Размер шрифта
Маленький текст
Средний текст
Большой текст

В РФ классифицируют уязвимости платформ «Умного города» для создания систем защиты

Прослушать новость
Остановить прослушивание

Группа ученых из Санкт-Петербургского института информатики и автоматизации (СПИИРАН) изучат и систематизируют информацию о проблемах информационной безопасности элементов транспортной инфраструктуры «Умного города». Результаты исследования позволят устранять такие проблемы еще на этапе проектирования, что позволит снизить риски для пользователей, связанные с финансовыми и репутационными потерями, а в некоторых случаях и сохранить жизни людей, сообщил в пятницу руководитель проекта, ведущий научный сотрудник лаборатории проблем компьютерной безопасности СПИИРАН Андрей Чечулин, передает ТАСС.

«Особенностью «Умных городов» является использование искусственного интеллекта для управления транспортной инфраструктурой и оптимизации человеческих потоков. Однако, наряду с повышением эффективности и удобства управления это создает и новые угрозы для общества, так как нарушение работоспособности подобной системы управления может привести к значительному ущербу. Задача нашего проекта - описать и классифицировать такие проблемы безопасности (уязвимости), а также предложить пути их устранения или нейтрализации», - сказал Чечулин.

Ученый пояснил, что современная транспортная среда «Умного города» обширна, она представляет собой совокупность общественного транспорта (поезда, метро, автобусы и троллейбусы), частного транспорта (частные машины и такси), рабочей техники (техника для уборки дорог, вывоза мусора, перевозки груза) и инфраструктуры для их навигации и функционирования (дороги, стоянки, заправочные станции и станции подзарядки, станции техобслуживания), а также людей, состоящих как из пользователей транспортной среды, так и персонала, обеспечивающего ее бесперебойную работу.

По его словам, сегодня существует много различных видов атак на городские «умные» системы. Наиболее известные примеры - это компьютерные атаки на различные общественные платформы: экраны, билборды, банкоматы и другие аппараты, подключенные к интернету. К менее распространенным, но более опасным, относятся атаки на беспилотные транспортные объекты, такие как, например, поезда метро.

«Результаты нашего проекта помогут создателям «Умных городов» еще на стадии разработки программного и аппаратного обеспечения учесть и устранить возможные уязвимости, а если уязвимость будет обнаружена уже на этапе эксплуатации, то помогут разработать средства защиты, позволяющие ее нейтрализовать. Таким образом, исследование направлено на обеспечение безопасности организаций и граждан, живущих в «Умных городах», - отметил Чечулин.

Он добавил, что, помимо фундаментальной составляющей проекта, коллектив планирует разработать систему обнаружения уязвимостей для ряда уже существующих подсистем «Умного города». Проект поддержан грантом Российского фонда фундаментальных исследований.

Ведомственный проект Минстроя РФ «Умный город» стартовал в России в 2018 году. Начиная с 2019 года, он реализуется в рамках нацпроектов «Цифровая экономика РФ» и «Жилье и городская среда». Стандарт «Умного города» является набором инструментов, направлений и технологических решений для цифровизации городской среды. На базе федерального стандарта регионы разрабатывают и утверждают соответствующие программы по реализации проекта.

Нацпроекты рассчитаны до 2024 года включительно. На исполнение нацпроекта «Цифровая экономика», который состоит из шести федеральных проектов, в России планируется направить из бюджетов всех уровней 1634,9 млрд рублей. На нацпроект «Жилье и городская среда», в который включены четыре федеральных проекта, для регионов предусмотрено более 1 трлн рублей.