Размер шрифта
А
А
А
Новости
Размер шрифта
А
А
А
Газета.Ru в Telegram
Новые комментарии +

«В условный «Анжи» я бы не пошел»

Дмитрий Булыкин завершил спортивную карьеру

Футболист Дмитрий Булыкин объявил о завершении спортивной карьеры. «Газета.Ru» пообщалась с экс-форвардом сборной России, «Локомотива» и «Динамо», трижды призером чемпионата России и чемпионом Нидерландов в составе «Аякса». Спортсмен рассказал «Газете.Ru» об этапах своей интереснейшей карьеры, дальнейших планах, возможном возвращении в футбол в качестве игрока, о прозвище, которое он получил в «Ден Хааге», и о многом другом.

— Осталось ли неудовлетворение от того, что вы завершили карьеру?
— В глобальном смысле, конечно, осталось неудовлетворение от этого шага и небольшого смазанного периода в концовке карьеры. Но с этим моментом уже ничего не поделать, приходится смиряться. Когда смотрю на всю свою карьеру, понимаю, что прошел хороший футбольный путь и нет смысла в чем-либо разочаровываться.

— Знаю, что вам поступали предложения из-за границы и ФНЛ. Давайте представим. Вы получили предложение от клуба РФПЛ. Вы бы не стали завершать карьеру?
— Смотря от какого клуба… Предложение от команды РФПЛ не стало бы гарантией того, что я не стал бы стал завершать карьеру. Например, бороться, как в «Волге», за выживание мне не по душе. В условный «Анжи» даже на нормальную зарплату сейчас я бы не пошел.

Но я думаю, что мог бы еще поиграть, как Лука Тони, в Серии А. Как минимум. Крупногабаритные форварды могут играть очень долго. Тони это доказывает. На нас гораздо меньше сказывается потеря скорости и концентрации по сравнению с маленькими и шустрыми нападающими.

Правда, к сожалению, в итальянском чемпионате любят своих местных героев, а в России даже не дают им работать в структуре клуба. Сразу можно вспомнить имена Дмитрия Аленичева, Егора Титова, Дмитрия Лоськова, Александра Кержакова. Ведь первые двое только недавно начали работать со «Спартаком». Тот же Лоськов должен работать в структуре «Локомотива». Хочу восстановить эту традицию.

— Слышал, что вы хотели завершить карьеру в «Динамо» или «Локо». Связывались ли вы недавно сами с руководством московских клубов?
— Да. Но не нашел взаимопонимания. Изначально вопрос стоял о красивом завершении карьеры. Однако, когда понял, что не смогу продолжить футбольную карьеру в «Локо» или «Динамо», стал рассматривать более экзотические варианты. В итоге решил, что мне нужно сейчас объявить о завершении карьеры и найти другое направление, уже вне карьеры футболиста.

Думаю, в ближайшие три недели от меня точно будет новость по поводу моей новой работы. Завершив карьеру футболиста, я полностью сконцентрировался на том, что мне надо оказаться в той сфере деятельности, где я буду приносить пользу.

— 1 апреля в СМИ появилась шутливая новость, что вы собираетесь возобновить карьеру. Не возникло ли после этого желание все-таки вернуться футбол в качестве игрока? Какие мысли в тот момент посетили?
— Для меня как мужчины с чувством юмора эта новость была лишним поводом посмеяться. Пока я о возобновлении карьеры, конечно, не думал. Сделал такой шаг для того, чтобы я уже не прыгал в футбольных фантазиях, а постепенно переходил на серьезную работу. Точно ли я не вернусь? Не знаю, может, сейчас поступит многомиллионное предложение из Индии (смеется). Если в ближайшие три недели не получится то, что я задумал по работе, буду рассматривать все варианты развития событий. Может быть, даже будет возможность для возобновления карьеры. Кстати, есть российские клубы, которые звали меня к себе в роли играющего тренера… Но конкретизировать я бы не хотел.

