ИТАР-ТАСС

Дружелюбный инопланетянин с иностранным акцентом

«Газета.Ru» попросила оценить логотип ЧМ-2018 специалистов из сферы дизайна

Екатерина Кулиничева, Фарид Бектемиров

Официальный логотип чемпионата мира по футболу 2018 года ожидаемо встретил противоречивые отклики. «Газета.Ru» попросила оценить логотип ЧМ-2018 специалистов из сферы дизайна.

Краткий список претензий к логотипу таков: слишком полихромный, слишком лубочный, слишком похож на предыдущий бразильский вариант. К тому же «сделан в Португалии».

Тему космоса многие посчитали не самой очевидной для футбола, а отсылку к истории отечественной иконописи практически никто не понял (она в цветах: красном, черном и золотом).

Но были и те, кому творение брендингового агентства Brandia Central из Лиссабона понравилось, в том числе за упомянутые выше качества.

«Газета.Ru» попросила оценить логотип ЧМ-2018 специалистов из сферы дизайна.

Известный дизайнер шрифтов и бывший арт-директор РИА «Новости» Илья Рудерман:

— С первого взгляда у меня возникло ощущение вторичности логотипа. Он напоминает мне все, что было в этой области раньше. Может, это и хорошо. Возможно, логотип продолжает единую последовательную линейку. Но очень странно, что он настолько похож на бразильскую версию: рисунок по спирали, мячик сверху. Понятно, что это форма кубка мира, но вполне можно было и отказаться от подобного повторения.

Эмблема получилась очень инопланетной: странные человечки, летающие тарелки, звезды. Если описывать изображение одним словом, то это «космос». Хоть я и узнаю в логотипе силуэт мяча, но ощущение, что на самом деле это космический фрисби, которым перекидываются люди-гиганты в межзвездном пространстве.

Если авторы логотипа пытались изобразить иконопись через красные и золотые тона, то это было сделано наивно.

Но еще больше меня беспокоит рисунок букв. Ведь латиница позволяет использовать так много приемов, но итоговый вариант оставляет меня в недоумении. В надписи «Russia 2018» я насчитал как минимум пять разных странностей: не очень последовательная трафаретность, наивная недосказанность в цифре «8», тяжелая «двойка», робкая попытка «срифмовать» буквы R и А, одна из которых отсылает к модерну, а вторая — почему-то к унциальному письму.

То есть это просто криво нарисованные буквы, собранные человеком, не очень понимающим, что он делает. Если с графической точки зрения этому есть какие-то обоснования, то с концептуальной этот набор разных дизайнерских решений выглядит очень странно. Все построено на ярких несуразностях.

Учитывая, что логотип создавала португальская компания, это хорошая иллюстрация того, как наша шрифтовая культура выглядит из-за рубежа.

А выглядит она как бардак. Или же коллеги-португальцы не очень понимали, как добавить «русскости». В итоге надпись зазвучала с акцентом и для нас, и для всего мира. Это похоже на знаменитую речь Виталия Мутко: «Летц ми спик фром май харт» — английская речь с сильным русским акцентом».

Главный редактор журнала AD Евгения Микулина:

— Логотип — жанр, в котором графика и «сценарий» (символика, которую люди пытались вместить в картинку) часто спорят. Получаются такие «лебедь, рак и щука». На первый взгляд лого ЧМ-2018 выглядит несколько нелепо. Но это только эскиз. Скорее всего, финальный продукт будет лучше проработан. Цвета у него хорошие, и графика четкая, что всегда важно. Он определенно узнаваем.

Ну а то, что он похож на дружелюбного инопланетянина — тоже неплохо: самые смешные лого часто становятся по-настоящему любимыми, как это было, например, с набором странных зверюшек на Олимпиаде в Нагано.

Наш логотип, конечно, в целом похож на погремушку. Но и бразильский был такой же.

— Три главных смысловых акцента: иконопись, космос и любовь к футболу. С последними двумя все понятно. Что касается иконописи, не считаете ли вы, что зашифровывать что-то подобное в логотип футбольного турнира ЧМ — это слишком сложно для аудитории? Такой концептуальный перекрут.

— Нет, это вполне нормально. В конце концов, наша иконопись — это и правда абсолютно уникальное явление, в котором византийские традиции преломились совершенно специфически.

Иконы есть и в других странах, но русские — уникальны. И это настоящий национальный «бренд». Солидный притом, не попсовый.

Кто-то в логотипе его не «считает», но зато ощущение «русскости» возникнет, а именно это в данном случае и требуется.

— Судя по реакции общественности, многим не понравилось, что логотип для российского турнира придумывало португальское агентство. Как вы считаете, происхождение авторов вообще важно в данном случае?

— В целом этот логотип можно одобрить. Как уже было сказано, он запоминается и у него четкая графика, которая будет хорошо работать и в черно-белом варианте, и на любых носителях — от постеров до маек. А то, что авторы иностранцы — это совершенно все равно. ЧМ — самое международное из международных событий. Даже хорошо, что там работает интернациональная команда — это круто и «в тренде».

В конце концов, гимн Олимпиады в Барселоне написал фарс-англичанин Фредди Меркьюри. Никто же не возражал.

Арт-директор «Чемпионат.com» Андрей Горбунов:

— Логотип получился таким русским-русским. По первому впечатлению, узнается и то, что это эмблема чемпионата мира, и сразу понятно, в какой стране он пройдет. Красный цвет опять же — это наше национальное. Но космическая тематика, на мой взгляд, не слишком ясно читается. Я бы сразу и не понял. Из недостатков: возможно, получилось слишком глянцево. А вот то, что здесь так же, как у Бразилии, использован мотив кубка, меня не смущает — прослеживается преемственность, это неплохо.

Другие новости, материалы и статистику можно посмотреть на странице чемпионата мира по футболу.