Велогонщики «Катюши» на тренировке перед «Тур де Франс»
Велогонщики «Катюши» на тренировке перед «Тур де Франс»
РИА Новости

Залпы «Катюши»

Российская велокоманда «Катюша» отмечает пятилетие

Иван Карпов

За пять лет существования профессиональная команда «Катюша» сумела занять лидирующие позиции в мире цепей и педалей. «Газета.Ru» оценила жизненный путь детища Игоря Макарова.

От проекта развития до «Катюши»

Все началось весной 2008-го, когда благодаря усилиям большой тройки в лице Алексея Миллера («Газпром»), Сергея Чемезова («Ростехнологии») и Игоря Макарова («ИТЕРА») был создан Общероссийский проект развития велоспорта. Его идейным вдохновителем стал Макаров, в прошлом известный велогонщик, более десяти лет защищавший цвета сборной СССР.

Главной идеей проекта стало возрождение славы отечественного велоспорта, которая за годы после крушения Советского Союза померкла и потеряла былой лоск. Вместе с развитием спорта высоких достижений на международной арене, который мог бы вернуть утраченные позиции российским веложокеям, важно было придать новый импульс развитию массового спорта в стране.

Поэтому особое внимание отводилось воспитанию молодежи (на данный момент помимо профессиональной команды «Катюша» существует континентальная команда «ИТЕРА-Катюша» и две молодежные, куда набираются исключительно россияне), иначе откуда бы взяться новым Меньшовым.

Забегая вперед, заметим, что легенда российского велоспорта приложил руку к успехам «Катюши», за которую выступал в 2011–2012 годах. Денис привнес в копилку команды победу на 20-м туре «Вуэльты Испании 2012». И только травма колена, из-за которой спортсмен закончил карьеру, не позволила сделать больше.

Но это потом, а пока вернемся в 2008-й. 1 сентября было официально объявлено о создании профессиональной российской команды «Катюша», в состав которой вошли лучшие российские велогонщики, а также ряд иностранных звезд. А уже 24 ноября «Катюша» получила лицензию Международного союза велосипедистов (UCI).

Первые победы «Катюши»

События развивались стремительно. 18 января 2009-го состоялся первый залп вело-«Катюши» в истории. Российская команда приняла участие в гонке Cancer Council Classic и сразу одержала победу. Первый трофей «Катюше» принес австралийский спринтер Робби Макьюэн.

Успех новой команды не прошел незамеченным, и спустя 11 дней ее пригласили поучаствовать в одной из самых престижных многодневок планеты — «Джиро д'Италия», а чуть позже и на главный старт года — «Тур де Франс».

Меж тем не одними варягами сильна «Катюша». 19 апреля на высшую ступень пьедестала классической гонки Amstel Gold Race поднялся чемпион России Сергей Иванов, навсегда вписав свою фамилию в скрижали достижений мирового велоспорта.

Мало того, тот же Иванов отличился и на «Большое петле», сорвав куш на 14-м этапе супервеломногодневки. По итогам дебютного года «Катюша» вошла в десятку лучших коллективов мира, одержав 26 побед, а также взяв 36 вторых и 14 третьих мест (всего – 76 призовых).

В дальнейшем достижения посыпались как из рога изобилия. Перечислим наиболее значимые из них: победа команды в итоговой классификации многодневки «Вуэльта Каталонии», победа Евгения Петрова и Филиппо Поццато на 13-м и 14-м этапах «Джиро д'Италия», победа Хоакима Родригеса на 14-м этапе «Тур де Франс»; победа Хоакима Родригеса на 14-м этапе «Вуэльты Испании», победа команды в итоговой классификации многодневки «Вуэльта Испании».

Как результат, Хоаким Родригес занял первое место в мировом рейтинге, а сама команда классифицировалась пятой, вдвое улучшив показатель предыдущего года. Также стоит отметить, что летом 2010-го Игорь Макаров был избран президентом Федерации велосипедного спорта России, а осенью 2011-го стал членом руководящего совета UCI.

