Газета.Ru в Telegram
Новые комментарии +

«Приятно, что президент в нас заинтересован»

Эксклюзивное интервью чемпиона «Дакара-2014» Андрея Каргинова

В эксклюзивном интервью «Газете.Ru» чемпион «Дакара-2014» в классе грузовиков пилот команды «КАМАЗ-Мастер» Андрей Каргинов рассказал о соперничестве с Жераром де Роем, девушках за рулем и приеме у президента.

— Прошло два месяца, как триумфальный для вас «Дакар» завершился. Успели что-то обдумать за прошедшее время, сделать выводы?
— до сих пор не могу осознать значимость того, что произошло. Наступили обычные дни, рабочие, каждый день ходим на работу. Строим наши новые машины, совершенствуем старые.

И полным ходом готовимся уже к следующему «Дакару».

— О подготовке. Успели опробовать новые моторы Liebherr? Совсем скоро ваши проверенные двигатели, ярославские 18-литровые моторы, попадут под запрет, а вот именно с таким вы выиграли «Дакар».
— Мы его как раз и пробовали на «Дакаре». А перед «Дакаром» испытывали еще весь год. Выбрали один мотор и тестировали его на этапах чемпионата России, на «Шелковом пути», на тренировку в Марокко мы два раза ездили с этим мотором. И уже на «Дакар» экипажи Эдика Николаева, Айрата Мардеева и Антона Шибалова ехали на новых моторах, двигатель перспективный, очень хороший.

— Вот как раз Айрат Мардеев сказал, что на высоте этим двигателям не хватает воздуха. Сложно ли будет найти нужные настройки под эти моторы?
— Просто не будет, конечно, потребует определенных усилий. При подготовке этот мотор просто негде было испытать. В России не существует трассы, где можно забраться на такую высоту. Я думаю, это вопрос времени и в следующем году, естественно, мы поедем уже с мотором, адаптированным под высокогорные участки.

— О высоте. Все члены команды нормально переносят такие перегрузки? Вот у вас после одного из этапов была высокая температура, даже увезли в больницу.
— Это не было связано с высокогорьем. Это была обыкновенная простуда. Спал под кондиционером и накануне почувствовал недомогание, а на следующий день 39,4 температура была. Поставили диагноз «острый бронхит». А касаясь высоты, в принципе все члены экипажей, кто едет в боевой машине, они как-то мысленно себя готовят к высоте. Если взять меня, я несколько лет назад ехал в те же самые горы, но на «техничке», в составе механиков. И мне было очень плохо. У меня голова болела, и тошнило, и головокружение, слабость, задыхался буквально. Видимо, это потому, что ты не контролируешь ситуацию, понимаешь, что просто нужно переболеть и перетерпеть. А сидя за рулем машины, когда ты понимаешь, что от тебя ждут результатов, у тебя на это нет времени, ты не отвлекаешься, тебе нужно как-то свое самочувствие контролировать.

— О машинах. Iveco, MAN и Tatra успели построить за прошедший год новые агрегаты. Не отпустите конкурентов вперед, в техническом плане? Плюс еще сложности с интеграцией нового двигателя...
— У нас уже началась подготовка к следующему «Дакару». Даже учитывая победу, нам все равно есть над чем работать. И машину можно до бесконечности совершенствовать, чем в принципе мы и занимаемся. У нас в планах постройка как минимум одной машины, в которой мы учтем все качества, все лучшие стороны нашего предыдущего грузовика, на котором ехал Эдуард Николаев.

— О конкурентах. Жерар де Рой, конечно, не самый приятный парень. Но не было бы скучно без противостояния с ним?
— Мы уважаем и ценим всех соперников, какими бы человеческими качествами они ни обладали, хорошими, плохими. На трассе мы одинаково ко всем относимся. Мы ценим соперников, чем можем им помогаем, хотим видеть их на трассе и хотим с ними бороться. Когда ты видишь впереди сильного конкурента, естественно, ты стараешься догнать его. Когда он оказывается у тебя сзади, то это еще больше придает тебе уверенности и, как говорится, тем слаще победа.

Мы за сильных конкурентов и за то, чтобы выигрывать у них технически, мастерством, а не за счет какого-то околоспортивного бумаготворчества и протестов.

— После одного из участков голландец пожелал вашему экипажу технических неполадок. Не держите обиду на него?
— Нет, я не держу обиду. Но, я думаю, он сам себя обидел такими словами. Потому что добиться победы над соперником в надежде, что у него сломается машина, а не мастерством, не каким-то своим преимуществом — я думаю, сильный соперник так не скажет.

