Газета.Ru в Telegram
Новые комментарии +

«Вне ринга мы обычные девушки»

Чемпионка мира по муай-тай Екатерина Вандарьева о проблемах женского спорта

Трехкратная чемпионка мира по тайскому боксу Екатерина Вандарьева в эксклюзивном интервью «Газете.Ru» рассказала об отношении к решению МОК убрать спортивную борьбу из Олимпийских игр. Также она поведала о том, как дала отпор маньяку.

Любители спорта привыкли к тому, что на ринг выходят здоровенные мужики с большущими кулаками, и начинают мутузить друг друга до потери пульса. Но, не все знают, что есть в ринге и милые девушки, без которых мир единоборств был бы просто неполноценным. С одной из таких приятных девушек и побеседовал корреспондент «Газеты.Ru». Знакомьтесь, трехкратная чемпионка мира по муай-тай Екатерина Вандарьева.

— Кто же тот человек, который привел хрупкую девушку в зал для единоборств?
— Я в школе общалась с мальчиком, который учился в параллельном классе. Он мне и рассказал про клуб, в котором тренируется много чемпионов мира по муай-тай, много талантливых ребят. А я как раз давно хотела заниматься боевыми искусствами. Когда пришла, сразу попала к 20-кратному чемпиону мира Андрею Кулебину.

Сначала все ребята конечно подумали, что я для себя пришла позаниматься. А меня это очень сильно задело, ведь я всегда была очень сильной девочкой.

— То есть вы изначально шли в зал с профессиональной целью, а не для того, чтобы посмотреть на накаченных молодых людей?
— Вот об этом совсем не думала. Я хотела поступить в академию МВД, а хорошая боевая подготовка была бы только плюсом. Когда первый раз шла в зал, даже и не думала, что когда-то буду биться на ринге. Считала, что это совсем не женское дело. А потом попробовала, и понеслось! А вообще, я многими видами спорта занималась, но всегда хотела сама отвечать за свой результат.

— А как на такое, не совсем женское увлечение, реагируют родные?
— Вообще, девочкам обычно запрещают идти в единоборства. Мол, травмы и все такое. Моя мама подумала, что я для самообороны пойду позанимаюсь. И, конечно, одобрила. Минск же опасный город. Она даже не поверила, когда я чемпионат Белоруссии сначала выиграла, потом стала первой на мире.

Мама думала, что это шутка какая-то. А отец наоборот помогал. Он занимался тяжелой атлетикой и даже стал вторым в чемпионате СССР. А потом его карьера закончилась, и теперь папа все вкладывает в меня. Он был категорически против того, чтобы я уходила из спорта.

— А в жизни увлечение как-нибудь пригодилось? К примеру, кто-то в школе за косички дергал, а вы на нем технику потом оттачивали.
— В школе за косички не дергали (смеется). Вот в жизни – было несколько раз.

В подъезде на меня нападал маньяк. А месяц назад какой-то неуравновешенный человек пытался зачем-то потрогать меня на улице. Я возмутилась, а в результате в меня полетели прямые удары. Я тут же бросила все свои сумки и решила дать ему сдачи. А он давай деру! Я его догнала и попинала немного. Ну вот какой из него мужик?!

— В жизни бывают всякие ситуации. А вот мальчиков защищать никогда не приходилось?
— Ну нет. Такого, конечно, не случалось. Таких молодых людей со мной не было. Мне же хочется, чтобы рядом с мужчиной я была девушкой. Этого хочет любая девушка вне зависимости от деятельности. Необязательно чтобы парень был чемпионом мира! Я, к примеру, вообще равнодушна к нашим ребятам, потому что в этом мужественность не измеряется. Я вот стала чемпионкой мира, и что, я теперь мужчина? Нет. Тем более о ребятах я слишком много знаю… (смеется).