Следом были еще три года успешных выступлений в мировом турне, более 80 побед (всего за пять лет гонщики «Катюши» 127 раз купались в золоте и 371 раз попадали на подиум) и два титула лучшего гонщика мира для Хоакима Родригеса (2012 и 2013). Но все это цифры, сухая, хоть и приятная глазу статистика. Она безжизненна, пока нет в ней примеров становления команды. Порой смешных, местами болезненных, но реально отражающих картину жизни лучшей отечественной велокоманды.

Итальянская майка с русским колоритом

В июне 2009 года гонщик команды «Катюша» Филиппо Поццато выиграл золотую медаль чемпионата Италии. Эта гонка считается очень престижной в Европе, и она принесла большую известность новой, по сути, российской команде.

На «Тур де Франс» через несколько недель Поццато отправился в новой майке «Катюши», выполненной в итальянских цветах, но с русским колоритом. Итальянцы крайне щепетильны в вопросах своего флага, триколора и облачения чемпиона Италии – у них очень строгие правила на сей счет. Но на тот момент руководство команды еще не обладало достаточным опытом и сделало майку наобум.

В итоге во время «Тур де Франс» ее пришлось переделывать. Переделывали несколько раз, прежде чем с итальянской федерацией нашли компромисс. Получилось даже так, что чуть ли не через день Филиппо выходил на старт в майке нового дизайна – тогда шутили, что у Поццато имеется новая одежка на каждый день.

Впоследствии, проблем с майками национальных чемпионов у «Катюши» никогда не случалось – все делалось и делается в строгом соответствии с правилами, включая майки чемпионов России, которых в «Катюше» было пятеро за пять лет.

КАТ10ША, КАТИОУША, КАТИОЛЛИЯ

Смешная история приключилась в 2010 году. У гонщика команды Робби Макьюена как-то спросили, что он думает о названии команды «Катюша». Австралиец ответил, что название очень красивое и мелодичное. А больше всего ему нравится цифра 10 в середине слова. Доля правды в его словах действительно есть. Букву «Ю» в Европе не понимают, и первые годы существования команды в 2009 и 2010 годах название коверкали как хотели.

То вместо «Ю» напишут «10», то «LII» вместо «Ш», то произнесут не «Катюша», а «Катиоллия» или «Катиоуша».

Сейчас, конечно, такого нет и в помине — у команды появилось много фанатов, которые специально учат, как правильно произносится ее название. Выучили его и комментаторы европейских телеканалов – все же «Катюша» стала крайне популярна за минувшую пятилетку.

Чудеса храбрости

В июле 2012 года «Катюша» принимала участие в легендарном «Тур де Франс». На шестом этапе за 70 км до финиша гонщик команды Оскар Фрейре попал в очень серьезный завал. Но он встал и продолжил гонку, хоть его и преследовали сильнейшие боли в области груди.

Спортивный директор предложил Оскару сойти с дистанции, но тот отказался – заявив, что обязательно доедет до финиша. В итоге Фрейре слово сдержал, проявив чудеса храбрости и выдержки. После в больнице у него диагностировали не только перелом нескольких ребер, но и весьма опасную травму – одно из ребер проткнуло легкое насквозь. К счастью, все закончилось хорошо.

Гонщики «Катюши» всегда отличались стойкостью и самопожертвованием по отношению к команде. Зачастую, несмотря на травмы, велосипедисты не хотели сходить с дистанции, до последнего помогая команде и лидерам в достижении результата.

Кстати, на этом же «Тур де Франс» Александр Кучинский, сломав палец руки на пятом этапе, проехал с травмой всю многодневку до самого конца.

А в 2010 году другой гонщик «Катюши», Александр Плюшкин, четыре финальных этапа проехал с температурой под 40, но не слег, а умудрился помочь Александру Колобневу занять третье место на одном из тяжелых горных этапов.

