей). Законопроект также ограничивает права на социальные выплаты пенсионеров Республик и иных получателей пособий.

Документом ограничиваются и права жителей Донбасса на передвижение. Документы, удостоверяющие личность и выданные местными органами власти, а также российские паспорта считаются недействительными и не дают права на въезд на «временно оккупированные территории» и выезд с них, а также на пересечение государственной границы Украины.

По сути внесение подобного законопроекта в Раду следует рассматривать как официальную заявку правительства на выход Украины из Минских соглашений.

Если данный закон будет принят, государственным органам и должностным лицам Украина юридически будет запрещено согласовывать и исполнять принятые Украиной обязательства в соответсвии с Минскими соглашениями. А произойдет это на фоне повсеместного нарушения прав человека на Украине стали уже массовыми явлениями. Игнорируются гарантии использования и защиты русского и других языков.

Недавно был принят и закон о коренных народах, который фактически лишает этого статуса целый ряд народов, веками проживавших на территории Украины. Киев закрывает неугодные СМИ и интернет-ресурсы, преследунт независимых журналистов и оппозиционных политиков. Кроме того, развиваются движения неонацистского толка, которые держат в страхе украинское общество.