Накануне лигочемпионского матча со «Спартаком» вице-президент «Барселоны» Хавьер Фаус в рамках образовательных программ «Менеджмент в игровых видах спорта» и «Менеджмент в спортивной индустрии» бизнес-школы RMA рассказал об устройстве каталонского клуба.
«Барселона» — это гораздо больше, чем просто футбольный клуб, — сказал функционер. — «Барселоной» владеют 200 тыс. членов, а не один собственник. Раз в шесть лет мы проводим выборы руководства клуба, а занять руководящую должность, такую как президент или вице-президент, может любой член. Это похоже на схему управления городом или страной. Конечно, это предполагает определенные сложности, но при этом открывает и много возможностей».
— Как случилось, что «Барселона» стала брендом?
— У нас богатые внутренние ценности и мощь, но при этом мы нацелены на рынок, на то, что требуют люди. Собственники решают, что нужно клубу, в какую сторону ему развиваться, но мы всегда блюдем основные принципы. В первую очередь, это манера игры — уже около сорока лет «Барселона» стремится играть в атакующий футбол, в любом матче ставя задачу победить.
Во-вторых, мы чтим наши внутренние ценности: уважение, командная работа, скромность и честолюбие. Эти качества мы воспитываем в игроках с малых лет, а если они их не принимают, мы с ними расстаемся.
Третий компонент успеха — это наша академия. Желание воспитывать своих игроков — стратегически-экономическая цель. Мы не можем позволить себе покупать игроков за огромные суммы, как делают многие топ-клубы. Поэтому мы вкладываем деньги в нашу академию. От нее идет один из основных секретов успеха нашей команды – и игроки, и тренеры работают одинаково, как в академии, так и в основной команде. Поэтому когда молодой игрок приходит в основную команду, он уже знает, что и как делать, потому что он десять лет играл в таком стиле. Именно поэтому «Барселона» легко переживает смену главного тренера.
— Как «Барселона» зарабатывает на своей популярности?
— «Барселона» — это мультиспортивный клуб. Помимо футболистов у нас есть еще команды по баскетболу, гандболу и даже хоккею. Всего мы представлены в девяти видах спорта. Мы идем в ногу со временем, и чтобы развить популярность используем современные технологии. В социальных сетях у нас зарегистрировано почти 350 млн болельщиков. Примерно 50 млн из них активны. Если каждый из них в год будет платить по одному евро, мы получим отличную прибыль. Но добиться этого тяжело. Поэтому популярность в социальных сетях мы рассматриваем в первую очередь, как возможность получить хорошего большого спонсора. Нас не интересуют 20 мелких партнеров, а предпочитаем иметь пять крупных.
— Как «Барселона» смотрит на развитие спорта в будущем?
— Мы считаем, что футболу нужно больше легализации. Тогда будет расти его популярность по сравнению с остальными видами спорта. Футбольные матчи будут смотреть все больше людей по всему миру, даже там, где сейчас это не самый популярный вид спорта, в США, Индии и Азии.
В мире будет несколько клубов, которые станут глобальными брендами, такими, каким уже сейчас является «Барселона». Но в то же время снизится популярность менее известных клубов. Как показывает практика, потребитель способен запомнить пять клубов, а не 20. Наша цель – сохранить себя на самом высоком месте.
— Как устроена работа академии «Барселоны»?
— Академия у нас одна и мы не хотим создавать реплики по всему миру. Мы сотрудничаем с 250 школами по всему миру, у которых нет цели подготовить игрока основного состава нашей команды. Но при обнаружении талантливого игрока, мы его просматриваем и решаем вопрос о приглашении в нашу академию. Там уже молодой футболист тренируется и живет по нашим принципам, и если мы видим, что он нам не подходит, то просим его уйти. Если же игроку удалось пройти весь курс подготовки, тогда уже рассматривают вопрос о приглашении в главную команду. Не один футболист из наших воспитанников не сможет играть за «Барселону», не завершив полного обучения в академии.
— В последнее время «Барселона» решает вопрос реконструкции «Камп Ноу» или строительства новой арены. Чем не устраивает старая арена?
— «Камп Ноу» — отличный стадион, но ему уже почти 60 лет, он был построен в 1957 году. Нам нужно обновить арену или построить новую, чтобы соответствовать уровню ведущих европейских клубов. «Манчестер Юнайтед», «Арсенал», «Бавария» и «Реал» в последнее время реконструируют старые стадионы, либо построили новые.
— Насколько дорогой будет возможная новая арена?
— Даже если мы будем строить новый стадион, мы не будем много в него вкладывать. Причина вот в чем – у нас 80 тыс. держателей сезонных абонементов. Стоимость абонемента составляет 25 процентов от суммы, которую мы бы получили за продажу отдельного билета на каждый матч. Но блюдем традиции – полные трибуны, и стараемся сделать все для удобства болельщиков.
Ознакомиться с другими материалами, новостями и статистикой можно на странице Лиги чемпионов.