— Заслуженно ли судьи вернули ему время в эпизоде с застрявшим грузовиком Мардеева?
— Мы считаем, что нет. Это не только наше мнение, это мнение и многих участников, которые видели, что он застрял не в момент оказания помощи экипажу, а просто когда объезжал перевернувшийся экипаж Айрата Мардеева, выбрал неправильное направление. Сказал после этого, что он помогал экипажу. Тем более что видео этой ситуации уже выложено в интернете. Это уже не скрыть.

— Китайский экипаж как-то неформально отблагодарил вас за помощь? Китайцы наверняка знали, что у вас на кону чемпионский титул, а вы остановились и начали помогать им.
— Нет. Но мы и не ждали благодарности. Самую большую благодарность, наверное, сделали судьи, когда вернули нам потраченное на китайцев время.

— Как встреча с президентом прошла? Многие спортсмены после приемов у Путина, так скажем, пребывают в странном состоянии. Каково было рядом с главой государства?
— Конечно, каждая встреча с Путиным проходит незабываемо. У меня лично это третий раз, когда президент принимал нашу команду. Очень приятно видеть и понимать то, что первые лица государства заинтересованы и хотят сказать слова благодарности за то, что мы сделали, поинтересоваться ключевыми моментами гонки.

Это действительно придает сил и желания добиваться еще большего результата.

— Какие впечатления были от перуанских этапов ралли в 2012—2013 годах? Потеряет ли «Дакар» в зрелищности с их отказом?
— Да, действительно, в каждой стране своя какая-то особенность. Допустим, вот если в Аргентине — это прямые спецучастки, скоростные, с бездорожьем, с высохшими руслами рек. Чили — это пустыня Атакама и интересные горные участки. В Перу в принципе есть и то и другое и плюс огромные дюны песчаные. Я думаю, что, потеряв эту страну, «Дакар» не потеряет зрелищности. Скорее потеряют болельщики, живущие в этой стране: они не смогут наблюдать прохождение ралли через их страну.

— Эдуард Николаев считает, что вот девушки бережнее относятся к автомобилям, чем мужчины. Да и вообще от них на дорогах опасности поменьше. А вы как к прекрасному полу за рулем относитесь?
— Отлично. Очень приятно видеть красивых девушек за рулем автомобилей и, может быть, наблюдать за манерой поведения. Ничего плохого я в этом не вижу.

— А доверили бы девушке свой «КамАЗ»?

— Если родина прикажет, доверил бы — ради успеха.

— А в повседневной жизни какое авто предпочитаете? Или только «КамАЗ», только хардкор?
— Нет, как ни странно, я не любитель больших машин. У меня до этого была двухдверная машина, и недавно сменил автомобиль. Не то чтобы джип не хочу, даже четыре двери для меня излишество. Раньше была Toyota, теперь пересел на Audi.

— Понравился баварский автопром?
— Да, очень. Пока оправдывает все ожидания. Я очень редко меняю авто, я на предыдущей машине восемь лет отъездил. Она тем более не новая была. И на этой уже полтора-два года.

— Сами на дороге не любите погонять?
— Желание есть погонять, но существуют правила дорожного движения, которые стараешься соблюдать. Они придуманы не просто так. И мы, сидя за рулем большого автомобиля, участвуя в соревнованиях, понимаем, какую опасность представляет собой скорость, если что-то случится в нестандартной ситуации.

— Все-таки соблазн бывает.
— Бывает, но я себе этого не позволяю. А для тех, у кого нет внутреннего тормоза, в Республике Татарстан установлено очень много камер, следящих за скоростью движения и не позволяющих превышать скорость.

— Как можно попасть в вашу команду? Есть ли какая-то специальная школа, академия, может быть, курсы для тех, кто хочет стать частью «КАМАЗ-Мастер»?
— Специальной школы нет, но сейчас как раз проходит акция.

— А поподробнее?
— Наверное, неисполнимого ничего нет. У нас многие работники, многие члены, работающие в нашей команде, начинали с того, что приходили, просились на работу. Кому-то отказывали, кому-нибудь немного шансов давали, но они работали, к ним присматривались, видели, как они справляются со своей работой, видели в них заинтересованность. Вот поэтому невозможного не бывает. Ну вот наши партнеры запустили кампанию «Балтимор. Стань легендой», в рамках которой мы отбираем 12 финалистов, которые приедут 25 июня в Набережные Челны в спортивный центр «КАМАЗ-Мастер». Среди этих 12 будет один победитель, который проведет пять дней в тренировочных заездах. Отсеиваться кандидаты будут на трех испытаниях. Первый этап — это физические показатели, грубо говоря, в спортзале посмотрят. Второй этап — это участок сборки автомобилей, где будут проверяться их технические знания. И финалисты попадут уже на наш полигон в Набережных Челнах, где им удастся проехать в кабине. И уже, видя, кто как себя ведет, кто как реагирует на нахождение в кабине, останется один финалист, который и будет дальше участвовать с нами в тестах.

