В среду президент «Ганновера» Мартин Кинд поделился секретами управленческого мастерства со студентами факультета «Менеджмент в игровых видах спорта» бизнес-школы RMA. Перед лекцией Кинд ответил на несколько вопросов корреспондента «Газеты.Ru». Оказалось, что «Ганновером» он руководит уже более 15 лет: «И деньги за это я не получаю. Работаю на общественных началах!» — подчеркнул 68-летний функционер.
Соперника «Ганновера» в Лиге Европы — «Анжи» — Кинд изучил внимательно. «За российским рынком мы всегда следили, — отметил он. — И историю «Анжи», разумеется, знаем. И это успешная история. Естественно, мы в курсе, что некий состоятельный человек инвестировал в «Анжи» очень много денег. И вот «Анжи» договорился с весьма известными футболистами, можно сказать – звездами. Результат налицо: «Анжи» борется за чемпионство».
— Как в Германии относятся к клубам, которые тратят миллионы, к таким, как «Анжи»?
— В каждой стране есть своя футбольная философия, своя модель развития футбола. И если говорить об «Анжи», то финансовые вложения его владельца способствовали, насколько я знаю, не только улучшению результатов команды, но и развитию футбола в целом.
— Немецкий чемпионат, в отличие от российского, полностью окупается и, более того, много зарабатывает…
— Во-первых, немецкий футбольный рынок изначально развивался не так, как российский. У него совершенно иная структура. А во-вторых, надо отметить, что у нас, в Германии, очень четко организована система лицензирования клубов. Очень хорошие деньги мы получаем от телевидения – это 30–40% от общего бюджета. Еще 30–40% – это средства спонсоров. Размещение логотипа спонсора на футболке — самое дорогое удовольствие. Оставшаяся часть – продажа билетов и мерчендайзинга. В общем, с финансами у немецких клубов, как правило, все стабильно.
— Многие российские клубы живут на деньги государства.
— Я считаю, что это неправильный подход. Как можно тратить деньги налогоплательщиков на содержание футбольных клубов? Это совершенно бесперспективно.
— В Германии было что-нибудь подобное?
— Было. И совсем недавно. Примерно три года назад власти Гельзенкирхена дали «Шальке» около €30 млн. Но это исключение из правил.
— Летом в «Ганновер» из «Зенита» вернулся Сабольч Хусти. Довольны его игрой?
— Для нашей команды он – важная фигура.
Нравится, что у Хусти никогда нет проблем с мотивацией.
Мы купили Хусти у французского «Метца» в 2006 году. Это был хороший трансфер. Потом отдали Сабольча в «Зенит». Спустя три года он вернулся и, как и прежде, играет качественно.
О том, как «Ганновер» расходует деньги, готовит молодых футболистов и взаимодействует с объединениями болельщиков, Кинд подробно рассказал студентам.
О зарплатах футболистов
«Основная статья расходов — это, конечно, первая команда, — поведал он. —
Так, в 2013 году расходы клуба на зарплату игрокам составят порядка €35–38 млн.
Хочу дать вам совет, который заключается в следующем: очень не рекомендую тратить на содержание первой команды более 50% годового оборота клуба. Хотя, если посмотреть на реальные расходы многих клубов, этому правилу следуют далеко не все. На ближайшие годы у нас поставлена задача выйти на оборот в €100 млн. Сейчас эта цифра — €80 млн».
О подготовке резерва
«На подготовку резерва в любом клубе выделяется очень серьезное финансирование, — поведал Кинд. —
Наш клуб, в частности, тратит на эти цели €3,5 млн ежегодно. Главная цель таких вложений – повышение уровня профессионализма при подготовке резерва.
Мы стремимся к такому результату, чтобы каждый год готовить в основную команду не менее одного человека из резерва. Могу отметить, что в последнее время нам это вполне удается».
О работе с болельщиками
«Нельзя не сказать о том, что мы имеем определенные проблемы с некоторыми структурами в фанатской среде, в первую очередь с так называемыми ультрас,
— сказал Кинд. — С ними у нас постоянно две проблемы: во-первых, это использование на стадионе пиротехники, которая запрещена в Германии, и, во-вторых, это агрессивность и готовность к насилию. В нашем клубе, как, в принципе, и в остальных клубах бундеслиги, существуют специальные сотрудники, занимающиеся работой с фанатами. Эти люди осуществляют контакты с фанатскими группировками и объединениями, стараются направлять и как-то структурировать отношения между клубом и фанатской средой. Ежегодно мы проводим от четырех до шести встреч с лидерами фанатских объединений, в которых мне, как президенту клуба, приходится принимать непосредственное участие. Можно сказать, что во время этих встреч реализуется очень широкий уровень коммуникации — это и мероприятия, где обмениваются информацией, делятся планами на будущее, высказываются какие-то взаимные претензии».
Другие новости и материалы можно посмотреть на странице Лиги Европы.