В мае 2013 года команда «Катюша» участвовала в знаменитом Гранд-туре «Джиро д'Италия». На очень скользком и опасном повороте девятого этапа гонщик команды Анхель Висиозо врезался в неправильно припаркованный прямо на повороте автомобиль. Гонщик получил серьезные травмы, но когда к нему подъехала «техничка», твердо заявил, что продолжит гонку. И это несмотря на то, что до финиша оставалось около 20 км.

Тем не менее самому ехать было очень сложно, тем более что часть дистанции пролегала в гору. Однако на помощь вовремя подоспел Павел Брутт, который подстраховал Анхеля и помог ему добраться до финиша. Медицинский осмотр в больнице выявил переломы ребра, лопатки и пальца. Конечно, продолжать дальше выступление в гонке было невозможно.

Но когда Анхеля спросили, почему он не сошел с дистанции сразу после падения, ведь было ясно, что травмы тяжелые, он ответил: «Я не был уверен, что что-то сломано. А если бы оказалось, что травмы не такие серьезные, я бы не простил себе, что сошел с гонки и оставил команду без помощи».

Дорога к победам

В марте 2012 года команда «Катюша» участвовала в гонке мирового тура «Вуэльта Каталонии». Обычно в это время на Пиренеях уже тепло, но утром накануне третьего этапа наша команда проснулась в полностью заблокированной гостинице. Ночью в горах выпал снег, так что занесло все и вся — «технички», автобус, даже двери гостиницы. Его было не много, а очень много.

Предположить такую ситуацию практически невозможно, поэтому выход пришлось искать в экстренном порядке: на старт этапа нужно было спускаться в долину, а времени в обрез. Поэтому команда вооружилась лопатами и с помощью работников гостиницы раскопала машины, автобус, расчистила колею для того, чтобы хоть как-то попасть на дорогу. Ситуация была сложной, но на старт «Катюша» успела. С велосипедистами такое, конечно, случается, крайне редко.

Неожиданная пропажа

В сентябре 2013 года гонщики команды «Катюша» принимали участие в чемпионате мира по велоспорту в итальянской Тоскане. Ночью в грузовик технической помощи, который находился на стоянке перед отелем, залезли воры и украли 14 велосипедов.

Они попытались угнать и одну из машин, но благодаря тому, что с 2012 года на всех автомобилях «Катюши» стоит специальная спутниковая система, угнать их просто невозможно. О краже стало известно за день до решающего старта на чемпионате мира — перед групповой гонкой профессионалов.

К счастью, штаб-квартира команды находилась всего в трехстах километрах, поэтому благодаря слаженным действиям руководства команды и полному материально-техническому обеспечению, которое за пять лет превратилось в мощнейшую базу, велосипеды удалось привезти в расположение команды уже к вечеру.

Однако возникла другая проблема — велосипеды не были собраны и подготовлены к гонке. Тогда, начав в восемь часов вечера, механики проработали всю ночь напролет и к семи утра завершили работу, полностью подготовив велосипеды к гонке. Ни у кого ранее такого не случалось, но механики «Катюши» — настоящие профессионалы.

Через тернии к звездам — девиз, который как нельзя кстати подходит «Катюше». Начав практически с нуля, российская команда добилась высочайших результатов и по праву завоевала лавры одного из лучших велоколлективов мира.

Рядом с такими мастерами, как Хоаким Родригес и Даниэль Морено, уверенно растут молодые российские гонщики, которые, убежден, в ближайшем будущем будут ковать славу русского велоспорта, в том числе и на Олимпиаде в Рио — 2016.

По крайней мере именную такую цель держит в уме руководство «Катюши». А пока команда готовится представить состав на 2014 год, презентация которого состоится 29 января в немецком Кобленце.

30 бойцов отправятся в очередную гонку за золотом под российским триколором. Ну а мы со своей стороны будем держать за них кулачки.

С другими новостями, материалами и статистикой вы можете ознакомиться на странице летних видов спорта.