— В рамках подготовки к следующему «Дакару» планируете принять участие в ралли «Шелковый путь»?
— Конечно, планируем. Эта гонка является для нас основным соревнованием после «Дакара». «Шелковый путь» считается русским «Дакаром». Потому что по сложности спецучастков и по их протяженности она иногда даже превосходит «Дакар». У нас очень хорошие бивуаки, очень хорошее питание. Питание, как для себя мы сделали вывод, имеет очень большое значение в успехе. Потому что ралли-рейды — это гонка не одного дня, соревнование длится одну-две недели. Естественно, должно быть соответствующее питание. Чтобы организм справлялся с нагрузками.

— Ну вот на ваш рацион вне соревнований мне удалось посмотреть. А как вы питаетесь во время соревнований?
— Мы возим с собой повара, какие-то продукты из дома. Мы едим традиционные блюда, к которым, можно сказать, наши желудки более приспособлены. Это супы, это мясо, рыба и так далее. То есть не та пища, которая готовится организаторами на бивуаках. Зачастую если это мясо, то оно недожаренное, они любят с кровью, допустим. Иногда даже до чипсов доходило.

Принимая такую еду, ты далеко не уедешь. Ведущие команды и даже наши основные конкуренты стали много внимания уделять питанию.

— Как удается от этапа к этапу восстановиться? Вы же там практически не отдыхаете.
— Ну, восстанавливаемся мы после всей гонки уже. Наверное, готовишь организм изначально к 14-дневному марафону. Поспать удается, но испытывалось хроническое недосыпание на протяжении всей гонки.

— Какими качествами должен обладать будущий пилот, и личными, и профессиональными?
— Наверное, самое главное — это огромное желание быть пилотом. И, понимая, что, придя на работу к нам, втянувшись в эту кухню, ты будешь брать пример со старших своих товарищей, видя, какими качествами обладают они, и постепенно будешь перенимать их. Потому что у нас в команде учат не только правильно руль крутить, но и просто формируют характер, какие-то важные человеческие качества, может быть, стараются в тебе пробудить. Поэтому трудно сказать, что именно. Но, ввязавшись во все это, ты уже как-то переделываешься, подстраиваешься.

— Мы вас заметили в Сочи. Следили как-то за Олимпиадой? За кого болели?
— Следил за выступлением российской хоккейной сборной. А так за кого-то специально я особо не болею. Правда, с нами был Алексей Наумов. (Мы втроем летали. Алексей Наумов — это российский участник «Дакара-2011», который единственный из россиян доехал до финиша в мотозачете. И был Сергей Карякин. Он единственный россиянин, кто на квадроциклах принимал участие и занял седьмое место в этом году.) Так вот у Алексея Наумова девушка его участвовала в скоростном беге на коньках, в командной эстафете, Екатерина Лобышева. За нее мы переживали и болели. И в конечном итоге третье место команда заняла.

— Обидно было за Зинэтулу Билялетдинова?
— Честно говоря, мало хоккеем увлекаюсь. И мало того, я первый раз был вообще на Олимпиаде на хоккейной площадке. Но вот, побывав там лично, увидев все это вживую, естественно, начинаешь по-другому относиться вообще к спорту. Как раз я присутствовал на матче с финнами, когда наши проиграли, было сильно обидно. Обидно за команду, обидно за родину, за болельщиков. Потому что мы видели, как с ума сходили рядом люди, которые болели.

Понимали, что такое событие раз в четыре года происходит и что люди с другого конца России приехали, чтобы поболеть, поддержать, и были разочарованы.

— А как вообще в Сочи вам понравилось?
— Очень. Увидели все это вживую, те огромные арены, которые были построены для каждого вида спорта, в Олимпийском парке. И те трассы, которые были в Красной Поляне, для горных лыж, для сноуборда, для биатлона. Просто незабываемо. Плюс организация того же транспорта, допустим. Многотысячная толпа когда выходила с какого-то матча, она буквально рассасывалась за десять минут, потому что подходил быстро транспорт, грузил, увозил. Отлично работали волонтеры. Все доброжелательные, улыбчивые. Как у нас заметили, как будто эликсир добра людям вкололи. Было очень здорово.

