Газета.Ru в Telegram
Новые комментарии +

«Комментатор как актер»

Комментатор Александр Шмурнов о возможности работать на хоккейных матчах

Известный телекомментатор Александр Шмурнов в беседе с корреспондентом «Газеты.Ru» рассказал, почему водит своих детей на хоккейные матчи в Сокольниках, ответил, почему предпочитает хоккей концертам, а также сравнил футбольного комментатора с полузащитником на футбольном поле.

Александр Шмурнов, чей голос часто можно слышать на трансляциях футбольных матчей на спутниковом канале «НТВ-Плюс», регулярно приходит на матчи хоккейного «Спартака» в Сокольниках. Причем, всегда не один, а с детьми. Корреспондент «Газеты.Ru» поговорил с ним в одном из перерывов матча «Спартака» с «Атлантом».

— Насколько я понял, вы стараетесь не пропускать ни одного домашнего матча «Спартака».
— Ну, не пропустить ни одного матча невозможно. Я больше стараюсь приобщать к этому детей, чтобы они любили ходить на хоккей, на футбол. Так повелось, что в детстве я болел за «Спартак». Пускай они тоже болеют за красно-белых, хотя в этом нет никакого императива. Нам нравится, тем более что мы неподалеку живем от Сокольников.

— Вы можете себя назвать болельщиком «Спартака» именно сейчас?
— Вообще, это очень сложная тема для меня. Болеть болею, но, как многие болельщики, не вижу в этом какого-то смысла в своей жизни. Для меня это просто некий символ. Поскольку я работаю в журналистской профессии, то не считаю себя вправе болеть так, как остальные болельщики, и болею по-своему. Но, конечно, переживаю.

— В хоккейном «Спартаке» есть ли у вас знакомые из игроков или тренеров?
— Мы с детьми мы несколько раз спускались к раздевалкам, чтобы посмотреть, что происходит. Но, как таковых, знакомых нет. Я считаю, что у нас разные профессии со спортсменами. Мне приятно бывает с кем-то из них провести в беседе от пяти минут до часу времени. Но, по моему убеждению, если журналист общается со спортсменом, то так или иначе попадает в такую схему координат, мешающую его собственному взгляду, влияющую на непредвзятость отношений. Разумеется, мы всегда кому-то сопереживаем, нам интересно бывает с ними пообщаться. Но главное не переходить здесь грань, чтобы не начинать болеть за него как за своего. Поскольку это нечестно по отношению к другим.

— Вы уже обмолвились, что вашим детям нравится ходить на хоккей.
— Да, они, бывает, приходят домой и сами разыгрывают какие-то хоккейные матчи. У меня в этом плане такая задача не столько их воспитать, сколько самому попытаться себе доказать, что ходить с детьми на спортивные соревнования – это нормально и естественно. Что в этом есть реализация семейных, общественных, культурных ценностей. Для моих детей это больше не продвижение к фанатам, а общение с отцом. Считаю, для того, чтобы они ощущали общность в семье, надо научиться ходить на хоккей с детьми. В Сокольниках очень много детей.

Мне кажется, что нам надо стремиться к североамериканской модели, где хоккей, баскетбол, американский футбол – это большие спортивные театры, в которые ходят для того, чтобы почувствовать свою общность и испытать некие эмоции, позволяющие нормально жить, быть как дома.

Я сам когда-то был фанатом, у меня дети могут надеть шарфы, но вот фанатскую среду, группу я боюсь. Боюсь того, что толпа реализует не те чувства и стремления, которые близки мне и моим детям.

— Вы могли бы сравнить ощущения между походами на футбол и на хоккей, учитывая, что нецензурной брани усилиями КХЛ становится меньше, чем в футболе?
— На открытом воздухе люди всегда позволяют себе больше. Дома мы поем тихо, а на стадионе – во всю глотку, причем для нас это нормально. Это естественно, и ничего плохого в том, что человек в камерной обстановке ведет себя одним образом, а на открытом стадионе в числе 15-20 тыс., а то и больше, он настроен на проявление более резких эмоций. Что же касается создания атмосферы, то я за то, что делает сейчас КХЛ. Мы обсуждали, кто из ребят пойдет на «Динамо» — ЦСКА, а кто – на «Спартак» — «Атлант». На матч с «Атлантом» нет опасности попасть в полосу перекрестного мата. Старший сын это все уже слышал, и определенный иммунитет у него к этому есть. Поэтому он может пойти на первый матч и там заткнуть уши, как и я. А вот с младшим мы лучше пойдем на вторую игру. С таким явлением так не справишься, должно пройти время, чтобы те, кто это все скандирует, придут на стадион с семьями.