— Дмитрий, вы недавно сказали, что пока не видите себя тренером. Почему не привлекает эта работа?
— Я просто вижу, что в роли тренера ты не сможешь поменять ни российский футбол, который точно требует модернизации, ни структуру клуба. Если мы хотим, чтобы у нас росло поколение футболистов, которые будут прогрессировать, то нам нужны изменения как в структуре клубов, так во всем нашем футболе. В Европе все футбольное хозяйство работает как отточенный механизм.

— Вы являетесь воспитанником «Локомотива», где вам удалось поиграть шесть лет под руководством Семина. Каким запомнился Юрий Павлович?
— Семин запомнился тем, что доверял людям, знал досконально футбол. Также, что важно, Юрий Павлович как тренер умел прогрессировать. Многие наши специалисты в определенный момент останавливаются в своем развитии. Также Семин был моим первым тренером в профессиональной карьере игрока. Спасибо большое ему за то, что он вывел меня в большой футбол.

— Почему вы ушли в свое время из «Локомотива» в «Динамо»?
— Бело-голубые сделали очень заманчивое предложение. Я пришел к руководству «Локо», объяснил ситуацию, попросил поднять мне зарплату. «Железнодорожники» сказали, что мне не могут дать такой контракт.

На протяжении большой части карьеры у меня не было агента — человека, который мог бы меня направить. Считаю ошибкой, что у меня не было своего представителя. Я тогда не мог определиться с клубом.

— Помнится, в «Локомотиве» еще был вариант с переходом «Сампдорию»?
— Да. Каких только вариантов у меня не было! Мог даже в «Санкт-Галлен» перейти. От «Сампдории» находился на расстоянии вытянутой руки, в швейцарском клубе даже успел потренироваться. В «Санкт-Галлене» мне даже контракт предложили. Но у меня не было человека, который мог бы мне помочь определиться клубом, дать правильный совет. Если бы у меня тогда был агент, думаю, моя карьера могла бы сложиться еще успешнее. Примерно в то же время появился как раз вариант с продолжением карьеры в «Динамо».

— Что думаете о периоде выступления за «Динамо»?
— Этап карьеры в «Динамо» прошел словно полжизни. Если мне не изменяет память, восемь-девять тренеров сменилось за время моего выступления за клуб. Мы даже с Александром Точилиным проводили такую статистику и смеялись, сколько тренеров пережили. Тогда команда держалась на опытных футболистах. Если бы не опытные футболисты, «Динамо» бы вылетело в первую лигу. Помните тот период, когда в стан бело-голубых пришло много иностранцев? Тогда стали больше доверять им, чем нам. Мы чуть из-за этого не поплатились.

Могли вылететь в первый дивизион. Но хорошо, что у «Динамо» нет рубца в истории клуба с выступлением в ФНЛ. В «Динамо» была группа игроков, которую лично курировал на тот момент владелец клуба Алексей Федорычев: команда делилась на несколько лагерей.

— Тогда пост главного тренера в «Динамо» занимал великий Олег Романцев. Как можно охарактеризовать его этап работы в московском клубе?
— Романцев, к сожалению, в «Динамо» не мог управлять коллективом, так как Федорычев был всегда на стороне иностранцев. А Олег Иванович хотел опираться на российских футболистов. Иностранцы даже говорили, что «Динамо» нужен другой тренер. Мы, конечно, россияне не могли так говорить. Для нас Романцев был иконой, который становился девять раз чемпионом страны. В конце концов, под раздачу после конфликтов попал капитан команды Булыкин… По-моему, чуть ли не в каждом конфликте в «Динамо» считали меня виноватым. Хотя я всегда пытался доносить только правду. После очередного конфликта я оказался в дубле. Я играл за молодежную команду полгода, и меня никуда не продавали. Крайне непонятная ситуация.

— Как все-таки смогли переломить ситуацию и уйти из клуба?
— Знающие люди посоветовали обратиться к агенту Андрею Головашу, который привел меня в «Байер». После этого я начал с ним плодотворно сотрудничать. Он вел меня в моей иностранной части карьеры. Головаш очень грамотно подходил как к футбольным, так и жизненным процессам. Спасибо ему за то, что моя карьера так удачно сложилась.

Ведь после дубля «Динамо» можно было закончить. Чувствовалось, что некоторые люди хотели, чтобы я повесил бутсы на гвоздь еще будучи игроком «Динамо». Но я сопротивлялся.