— А как ребята реагируют, когда узнают, что объектом их симпатии стала трехкратная чемпионка мира по муай-тай?
— Ну, я обычно прямо так не говорю: «я – чемпионка мира!». Просто говорю, что занимаюсь тайским боксом. Некоторые ребята не верят, думают, что я шучу. Демонстрировать, конечно, ничего не приходится. Но мое увлечение никого не пугает. Но тут есть и обратная сторона.

К примеру, если я знаю, что мальчик занимается балетом, я сразу призадумываюсь (хмурится). А вот парням вообще без разницы, чем ты занимаешься. Их наоборот это заинтересовывает. Да и у меня на лбу не написано, что я людей бью.

У нас в зале девочки все такие милые, хорошие. Обычно ведь так и бывает: когда против тебя выходит груда мышц, она же быстро и падает. А когда выходит миленькая девочка, с ней приходится повозиться.

— А много ли девушек увлекались муай-тай в то время, когда вы пришли в зал? Или вы были единственной представительницей слабого пола в зале?
— Нет. У нас было много девочек. Мне очень повезло в том, что я тренировалась в том зале, где уже занимались действующие чемпионки мира. И мне сразу захотелось догнать их, подняться на высокий уровень. Это уже сейчас я тренируюсь в основном с мальчиками. Количество девочек из-за снижения финансирования уменьшилось. Это раньше они могли днем работать на рынке, а вечером идти колбаситься в зале. А мне сейчас в этом плане легче, я получаю стипендию.

— Каким был ваш первый успех в серьезных боях? Сильно ли все изменилось с того момента?
— Успех был на первом же моем чемпионате мира. До того, как на него приехать я прозанималась всего около года. Был, правда, еще первый профессиональный турнир на Кипре, где я победила сильную спортсменку из Греции. Сейчас я сравниваю себя настоящую с собой того времени, и понимаю, что разница огромная! Тогда все было как пойдет, на эмоциях. А сейчас я уже вижу всю расстановку боя, все ходы.

— А не было желания перейти из категории муай-тай в другие виды единоборств?
— Я сейчас и так перешла в К1. Но это смежный вид. Меня постоянно спрашивают про ММА, но у меня такого желания нет вообще. Мне это напоминает ситуацию, когда зверей закидывают в клетку. В муай-тай и К1 я контролирую бой, я знаю, что мне не навредят. Я же должна думать о своем здоровье прежде всего. А в ММА очень редко бывает, что бой проходит без травм. Там такое мясо! Тем более там много борьбы, в которой я вообще ничего не понимаю. Мне это вообще неинтересно. Я понимаю, что это не мое. Мне даже смотреть на это неинтересно. Да и гнаться за гонорарами я не вижу смысла.

— Вы трехкратная чемпионка мира. А много ли сейчас на планете девушек, которые показывают такой высокий уровень?
— Вообще достаточно. Сейчас стараются больше уделять внимание нашему виду спорта. При том, именно в женском его варианте. Ведь по подсчетам, зрительский интерес к дерущимся на ринге женщинам выше, чем к мужчинам. Хотя многие говорят, что женское дело у плиты стоять. Но все равно все ходят и смотрят. При том, я стараюсь биться именно технично, чтобы поединок не был похож на цирк. Но и такие бои должны быть, чтобы поднимать людям настроение.

— Есть ли какие-то мысли о том, что будете делать после завершения карьеры?
— У меня нет какого-то конкретного времени, когда я завершу карьеру. У меня есть определенные планы, и у меня они все разложены по полочкам. Сейчас идет развитие нашего вида спорта. Особенно в Азии. Японцы и тайцы просто балдеют от муай-тай. Сейчас у меня постоянные приглашения на турниры, естественно гонорары растут и популярность. Я очень большое удовольствие испытываю от того, что я не зря занимаюсь спортом. Особенно, когда меня многие благодарят. Пишут: «спасибо вам, пришли в спорт, глядя на вас».

Сейчас ведь сложилась такая тенденция, что мол, из людей спорт делает инвалидов. Что из девушек бокс делает страшными. Но так ведь не бывает. Возможно, они уже приходят в спорт такими. Человек же хуже стать не может.

