Reuters

«Формула-1» получит турбоскидку

На болиды «Формулы-1» будут устанавливаться турбомоторы

Сергей Демидов

С 2013-го года на болиды «Формулы-1» будут устанавливаться турбированные двигатели. Это никак не повлияет на мощность и скорость, зато сильно снизит расходы на топливо и привлечет в «королевские гонки» «Фольксваген» и «Ауди».

Руководители «Формулы-1» достигли договоренности о том, что с 2013-го года команды перейдут на турбомоторы. На смену нынешним двигателям должны прийти четырехцилиндровые моторы объёмом 1,5 литра с прямым впрыском топлива и двумя турбинами. Новый регламент на моторы будет действовать как минимум шесть лет.

Новые моторы должны потреблять меньше топлива, чем нынешние двигатели V8 объёмом 2,4 литра, рассказал «Газете.Ru» президент Федерации автоспорта России Игорь Ермилин. «Во-первых, уменьшится мощность двигателя и, насколько я знаю, планируется ввести ограничение на уровне 500 кВт (680 лошадиных сил). Меньшая мощность означает меньший расход топлива».

При этом FIA планирует активное использование системы KERS, которая аккумулирует энергию при торможении.

 8-цилиндровый двигатель V8 объёмом 2,4 литра
8-цилиндровый двигатель V8 объёмом 2,4 литра
Reuters

«Ввод системы KERS также сэкономит расход топлива, но система будет мощнее, чем сейчас, на уровне 100 кВт. То есть нельзя говорить, что турбомоторы будут не такие мощные. 600 кВт – это современный уровень, а эффективная система рекуперации и меньший перепад веса болида позволят экономить топливо без потери скорости».

Изменения направлены не только на привлечение новых спонсоров, но также на автопроизводителей, рассматривающих возможность прихода в «Формулу-1». В частности, это касается «Фольксвагена» и «Ауди», о чьем желании прийти в «королевские гонки» известно давно.

«Для зрителя изменения вообще будут не очевидны, — считает Ермилин. — Решение принято исключительно в целях оптимизации, так как в болидах будет много стандартных компонентов. Вследствие этого снизятся и расходы, что привлечет автомобильные компании».

Турбомоторы уже применялись в «Формуле-1».

 Последний «турбированный» чемпион Айртон Сенна
Последний «турбированный» чемпион Айртон Сенна
Reuters

Первый двигатель с турбонаддувом был использован командой «Рено» в 1977-м году. В целях снижения скоростей в 1984-м году FIA ограничила размер топливного бака. В 1988-м году было введено ограничение на допустимое давление наддува, а в 1989-м году турбодвигатели вообще были запрещены. Последним «турбированным» чемпионом в 1988-м году стал Айртон Сенна, чей болид был снабжен двигателем Honda V-6.

«В 80-х годах BMW снимала в квалификации со своих 1,5-литровых 4-цилиндровых моторов 1250 л.с., — рассказал президент Федерации автоспорта, добавив, что на надежности переход на турбонаддув никоим образом не скажется. — Сегодняшние моторы не дотягивают до той мощности и половины, а вопрос о надежности даже для квалификации не стоял. На гонку они уменьшали давление наддува до уровня 1100 л.с. и спокойно доезжали до финиша. Причем, надо учитывать, что это были технологии 80-х годов. Так что спустя 25-30 лет проблем с надежностью быть не должно. Тем более что мощность моторов для квалификации будет в два раза меньше, чем в то время».

Всего FIA рассматривала два проекта изменений в регламенте, второй из которых – газотурбинный двигатель.

 Турбированный мотор «Рено»
Турбированный мотор «Рено»
Reuters

Он спроектирован компанией Project 1221, которая занимается разработкой газотурбинных силовых установок для всех видов транспорта, в том числе и воздушного. Руководитель компании Андреас Андрианос утверждал, что готов наладить производство газотурбинных двигателей специально для «Формулы-1» уже к 2013-му году. Здесь, однако, существует ряд сложностей, главная из которых – необходимость изменения концепции шасси, так как турбину нельзя использовать в качестве силового элемента конструкции. В этом случае придется идти на большие траты, что в условиях политики, направленной на ограничение расходов, маловероятно, даже несмотря на всю экологичность газотурбинных двигателей.

«Для «Формулы-1» это пока неинтересный проект, — считает Ермилин. — Вот если бы появились серийные автомобили, которые пользовались бы газотурбинным двигателем, было бы совсем другое дело».

С подробностями «королевских гонок» можно ознакомиться на странице «Формулы-1»