Эстафета священного огня берет свое начало в 1936 году на XI летних Олимпийских играх в Берлине. Именно тогда генеральный секретарь Международного олимпийского комитета (МОК) Карл Дим предложил идею транспортировки священного огня, который будет зажжен в Олимпии и доставлен в страну — хозяйку Олимпийских игр. Для ее реализации немецким скульптором Вальтером Лемке был сконструирован первый факел с уникальным дизайном.
По традиции за несколько месяцев до открытия игр в Олимпии при помощи параболического зеркала зажигают олимпийский огонь, откуда он начинает свой путь в город, проводящий Олимпийские игры. Обычно факел с главным символом спортивных состязаний несут бегуны, однако существуют и другие способы его транспортировки, которые постоянно меняются. За историю олимпийского движения факел везли на машине, самолете, корабле, шлюпке, мотоцикле, оленьей упряжке, верблюдах, водных лыжах, инвалидной коляске. К тому же маршрут факельной эстафеты, разрабатываемый оргкомитетом Игр, с каждым разом становится все более оригинальным и поразительным. Символ мира и единения людей проносят через горные массивы, водоемы, используя различные виды транспорта и даже средства космической связи.
Первыми отличиться и нарушить вековые традиции священной Олимпии решили организаторы VI зимних Олимпийских игр, которые проводились в Осло. Тогда священный факел зажгли не на родине Олимпийский игр, а в камине дома-музея «отца современного лыжного спорта», норвежца Сандре Норгейма. Поэтому и весь путь эстафеты был пройден на лыжах.
Не менее оригинальный способ транспортировки олимпийского огня был осуществлен на летней Олимпиаде в Хельсинки в 1952 году. Тогда горящий факел перевозили в самолете в специальной капсуле, похожей на светильник. К тому же, когда олимпийский огонь проходил в Финляндии, его смешали с пламенем, зажженным от незаходящего полярного Солнца.
Однако самый поразительный способ транспортировки олимпийского огня был придуман в 1976 году на XXI летних Олимпийских играх в Монреале. Влияние научно-технического прогресса подвигло организаторов создать самый уникальный метод перемещения огня – через открытый космос. Олимпийское пламя было превращено в электрический ток, а затем в радиосигнал. С Мраморного стадиона Олимпии он был передан с помощью спутника за океан, в Оттаву – столицу Канады, где привел в действие лазерный луч, который и зажег олимпийский огонь в чаше, установленной перед зданием парламента. После чего эстафета продолжилась. Более того, в тот год впервые за всю историю Игр огонь зажгли вместе юноша и девушка — пятнадцатилетние Стивен Префонтейн и Сандра Хендерсон.
Кстати, повторить космический подвиг своих канадских коллег планируют и организаторы будущей олимпиады в Сочи, которые уже поставили перед Роскосмосом такую цель.
Не менее интересным и парадоксальным стало перемещение олимпийского пламени под водой. Такое приключение огонь Олимпиады испытал на австралийской земле во время XXVII летних Олимпийских игр 2000 года в Сиднее. У восточного побережья Австралии, неподалеку от Большого барьерного рифа, морской биолог Крейг Данкен в течение трех минут плыл со снабженным специальной горелкой факелом этап подводной части эстафеты. Для такой транспортировки учеными был разработан специальный искрящийся состав. Он позволял огню не только гореть, но и излучать под водой большое количество света.
Помимо путешествия по разным стихиям природы, олимпийский факел перемещался по миру и на весьма необычных транспортных средствах. Перед открытием Олимпиады 2004 года в Афинах состоялась первая кругосветная эстафета олимпийского огня, которая длилась 78 дней и затронула все пять континентов. Символ чистоты и вечной жизни посетил все столицы летних Игр современности. Впервые побывал в Южной Америке и Африке, где по территории Египта его переносили с помощью «кораблей пустыни» – верблюдов.
Подобная идея очень понравилась губернатору Астраханской области Александру Жилкину, который предложил организовать один из этапов олимпийского огня на верблюдах.
История эстафеты олимпийского огня знает и массу других не менее интересных способов транспортировки главного вестника Олимпии. Например, в 1988 году в Калгари символ главного состязания четырехлетия был транспортирован на снегоходе, в 1992 году перед зимней Олимпиадой в Альбервилле олимпийский огонь пролетел на сверхзвуковом самолете Concorde. Через два года в Лиллехаммере организаторы Игр использовали в эстафете оленью упряжку и парашют, более того, впервые часть этапа олимпийский факел проносили на инвалидной коляске. Не отстали в оригинальности и американцы. В 2002 году перед Олимпиадой в Солт-Лейк Сити олимпийский факел прокатился на собачьей упряжке и санях, запряженных лошадьми. Необычной выдумкой в 2006 году отличились и итальянцы, которые для перевозки огня в столицу Игр Турин использовали венецианскую гондолу и болид «Формулы-1» команды «Феррари».
Олимпийский огонь путешествует по миру самыми поразительными и оригинальными способами, а страны-хозяйки уже не первое десятилетие соревнуются друг с другом в оригинальности маршрута. Предстоящая эстафета олимпийского огня Игр-2014, наверняка, готовит нам свои сюрпризы. Например, в планах у организаторов – поднять олимпийский огонь на самую высокую точку страны — вершину Эльбруса и опустить под воду на дно самого глубокого озера — Байкала.
Эстафета главного вестника Олимпии всегда завораживает своей масштабностью, оригинальностью и красотой. Для олимпийского огня не существует преград, границ и расстояний, ведь именно он в преддверии Олимпийский игр, являясь символом мира и дружбы, объединяет всех людей под эгидой самого большого спортивного праздника.