Хочется показать людям, что движение — это жизнь. Но при этом, я понимаю, что я все-таки девушка. Мне тоже хочется семью. Хочется как-то развиваться в профессии. Я же не только в ринге. Я же учусь. У меня есть мозги.

— Есть ли какой-то идеал, на который ориентируетесь по жизни?
— Единого примера у меня нет. Но когда я пришла, это был Кулебин. Потому что он идеал в тайском деле. А сейчас я от каждого бойца беру то, что мне нравится. Плюс многое беру от соперниц и оборачиваю их же оружие против них. Я понимаю, что все идеально не бывает. Когда думаешь про ноги, где-то забываешь про руки. Но я стараюсь быть разносторонним бойцом.

— Недавно исполком МОК рекомендовал убрать борьбу из олимпийской программы. Какое у вас отношение к подобному решению?

Столько поколений борцов росло ради олимпийских побед. И сейчас зарубать их было бы неправильно. Но я бы подсократила виды. Знаю многих борцов, и считаю, что они смогли бы перестроиться.

Безусловно, борьба не настолько зрелищна, как тот же теннис. Но убирать ее полностью было бы неправильно. Очень многое может поменяться. Но тайский бокс вряд ли сможет попасть на Олимпиаду. У нас главенствуют две федерации и они никак не могут договориться о подаче заявки. Как мне рассказали, они не могут договориться по финансам. Говоря кратко, бардак. На Игры конечно хотелось бы попасть в качестве участника. Но в душе понимаю, что уже не попаду туда. Даже если тайбо допустят, мне будет уже много лет. И я не представляю, как к примеру, в 35-летнем возрасте участвовать в столь серьезных соревнованиях. У меня уже наверняка будут дети и семья. Во всем должна быть мера и смысл.

— А есть еще какой-то спорт, которому отдаете предпочтение?
— Смотреть мне нравится на фигурное катание. Нравится еще женский большой теннис. Исключительно женский. Тем более там наша Виктория Азаренко показывает отличные результаты. Она — большая молодец. Теннисистка от бога, талант. Вызывает у меня восхищение. Часто задаю себе вопрос, за счет чего в Белоруссии родилась теннисистка такого уровня? В тайбо же тоже было много чемпионок мира. А Азаренко одна такая. Понятно, что она занималась в академии в США. Но она смогла все добиться только благодаря своему таланту.

— Нет обиды, что в Белоруссии пройдет чемпионат мира по хоккею, проходит мировое первенство по велоспорту на треке, а серьезных соревнований по муай-тай не проходит?
— Обидно конечно. Мы с каждого чемпионатов мира и Европы привозим столько медалей, сколько ни один вид спорта не привозит. Все-таки спорт — это в первую очередь реклама страны. И тайский бокс — не исключение. Обидно, что государство не выделяет ни копейки на этот вид спорта. Мы стоим в последней категории по финансированию. Есть такая проблема — многие пишут: «ты белоруска, значит тебе купили эти титулы, мол, белорусы все лохи и талантов в этой стране нет».

У людей сложился стереотип, что все белорусское — полная лажа и все тут. Хотя у нас очень много талантов. Просто в них не вкладывают деньги, и они уезжают из страны.

Понятно, что мы хотим от спорта в первую очередь медалей. Но люди должны за что-то жить. Зарабатываем же мы за границей и за счет боев. Хотя у нас есть серьезные девочки, в которых вкладывают средства. Домрачева к примеру, или Герасименя. Но у них олимпийские виды. Меня вот телеканал «Евроспорт» включил в двадцатку лучших спортсменок. А поздравил в итоге только тренер. В основном, наше развитие идет от социальных сетей.

— А как молодой человек реагирует на то, что у вас в соцсети девять тысяч друзей и многие из них парни?
— Он правильно реагирует. Он же понимает, что я с ними со всеми просто не могу общаться, встречаться. Он иногда даже читает, смеется. Раньше у меня был мальчик, который ревновал даже к двум сотням друзей. А нынешний понимает, что я помогаю людям. Но я отвечаю только по делу. А бывают и такие, которые начинают гадости всякие писать, сплетни. Но в целом меня поддерживают.

