Себастьян Феттель — двукратный чемпион мира
Гонщик «Торо Россо» Себастьян Буэми не добрался до финиша из-за плохо закрученного колеса
На старте Феттель достаточно жестко оборонял позицию от атак Дженсона Баттона
Феттель — самый молодой двукратный чемпион мира
Адриан Сутиль остался за бортом призовой десятки
Дженсон Баттон стал победителем Гран-при Японии
Не пройдя Феттеля на старте, Баттон обошел немца на пит-стопе
Марк Уэббер остановился в шаге от пьедестала
Феттелю достаточно было одного очка для завоевания титула. Но немец перевыполнил программу минимум, финишировав третьим.
Фелипе Масса обороняется от атак Марка Уэббера
Гонщики «Макларен» — Льюис Хэмилтон и Дженсон Баттон
Пилоты «Феррари» — Фелипе Масса и Фернандо Алонсо
Себастьян Феттель — двукратный чемпион мира
Гонщик «Торо Россо» Себастьян Буэми не добрался до финиша из-за плохо закрученного колеса
На старте Феттель достаточно жестко оборонял позицию от атак Дженсона Баттона
Феттель — самый молодой двукратный чемпион мира
Адриан Сутиль остался за бортом призовой десятки
Дженсон Баттон стал победителем Гран-при Японии
Не пройдя Феттеля на старте, Баттон обошел немца на пит-стопе
Марк Уэббер остановился в шаге от пьедестала
Феттелю достаточно было одного очка для завоевания титула. Но немец перевыполнил программу минимум, финишировав третьим.
Фелипе Масса обороняется от атак Марка Уэббера
Гонщики «Макларен» — Льюис Хэмилтон и Дженсон Баттон
Пилоты «Феррари» — Фелипе Масса и Фернандо Алонсо
  • Себастьян Феттель — двукратный чемпион мира
  • Гонщик «Торо Россо» Себастьян Буэми не добрался до финиша из-за плохо закрученного колеса
  • На старте Феттель достаточно жестко оборонял позицию от атак Дженсона Баттона
  • Феттель — самый молодой двукратный чемпион мира
  • Адриан Сутиль остался за бортом призовой десятки
  • Дженсон Баттон стал победителем Гран-при Японии
  • Не пройдя Феттеля на старте, Баттон обошел немца на пит-стопе
  • Марк Уэббер остановился в шаге от пьедестала
  • Феттелю достаточно было одного очка для завоевания титула. Но немец перевыполнил программу минимум, финишировав третьим.
  • Фелипе Масса обороняется от атак Марка Уэббера
  • Гонщики «Макларен» — Льюис Хэмилтон и Дженсон Баттон
  • Пилоты «Феррари» — Фелипе Масса и Фернандо Алонсо
1 12

«Стюарды должны были оштрафовать Феттеля»

Эксперт «Газеты.Ru» Борис Шульмейстер о Гран-при Японии

Борис Шульмейстер

Эксперт «Газеты.Ru» Борис Шульмейстер, подводя итоги Гран-при Японии, отметил заслуженность чемпионства Себастьяна Феттеля, но подчеркнул, что на месте стюардов гонки оштрафовал бы немецкого пилота вместе с Льюисом Хэмилтоном за опасные маневры на трассе.

Посмотрел Гран-при Японии с толком, чувством, расстановкой, имел возможность вникнуть, но, что называется, не пошло. Вроде были какие-то яркие моменты: Дженсон Баттон шикарно провел гонку, Себастьян Феттель стал двукратным чемпионом мира, Виталий Петров, несмотря на обычные тактические промахи команды, дрался как лев… Вроде все было в этой гонке, но удовольствия от просмотра в целом не получилось.

Льюис Хэмилтон снова показал себя очень невоспитанным автогонщиком. Он очень жестко вытеснял Фелипе Массу с трассы на 22-м круге. Совершенно четко во всех правилах, да и в гоночных понятиях прописано, что ты должен оставлять сопернику место до белой линии хотя бы размером с ширину автомобиля.

