Генеральный директор АНО «Диалог» Алексей Гореславский представил результаты исследования финансовой грамотности россиян в рамках Московского финансового форума.
По данным исследования 42% пользователей оценивают свой уровень финансовой грамотности как высокий, 30% - как средний, еще 12% - как низкий. При этом рост киберпреступлений, зафиксированный в прошлом году, говорит об излишней самоуверенности и переоценке пользователями своего уровня финансовой грамотности.
«Финансовая грамотность и вообще интернет-грамотность находится постоянно в фокусе нашего внимания, потому что эта тема традиционно лидирует в категориях жалоб в интернете наравне с дорогами, благоустройством и здравоохранением. В прошлом году с резким ростом киберпреступлений и мошенничества в целом, эта тема вышла на передний план, естественно, мы не могли не сделать замеры. Важный вывод, 42% пользователей оценивают свой уровень финансовой грамотности как высокий – это неоправданный, завышенный уровень оптимизма, когда человеку кажется, что он понимает в этом вопросе все», - отметил Гореславский.
Наиболее востребованные в социальных сетях темы касались способов получения пособий или социальных выплат (20%), правил защиты от мошенников (18%), вопросов индексации пенсии (17%), умению экономить (13%), информации, о которой не рассказывают банки при оформлении кредитной карты (13%).
«Финансовое мошенничество, к сожалению, никуда не исчезнет, поэтому мы должны не только работать на будущее со школьниками, со студентами, но работать и с теми, кто сегодня активно пользуется финансовыми услугами. Поэтому так важны элементы просвещения», - руководитель Службы по защите прав потребителей и обеспечению доступности финансовых услуг Банка России Михаил Мамута.
Алексей Гореславский также предложил поддержку аккаунтов органов власти в социальных сетях. По его словам, «Диалог» планирует проводить исследование на ежегодной основе, чтобы оценить динамику изменений и выбрать оптимальные каналы для повышения уровня финансовой грамотности.
«Подобного рода социология в интернете – это прежде всего маркер для дальнейших действий. Наша задача была обозначить подсказки в каких целевых категориях граждан имеет смысл проводить информационные кампании», — отметил он.