— Нет желания написать президенту Белоруссии Александру Лукашенко о проблемах тайского бокса?
— Мне хочется скорее с ним лично поговорить. Но я не знаю, насколько это возможно. Я знаю, что в России люди пишут президенту, и он находит время встретиться с людьми. У нас же такого нет. У нас есть собрания, исполкомы, где все просто рассказывают об успехах и неудачах. Но встреча с президентом многое бы изменила. Ну вот что можно сейчас сказать про наш хоккей? В «Динамо» минском одни иностранцы. Но у них все на высшем уровне. За них все собирают, все им стирают. А у нас даже зала нет.

— На одном из ближайших турниров W5 Fighter вы будете выступать вместе с известным своей жесткой манерой боя Майком Замбидисом. Какое у вас к нему отношение?
— На самом деле, у него очень агрессивная манера. Его соперники просто выходят на ринг, и даже боятся к нему притронуться. Просто выводят себя на мясо. Не понимаю, зачем тогда выходить. Может денег хотят заработать. Я стараюсь придерживаться нейтральной точки зрения к Майку. Но взять наших чемпионов мира. Они когда видят, что человек выходит в роли груши, то они не стараются его добивать или убивать. Они проявляют уважение к сопернику. Это превыше всего. Но сейчас имеет место невоспитанность. Бьют после гонга. Это нужно пресекать и за это наказывать. Тут все должно быть по-честному.

— Люди, которые смотрят ваши бои удивляются, почему вы выходите на ринг в каблуках. Откуда возникла эта идея?
— Идея исключительно моя. Давно хотелось придумать что-нибудь этакое. И вот на одном из турниров я решила — «была не была». И вот уже играет моя музыка, я надела эти туфли. Пошла. И мне так это понравилось. Такой акцией я хочу показать, что вне ринга мы обычные девушки. Умеем и на каблуках ходить. И, это конечно, не из рестлинга, где тоже все что-то придумывают. Я его вообще не понимаю. Я не могу на это смотреть. Полная чушь. А вот когда я в ринг вхожу, то сразу становлюсь бойцом. Я строго разделяю эти два понятия. А нас все обвиняют, что мы готовить не умеем, что мы отбитые-перебитые. Но это не так. Сколько девочек-бойцов я знаю, мне кажется, что лучше жен просто нет. За счет того, что они всю жесткость выбрасывают в ринге, они в жизни такие милые, нежные. Поэтому нормальные мы девушки, просто у нас такое хобби!

Другие новости и материалы о ММА можно посмотреть на странице единоборств.

Новости и материалы
Стало известно, как будет развиваться лунная программа России
Молдавский депутат назвал число оппозиционеров, подвергшихся обыскам в аэропорту Кишинева
Песков прояснил позицию Кремля по созданию VPN-сервисов в России
Стало известно, как Анджелина Джоли влияет на новые отношения Брэда Питта
В Кремле оценили роль Ельцина в становлении современной России
Траты россиян на автомойки и детейлинг резко выросли
Чемпионку мира Слуцкую обвинили в употреблении допинга
Стало известно о перспективах голливудских фильмов после возвращения на российский рынок
Компания Samsung выпустила восстановленные прошлогодние смартфоны
Apple выпустит для iPad приложение, которое пользователи ждали 14 лет
Россиянин прятал в сарае 68 минометных снарядов
РФ осудила односторонние санкции в отношении стран Африки
Врачи спасли 220-килограмового россиянина с гигантской опухолью с признаками нагноения
Уровень воды в реке Ишим в районе Абатского превысил критическую отметку
Звезда «А зори здесь тихие» показала фигуру в ярком бикини
В Кремле не знают, обсуждал ли Путин с Шойгу арест Иванова
В Кремле анонсировали большое совещание по паводкам с участием Путина
Безбилетник напал на пассажира метро в Москве из-за замечания
Все новости