— А в горах успели побывать, в горном кластере? Понравилось там?
— Да, тоже все понравилось. Начиная с того, как туда добраться. Туда и электричка ходила, и транспорт. Выделенная полоса была специальная для олимпийцев, с нарисованными кольцами, никто не имел права туда заезжать. Очень быстро и красиво.

— Вот недавно начался новый сезон «Формулы-1», у нас там снова российский гонщик появился, Даниил Квят. Не следите за его успехами?
— Конечно, следим. Нам в прошлом году, в октябре, удалось побывать на этапе «Формулы» в Монце, были мы в Италии. Непосредственно в паддоки «Ред Булла» попали и просто на трассе были. Зашли, пообщались. Мы, что могли, рассказали. И как раз заглянули к Квяту в гости. Уже тогда шел разговор, что он перейдет в «Формулу-1». Естественно, в этом году мы болеем за него.

— Квят стал самым молодым новичком, попавшим в очки. Другой вопрос, конечно, что раньше только шесть призовых мест первых было, теперь десять. Но все равно.
— Такое резкое начало говорит о том, что те несколько лет, которые он провел до «Формулы-1», участвуя в разных соревнованиях, они дают результат, дают о себе знать.

— А дебюта Сергея Сироткина вы ждете? Он в этом году, скорее всего, не станет боевым пилотом. Но, может быть, в следующем.
— Сейчас, глядя на Даниила Квята, как россияне серьезно к этому подходят, думаю, что решение по участию Сироткина в «Формуле-1» может быть принято очень быстро.

— Вернетесь в Сочи на осенний этап российской «Формулы»?
— Да, в планах у нас есть, мы планируем поддержать Квята. Лишь бы это не совпало с нашими выступлениями. Но если будет малейшая возможность, то, естественно, поедем и поддержим Даню. Там, где паддок будет у «Формулы-1» в Олимпийском парке и где основные трибуны напротив старта, уже все готово, лежит асфальт. И, можно сказать, мы ходили уже по трассе «Формулы», по одной из ее частей. Естественно, не по всей, вся трасса еще недостроена. Но вот основные боксы уже готовы.

Видя вот это опять вживую на российской земле, хочется увидеть, как здесь уже пройдет этап.

— То есть Олимпийский парк уже семимильными шагами так превращается в гоночную трассу?
— Я думаю, что большая часть уже сделана. Очень интересно будет.

— Говорят, Берни Экклстоун хотел, чтобы наш этап прошел ночью. Как думаете? В городе Сочи темные ночи и все в этом духе.
— Ну возможно. Я думаю, все будет зависеть от освещения. Если сделать хорошее освещение, почему бы и нет. Мне кажется, это очень зрелищно. В Малайзии, да, ночной этап проходит? Если удастся повторить это нашим российским этапом, мы только за. Я думаю, будет очень зрелищно.

— Будете следить за футбольным чемпионатом мира?
— К сожалению, я футболом, так же как и хоккеем, мало увлекаюсь. Плюс еще нехватка все-таки времени и посмотреть не удается. Потому что если я смотрю что-то по телевизору, то это автомобильные… плюс мотоциклетные виды спорта. Шоссейные кольцевые гонки люблю… У самого два мотоцикла. Третий появился. Это как хобби, можно сказать.

Ознакомиться с другими новостями, материалами и статистикой вы можете на странице автоспорта.

Новости и материалы
Посольство РФ объяснило, почему Россию не позвали на памятную церемонию в ФРГ
В Петербурге волонтеры предложили хозяину истощенной собаки помощь и были избиты
Боец ММА пнул ринг-герл прямо перед боем
БПЛА сбили над Белгородской областью
Huawei выпустит бюджетный клон Apple Watch
Украинка не пустила российскую теннисистку в полуфинал турнира во Франции
В Москве иностранец схватил ребенка за горло и пытался сбросить с третьего этажа
В РФС рассказали, сколько Дзюбе осталось играть в футбол
Немецкий депутат скрыл от властей свое предприятие в Белоруссии «Цыбулька Бел»
Развеяно популярное заблуждение о психопатах
Названы лекарства, опасные для людей с деменцией
Банки могут обязать предоставлять информацию МВД о переводах цифровых денег
Костомаров рассказал, что с удовольствием хотел бы сделать, если бы у него были руки
В коровьем молоке впервые обнаружили птичий грипп
Белоруссия отменила запрет на ввоз из России чая Greenfield и кофе Jardin
В России раскритиковали политизацию экономической повестки
Обнаружен новый ранний биомаркер рассеянного склероза
Фастфуд может вызывать нарушения памяти в раннем возрасте, выяснили ученые
Все новости