14 октября 2010 года состоялось судьбоносное подписание контракта на проведение этапа «Формулы-1» в российском городе Сочи. Спустя ровно 100 лет возродилась традиция проведения Гран-при России — в 1914 году немецкий пилот команды «Бенц» Вилли Шолль в Санкт-Петербурге стал последним обладателем почетного трофея.
Кстати, за год до этого, опять же в Северной столице, впервые проводился Гран-при России, и победу в нем одержал российский гонщик с говорящей победной фамилией — Георгий Суворин, а пилотировал первопроходец также автомобиль марки «Бенц».
Конечно, то была не «Формула-1», но больше оттолкнуться не от чего, хотя попытки организации Гран-при на территории России совершались на протяжении последних нескольких десятилетий.
Еще Леонид Ильич Брежнев задумал провести гонки в СССР и даже поручил разработать проект трассы на Ленинских горах. В сезоне 1983 года «Формула-1» должна была состояться в Москве, но за год до этого Брежнев скончался, а поскольку идея проведения гонки принадлежала именно ему, «Формула» была быстро вычеркнута из планов нового номенклатурного аппарата.
В 1987 году должны были построить автодром в Тушине, но из-за постоянной нехватки денег проект свернули. А вот в 2002 году глава «Формулы» Берни Экклстоун (он же в 1981 году договаривался с Брежневым) нашел общий язык с Юрием Лужковым. Только вот бывший мэр Москвы не сразу понял, что особо заработать на гонке не получится, даже наоборот: придется строить трассу, а вся прибыль уйдет организаторам. В итоге и в 2003 году не срослось.
Следующий проект — гонка в Туле. Мэр города Сергей Казахов задумал строительство трассы «Русское кольцо», причем не только задумал, но и серьезно проработал идею, то есть привлек к проектированию иностранных инвесторов и консультантов. Правительство РФ благосклонно отнеслось к идее проведения гонок в Туле, но с финансированием в критический момент не помогло, и Тула болиды «Формулы-1» так и не увидела.
Сорвались и планы проведения Гран-при в Пулкове. $100 млн планировали потратить организаторы на строительство трассы в Санкт-Петербурге, но собрать эту сумму не сумели, и до подписания контракта с Берни Экклстоуном вновь не дошло.
Строились и другие планы, но все проекты заканчивались на уровне разговоров. В 1993 году раздумывали над сооружением трассы в Калининграде, год спустя активно хотел получить право проведения Гран-при Ярославль, «ЛогоВАЗ» дважды пытался организовать гонки — сначала в Чехове, а потом в Крылатском.
Зато в 2010 году все прошло солидно и спокойно. Владимир Путин лично заключил соглашение с Экклстоуном, и в июле 2011-го началось строительство «Сочи-Автодрома». Трассу закончили в срок, потратив нормальные для спортивных сочинских объектов 5,8 млрд руб. из федеральных источников.
Первые заезды состоялись еще в сентябре 2013 года: трассу опробовали пилоты российской серии кольцевых гонок, ну а спустя год на неповторимых сочинских поворотах (которые, как говорят, являются чуть ли не самыми сложными в мире) первые заезды выполнили уже гонщики «Формулы-1».
Проведение Гран-при в Сочи пытались сорвать, командам «Формулы-1» рекомендовали бойкотировать гонку, но Берни Экклстоун и представители всех конюшен пресекли разговоры о возможном бойкоте.
Другие новости, материалы и статистику можно посмотреть на странице автоспорта.