Мы все просто вышли из середины 90-х, когда свобода означала то, что можно было сделать то, чего раньше было нельзя.

И мы вылезли с этой свободой и до сих пор не можем залезть обратно. А иногда ведь хочется уюта. Мне скажут в ответ – иди на концерт. А я не хочу на концерт, я хочу пойти на хоккей и футбол, чтобы получить иные виды удовольствия. Футбол все это будет впитывать дольше, поскольку там эмоции более открытые, и людей приходит намного больше. Но я думаю, что к чемпионату мира 2018 года мы придем к тому, что футбольные стадионы будут более камерными, театральными, на которых будут болеть, к примеру, так, как в Ливерпуле.

— Мэтр вашего комментаторского цеха Юрий Розанов успешно совмещает работу на футбольных и хоккейных трансляциях. Вам предлагали подобное?
— Нет, тем более что я работаю в двух видах спорта, в которые я в детстве играл и играть продолжаю – на футболе и теннисе. В хоккей я не играть, хотя его я тоже люблю. Но я не имею такого морального права комментировать хоккей. В него я играл, что называется, на уровне детского лепета, поэтому мне трудно в этом виде спорта понимание эпизода. В футболе и теннисе я чуть больше понимаю, что может произойти с мячом.

Я считаю, что комментатор должен усвоить все, он должен, как актер, вжиться в свою роль.

Но делать он это должен постоянно, быть в курсе видов спорта, ощущать их каждой клеточкой. Хоккей с Юрой Розановым мы обсуждали. Он меня спрашивал, мол, попробуешь? Может, я когда-нибудь попробую. Может быть, в работе с ним, как говорится, сыграю в пас, поскольку я очень люблю работать с ним в паре. Но на постоянной основе я этого делать не буду.

— У вас проводится конкурс в корпусе футбольных комментаторов. Возможен ли такой же конкурс среди хоккейных специалистов?
— Я сейчас работаю как раз в жюри конкурса. И мое мнение таково, что футбольные комментаторы – наиболее синтетические, готовые к тому, чтобы работать в других видах спорта. Если приходит человек, у которого есть опыт участия в других видах спорта, плюс он заинтересован в этом с определенным уровнем универсализма, то его можно потихоньку инкорпорировать в другую среду. Я бы сравнил футбольного комментатора с полузащитником, видящим в разные стороны. А комментаторы других видов спорта, чаще всего, — строгие специалисты в своем деле. Поэтому мы пытаемся набрать именно футбольных комментаторов, чтобы затем попытаться найти в них специалистов по другим видам.

Другие материалы, результаты и положение команд можно посмотреть на странице Континентальной хоккейной лиги.

Новости и материалы
Дания нарастит военную помощь Украине
В Кремле прокомментировали секретную поставку американских дальнобойных ракет ВСУ
В Венгрии заявили, что НАТО становится активным участником конфликта на Украине
Экс-игрок «Зенита» объяснил, чего сине-бело-голубые не ожидали от «Рубина»
В Роспотребнадзоре объяснили, почему лайнер «Сергей Дягилев» не ушел в круиз
Российский тренер: путаю легионеров «Зенита» — может, Артур и есть Педро
ВСУ обстреляли жителей села в Брянской облсти
Fallout 4 стала доступна на PlayStation 5 и Xbox Series X/S
В Кремле отреагировали на передачу дальнобойных ракет США Украине
ФИФА и УЕФА могут отстранить испанские клубы и сборные от турниров
«АвтоВАЗ» может повысить цены на свои автомобили
Российские врачи спасли ребенка, проглотившего 56 магнитных шариков
Путин заметил гендерные изменения в российском бизнес-сообществе
Путин назвал главный принцип взаимодействия власти и бизнеса
Московская пенсионерка потеряла квартиру и 25 млн рублей после разговора с мошенниками
Артисты из США и Израиля приедут на Московский джазовый фестиваль
Стало известно, какой момент будет определяющим в чемпионской гонке РПЛ
Водитель скорой стал инвалидом после нападения россиянина на бригаду медиков
Все новости