Размер шрифта
Маленький текст
Средний текст
Большой текст

ФОТОРЕПОРТАЖ

Развязка трамвайных линий на улице Охотный ряд. Москва, 1938 год
Конка в дореволюционной Москве, 1890 год
Посадка на конку у Рязанского вокзала в Москве, 1902 год
Вид на старый Москворецкий мост и Зарядье, 1930-е годы
Проезд между Сухаревой башней и Институтом Склифосовского в Москве, 1933 год
Трамваи на Театральной площади, 1935 год
Оборона Москвы, 1941 год
Московский трамвай, 1977 год
Московский трамвай, 1979 год
Московский трамвай, 1985 год
Новый трамвай в Москве, 1994 год
Московский трамвай в Северо-Западном округе города, 2009 год
Новый трамвай на площади Белорусского вокзала, 2017 год
Развязка трамвайных линий на улице Охотный ряд. Москва, 1938 год
Конка в дореволюционной Москве, 1890 год
Посадка на конку у Рязанского вокзала в Москве, 1902 год
Вид на старый Москворецкий мост и Зарядье, 1930-е годы
Проезд между Сухаревой башней и Институтом Склифосовского в Москве, 1933 год
Трамваи на Театральной площади, 1935 год
Оборона Москвы, 1941 год
Московский трамвай, 1977 год
Московский трамвай, 1979 год
Московский трамвай, 1985 год
Новый трамвай в Москве, 1994 год
Московский трамвай в Северо-Западном округе города, 2009 год
Новый трамвай на площади Белорусского вокзала, 2017 год
  • Развязка трамвайных линий на улице Охотный ряд. Москва, 1938 год
  • Конка в дореволюционной Москве, 1890 год
  • Посадка на конку у Рязанского вокзала в Москве, 1902 год
  • Вид на старый Москворецкий мост и Зарядье, 1930-е годы
  • Проезд между Сухаревой башней и Институтом Склифосовского в Москве, 1933 год
  • Трамваи на Театральной площади, 1935 год
  • Оборона Москвы, 1941 год
  • Московский трамвай, 1977 год
  • Московский трамвай, 1979 год
  • Московский трамвай, 1985 год
  • Новый трамвай в Москве, 1994 год
  • Московский трамвай в Северо-Западном округе города, 2009 год
  • Новый трамвай на площади Белорусского вокзала, 2017 год
1 13

Вместо конки: 120 лет московскому трамваю

Московский трамвай отмечает юбилей: ровно 120 лет назад, 6 апреля 1899 года (по старому стилю – 25 марта) в Москве торжественно открыли трамвайное движение. Уже на следующий день от Бутырской заставы до Петровского парка начал регулярно курсировать первый трамвай – преемник конки. Начиная с этого момента, московские власти начали постепенно освобождать город от конно-железных дорог, чтобы уже к 1910-м годам трамвайные пути опутали Мясницкую улицу, Сретенку, Лубянку, связав окраины Садового кольца с центром.

К 1918 году протяженность трамвайных путей в Москве составила 323 км, к 1926-му – выросла до 395 км. К середине 30-х трамвай стал основным средством передвижения жителей столицы – он перевозил по 2,6 млн человек в день – при общей численности населения 4 млн. К тому времени Аннушка уже разлила масло на трамвайных путях, а Шариков произнес свое знаменитое «Чисто, как в трамвае!»: этот вид транспорта вообще не раз упоминался в литературных произведениях или становился местом действия в советских фильмах. У каждого москвича есть не только любимый трамвайный маршрут, но и своя история, связанная с трамваем. Автор этих строк, например, в первом классе забыла портфель в трамвае №7, тайком от родителей проехав одну остановку по дороге к подружке, сочинила историю о мальчиках, которые его отобрали, а потом жестоко поплатилась за вранье, когда ее родителям позвонили из трамвайного депо, а в газете «Вечерняя Москва» была опубликована заметка про ученицу одной московской школы, оставившую в трамвае собственный портфель.

Сегодня в столице действует пять трамвайных депо, а общая протяженность трамвайных путей составляет 418 км. Это ненамного больше, чем в 1926-м, но сегодня у москвичей, помимо трамвая, есть метро, магистральные автобусы, троллейбусы и даже МЦК. Но сотрудники «Газеты.Ru» все же особенно нежно относятся именно к трамваю, ежедневно добираясь на нем от редакции до метро «Шаболовская или «Тульская». А по ночам мы можем воспользоваться трамваем №3 и доехать до самых «Чистых прудов». Поздравляем московский трамвай с юбилеем и предлагаем посмотреть нашу фотогалерею.