Хэмилтон повел себя некорректно, причем далеко не в первый раз, в этом сезоне за ним закрепилась слава грубияна.

Более того, я не понимаю, почему и Феттеля не наказали за очень жесткий маневр подобного рода на первом круге, адресованный Баттону. Если я был бы комиссаром гонки, то наказал бы проездом по пит-лейну и Феттеля, и Хэмилтона. И я чувствую, что эти два инцидента имеют связь. Феттеля не наказали, потому что он без пяти минут чемпион мира и очень популярен в Японии. Получилось заигрывание с публикой «Ах, золотой мальчик немножечко нахамил, ну мы ему после гонки выскажем». А когда такой же эпизод случился с Хэмилтоном, его уже не могли наказать в аналогичной ситуации. Получилась цепная реакция, и стюарды гонки в этой ситуации были не правы.

Уэббер смело и довольно эффектно прошел Сутиля на 38-м круге. Вообще, в течение этого сезона Марк зарекомендовал себя как человек, который с завидной регулярностью проигрывает старты, независимо от своей первоначальной позиции, а потом прорывается сквозь толпу пилотов путем очень ярких обгонов. Понятно, что Уэббер может обогнать не там, где ему удобно, а там, где он оппонента догнал. Но стоит учитывать, что большинство болидов в пелотоне гораздо медленнее, поэтому это выглядит так героически. Так что здесь больше заслуга автомобиля и команды.

Оформившего в Японии второе чемпионство подряд Феттеля в Германии несколько лет называли «маленьким Шумахером». Но парень-то растет, становится уже не маленьким, а большим, и не «Шумахером», а именно Феттелем, у него собственная манера, свой стиль, он действительно безукоризненно пилотирует.

Справка:

Борис Шульмейстер

Родился 11 ноября 1969 года в Москве.

Мастер спорта, спортсмен международного класса, серебряный призер Кубка Восточной...

Но победы немца (в том числе второе чемпионство) — это результат такой связки: талантливый пилот, быстрая машина и правильная команда.

В технических видах спорта иначе не бывает.

Стоит понимать, что команда — это не что-то костное, это то, что постоянно развивается. Даже если вы к началу сезона провели колоссальную работу, построили отличный автомобиль, без доработок он будет лучшим одну, максимум две гонки. Потом команды, которые смотрят на вас и анализируют, а этим в «Формуле-1» занимаются все, кроме беспросветных аутсайдеров, догонят и перегонят. То, что Феттель из гонки в гонку показывает поул-позишны и выигрывает, — это заслуга не только прекрасного гонщика Себастьяна, но и постоянная работа команды. «Ред Булл» постоянно прогрессирует, развивает свой автомобиль, следит за тактикой, работает с покрышками, анализирует погодные моменты, психологию пилотов других команд — все это важные моменты.

К сожалению, другая ситуация у Петрова. Как гонщик Виталий прогрессирует с каждой гонкой, он очень хорошо делает свою работу. Он надежен, он стабилен, пилотирует в последнее время очень безопасно. Но у него есть две проблемы: бездарный тактический штаб его команды и отсутствие в ней быстрого и опытного пилота. Отсутствие Кубицы в этом сезоне — это большая беда для «Лотус-Рено» и Виталия в частности. Петров все-таки делает в «Формуле-1» первые шаги — он на «Сузуку» попал второй раз в жизни. В этой ситуации все зависит от денег. Если «Лотус-Рено», скажем, сможет пригласить Кубицу обратно, то Виталия ждет более уверенный и лучший сезон. Но в любом случае если в отношениях Петрова с командой все в порядке, то надо оставаться в ней как можно дольше, надеясь, что она выйдет из затяжного кризиса.

Подготовил Денис Розов.

Другие новости «королевы автоспорта» можно посмотреть на странице «Формулы-1».