Николай Александрович Толстых, который привел меня в команду, посоветовал, как лучше уйти из клуба. Я по его совету написал претензию в Палату по разрешению споров. В итоге на правах свободного агента получилось перейти в «Байер». В Леверкузене я потренировался неделю, и мне предложили подписать контракт по схеме «1+1» на довольно хороших условиях.

— После «Байера» вы перешли в «Андерлехт», а затем оказались в «АДО Ден Хааг». Чем примечателен год карьеры в этом голландском клубе, кроме того что вы стали лучшим бомбардиром команды и вторым голеадором чемпионата?
— Когда забивал за «Ден Хааг», на трибунах ставили «Калинку-малинку». Перед каждым матчем тоже включали эту русскую песню. Она нравилась болельщикам. Фанаты клуба даже как-то пригласили казачий хор, который исполнял «Калинку». Нужно сказать, что в «Ден Хааге» была тесная связь между руководством, тренерским штабом, футболистами и болельщиками. Помню, в Гааге проходила выставка знаменитых личностей, где мне предложили быть мясником. Я стоял с голым торсом и держал в одной руке тушку барана, в другой — топор. Для галереи все это дело сфотографировали.

Сначала в Гааге даже поднялась компания по жестокому обращению с животными. Но это так понравилось болельщиком клуба, что они меня прозвали Булыкин-мясник. Хотя больше называли Царем.

Недавно в Нидерландах вышел фильм о выступлении «Ден Хаага» в сезоне-2010/11. В том сезоне мы завоевали право выступать в Лиге Европы. Все, настолько хорошо отзывались обо мне, что фильм назвали «Год Царя». Хотя я не был главным героем той команды, все успехи почему-то связали со мной.

— Собираетесь ли сделать русскоязычный фильм о карьере?
— Может быть, чуть позже придумаем на «Матч ТВ» фильм о моей карьере с моими комментариями. Все пока находится в стадии переговоров. Некоторым людям я озвучил свои планы. Думаю, такой фильм выйдет, а будет ли он именно на «Матч ТВ», думаю, мы увидим в скором будущем. Из «Года Царя» возьму отрывки для русскоязычного фильма.

— Хотели бы вы написать книгу?
— Думаю, что напишу. Ведь за карьеру случилось очень много интересных, поучительных и смешных моментов. На личном опыте покажу молодым ребятам, как нужно действовать в определенных ситуациях. У меня было много случаев, когда рядом со мной отсутствовал человек, который может дать правильный счет и направить в нужную сторону. Будет поучительная книга. Но пока стоит не на первом месте в списке моих задач. Но когда она будет написана и кто будет соавтором, еще не думал. Много забавных случаях войдут в книгу. На сборах без них выжить сложно. Пока могу рассказать о таком эпизоде.

Помню, Заза Джанашия приехал в расположение «Локомотива» и говорит нам: «Я себе на машину козерога купил». Мы тут же всем русским коллективом в «Локомотиве» начали гадать, что он за козерога купил. Думали, может, Заза фигурку примерно такую, как на «Роллс-Ройсе», себе поставил. Но выяснилось, что он имел в виду козырёк (смеется). Он не мог выговорить это слово, потому и сказал «козерог».

Если брать период игры в Нидерландах, то там тоже постоянно возникали забавные ситуации. Когда хотели в команде обратить внимание на чьи-либо ботинки, например могли повесить их на люстру. Со мной такого не происходило, а у товарищей возникали такие моменты. Это был небольшой стеб над понтами.

— Давайте как раз вернемся к карьере в Нидерландах. После «Ден Хаага» вы оказались в «Аяксе». Решили сменить клубную прописку из-за амбиций?
— В «Аякс» перешел по совокупности факторов: предложили контракт в несколько раз больше, вдобавок команда пробилась в Лигу чемпионов. В данном случае у меня не было выбора.

Кстати, «Аякс» и «Ден Хааг» — злейшие враги. «Аякс» не пускает на домашние матчи болельщиков команды из Гааги, а в «Ден Хааг» — их фанатов. Но местные фанаты относились с пониманием к моему переходу в стан принципиального соперника, учитывая, что я много полезного принес команде.

Но если бы мне предложили такой же контракт в Гааге, как в «Аяксе», я бы однозначно там остался, в клубе. Правда, мои переговоры с «Ден Хаагом» ни к чему не привели. Не нашлись люди, которые были готовы мне платить зарплату, хотя бы чуть-чуть приближенную к условиям «Аякса».

— Какой момент был самым запоминающимся за время выступления в Нидерландах?
— Чемпионство с «Аяксом». Тебя приветствуют 50 тысяч зрителей на трибунах, на площади ты стоишь с чемпионской салатницей. Невозможно описать эту атмосферу, нужно там находиться. Кроме того, болельщики «Аякса» и в Голландии любой хороший пас, финт, удачное действие награждали аплодисментами.

Также хочется отметить, что в «Аяксе» всех своих бывших футболистов, которые играли на высоком уровне, устраивают в структуру клуба. В этом плане они молодцы!

В России сейчас пытаются привить, что легенды наших команд должны работать в том числе там, где провели большую часть карьеры. Но у нас многие не находят работы в родном клубе. Это очень печально. Кто, если не футболисты, должны воспитывать молодежь и заниматься спортивными вопросами в клубе, где стали легендами среди болельщиков?

— Выступая за «Аякс», вы в 2012 году сделали дубль в игре против футбольного клуба НЕК и вошли в Клуб Григория Федотова. Когда узнали об этом событии?
— Я об этом узнал за пару мячей до попадания в клуб. Рассказал о том, что я могу войти в Клуб Григория Федотова администратору «Аякса», и мне подарили мяч с игры против команды НЕК, где написали «100 мячей» и расписались все футболисты команды.

Надо мной немного довлела мысль по поводу того, что нужно забить сто мячей. После этого достижения я успокоился, лишнее напряжение спало. Конечно, до Саши Кержакова мне далековато.

— Какого футболиста считаете наиболее техничным из тех, с кем играли за одну команду?
— Не могу одного игрока выделить. Например, Лоськов мог на тебя не смотреть и уже через секунду после приема мяча отдать пас на ход. Это было гениально с его стороны. Мубарак Буссуфа очень хорошо обращался с мячом. Я его застал в «Андерлехте». А в дальнейшем он перешел в «Локомотив». Из «Аякса» сразу вспоминается Сим де Йонг. Если продолжать говорить о наших футболистах, то как минимум сразу приходят на ум Титов, Аленичев, Марат Измайлов. С ними я успел поиграть в сборной России.

Самое главное отличие техничных иностранных футболистов от российских игроков, обращающихся на «ты» с мячом, состоит в том, что за границей техника на скорости. Они могут ловко и быстро обработать мяч и сразу пробить по воротам.

В матче сборной России против Франции мы увидели, какие у них игроки быстрые и резкие.

— Какой результат можно будет считать удачным для российской команды на Евро-2016 во Франции?
— Мы как минимум должны выходить из группы. А так мы можем выступить во Франции не хуже, чем на Евро-2008. Отличным результатом будет попадание в призеры.

— Как можете оценить период выступление за сборную России?
— Конечно, я меркну по сравнению с теми игроками, которые завоевали бронзу восемь лет назад. Но тот футбол, который я показывал в сборной, ставит меня на уровень игроков высокого уровня.

— Последний вопрос не совсем обычный. У вас есть лампа с джином: какие три желания бы загадали?
— Попросил бы коробку спичек или бороду, как у Старика Хоттабыча, чтобы ломаешь, выдергиваешь и все желания сбывались (смеется).

А если серьезно, то у меня есть следующее желание в связи с моим обостренным чувством справедливости. Я не люблю, когда лицемерят или врут. Я хотел бы, чтобы над теми людьми, которые говорят неправду, возникала аура другого цвета. Тогда можно было бы сразу понять, что человек врет. Это бы все сильно упростило в нашей жизни. Не было бы мошенников и убийц.

Ознакомиться с другими материалами, новостями и статистикой вы можете на странице чемпионата России по футболу, а также в группах отдела спорта в социальных сетях Facebook и «ВКонтакте».