Почему лифты в многоэтажках «сходят с ума»

При каких неисправностях в лифте нужно бить тревогу

Слушать
Остановить
В начале сентября жительница Красногорска сломала шею из-за неисправности лифта: он не остановился на нужном этаже и на высокой скорости доехал до 43-го. СМИ писали о похожих историях в Одинцове и Иркутске. Эксперты из Национального лифтового союза рассказали «Газете.Ru», что такие инциденты возможны из-за несоответствия лифтового оборудования новому ГОСТу.

Причиной резких ускорений лифтов в многоэтажных домах может стать несоответствие установленного лифтового оборудования новому ГОСТу, считает член Национального лифтового союза Алексей Заточкин.

«Сейчас у нас предусмотрены улавливатели для тех случаев, если кабина идет вниз с высокой скоростью. То есть при превышении номинальной скорости вниз на 15% кабина останавливается. А ГОСТ, предусматривающий такое устройство безопасности и при превышении скорости вверх, вышел совсем недавно. А те лифты, которые были установлены до вступления в силу этого ГОСТа, не оборудованы данным устройством», — пояснил он.

С ним согласен и первый вице-президент Национального лифтового союза Алексей Захаров: по его мнению, эта проблема особенно актуально для новостроек, где используют лифты с более высокой скоростью.

«Сейчас началось массовое высотное строительство и часто новые дома имеют более 30 этажей. Соответственно, на таких этажностях необходимо применять лифты с высокими скоростями — 4 м/сек (при обычной 1-1,6 м/сек). Нужно ставить современные улавливатели двухстороннего действия, которые смогут ограничить скорость движения как вверх, так и вниз», — отметил эксперт.

Еще одна причина резких ускорений лифтов — «скачки» напряжения. «Сейчас лифт останавливается не тормозными колодками, а электродвигателем. И если в определенный момент произойдет скачок напряжения и лифт не остановится на заданном этаже, произойдет ускорение», — пояснил Заточкин.

Работе лифтов также могут помешать ремонтные работы в квартирах, которые проводят жильцы перед заселением. Люди перевозят тяжелые грузы в кабинах, которые не предназначены для этого. Кроме того, строительная пыль от перевозимых материалов через вентиляционные отверстия может попадать в шахты и забивать «рельсы», по которым происходит перемещение кабины.

«Когда жильцы начинают проводить ремонты, лифты работают в бешеном ритме и тоннами перевозят строительные материалы. Хотя они под для этого не предусмотрены, так как это пассажирские лифты. Они предназначены для перевозки пассажиров и незначительного груза. И управляющая компания должна следить за тем, чтобы лифты использовались по назначению», — сказал Заточкин.

«Из-за ремонтных работ возникают и проблемы с перегрузкой, и проблемы с пылью и грязью от материалов, которая в дальнейшем попадает в шахты. Пыль «нарастает» на механизмах дверей и направляющих лифта, из-за этого двери могут начать заедать. Часто кабина может при использовании трястись и дрожать — также из-за этих наростов от пыли», — согласился Захаров.

Эксперты напомнили, что раз в год управляющие компании должны привлекать электромехаников для проведения технического обслуживания лифтов. Специалистам необходимо оценить состояние оборудования и по итогам дать разрешение на дальнейшую эксплуатацию: если в ходе проверки обнаружены неисправности, владелец должен устранить их в кратчайшие сроки.

«Однако как такового контролирующего органа, который будет следить за выполнением этих обязанностей, нет. Из-за этого также могут случаться аварийные ситуации. Управляющие компании знают, что их никто не накажет — они часто просто экономят деньги, не устраняя нарушения», — отметил Заточкин.

«Во-первых, застройщики поверхностно относятся к техобслуживанию лифтов, стараясь делать это в короткие сроки. Во-вторых, компании пытаются сэкономить, обращаясь за услугами в непрофессиональные организации», — добавил Захаров.

При фиксации любых нарушений в работе лифта — например, если вы почувствовали запах гари, услышали скрежет или почувствовали вибрацию — специалисты советуют сообщить о них в управляющую компанию.

«Также есть опасные неисправности, связанные с дверьми. Например, двери могут не до конца закрываться, или нижние створки болтаться. Стоит бить тревогу, если кабина остановилась на пять-шесть сантиметров ниже или выше, чем этажная площадка. То же самое, когда лифт не останавливается на нужных этажах, а сначала едет на самый верх и после поэтажно спускается вниз. Не стоит пользоваться лифтом, если отсутствуют кнопки и виднеются оголенные провода. Надо сразу обращаться в управляющую компанию», — заключил Захаров.

Поделиться: