Размер шрифта
А
А
А
Новости
Размер шрифта
А
А
А
Газета.Ru в Telegram
Новые комментарии +

Не расплатилась с World Athletics: какие санкции ждут Россию

Что ждет Россию за неуплату штрафа World Athletics в срок

До 1 июля Всероссийская федерация легкой атлетики должна была выплатить World Athletics $5 млн штрафа, но необходимых средств в отечественном ведомстве так и не нашли. «Газета.Ru» — о том, что теперь грозит российской легкой атлетике.

В дедлайн не уложились

С приближением дедлайна новостей о финансовом состоянии Всероссийской федерации легкой атлетики, которая из штрафа в $10 млн была должна заплатить как минимум половину, появлялось все больше. В основном — негативных, хотя в журналистских кулуарах были и слухи о том, что ведомство все проблемы решило и нужную сумму набрало. Увы, нет.

По состоянию на 1 июля — срок, который установил совет Международной ассоциаций легкоатлетических федераций (World Athletics) еще в начале марта, — ВФЛА обязательные $5 млн так и не наскребла.

«Вокруг ситуации с выплатой штрафа за последние несколько дней разгорелась большая шумиха, полная непонятных вбросов со ссылками на странные и невнятные источники. Переговоры с World Athletics, начавшиеся в первый же день моего президентства, не останавливались и продолжаются и по сей день. Работаем в тесном сотрудничестве с Олимпийским комитетом России, Минспортом и Российским антидопинговым агентством. По состоянию на 1 июля, денежных средств на выплату штрафов, выставленных World Athletics, у ВФЛА нет», — цитирует ТАСС Евгения Юрченко, ставшего в конце февраля новым президентом национальной легкоатлетической федерации.

Требования к российской организации были выдвинуты по итогам мартовского заседания совета World Athletics, которое прошло в Монако. Помимо штрафа в $10 млн ($5 млн — строго до 1 июля, оставшаяся сумма в случае выплаты считалась бы условной) российскому ведомству ограничили заявку до десяти легкоатлетов для участия в летних Олимпийских играх. Несмотря на серьезность таких мер, ВФЛА могла заплатить более высокую цену — организации грозил риск быть полностью исключенной из состава WA. Все это стало результатом нашумевшего «дела Лысенко». Что примечательно, судьба самого спортсмена еще не определена, россиянин до сих пор остается лишь временно отстраненным за пропуск трех допинг-тестов в 2018 году.

«Войдите в положение, проявите солидарность»

О том, что в дедлайн уложиться не удастся, в ВФЛА говорили уже в середине июня. Причина простая — пандемия коронавируса нарушила все планы и спровоцировала серьезный экономический кризис, с которым столкнулись все. Именно к этому оправданию прибегает российская легкоатлетическая федерация.

«ВФЛА по объективным причинам сейчас не имеет достаточных материальных ресурсов, чтобы самостоятельно решить проблему задолженности. Всем нашим многочисленным критикам могу сказать, что с нашей стороны касательно поиска этих средств было сделано не просто многое, было сделано все возможное», — отметил Юрченко.

Вместе с этим ВФЛА, понимая, что штраф до июля закрыть не сможет, все равно отправляла в World Athletics заявки российских легкоатлетов для предоставления им нейтрального статуса, позволяющего выступать на международных соревнованиях. Про участие в турнирах вне России под своим национальном флагом отечественные спортсмены забыли еще с далекого ноября 2015-го, когда ВФЛА и была лишена статуса соответствия за нарушение антидопинговых правил. В World Athletics же остались принципиальны в своих требованиях и принятые от России заявки (например, на имена Марии Ласицкене и Сергея Шубенкова, которые оформили все документы за свои деньги) рассматривать отказались. «Когда выплатите штраф, тогда и посмотрим», — вот и весь ответ от международного ведомства.

Россия, впрочем, на этом не остановилась и продолжила диалог по отсрочке платежа. С соответствующим письмом к главе World Athletics Себастьяну Коу, а также — что интересно — к президенту Международного олимпийского комитета Томасу Баху обратилось Министерство спорта страны.

Глава ведомства Олег Матыцин в своем обращении подчеркнул, что вопрос восстановления ВФЛА в статусе остается важным не только для самой организации и всей России, но и для «спортивной, легкоатлетической и мировой общественности».

«На сегодняшний день штраф не выплачен. Мы обратились к WA и МОК, чтобы ни в коей мере не пострадали наши спортсмены, чтобы никаким образом не связывали санкции, наложенные на федерацию, с санкциями на деятельность спортсменов — они и так уже фактически пострадали, так как имеют статус нейтральных. Надеюсь, что как минимум этот голос будет услышан», — цитирует ТАСС министра спорта России, который призвал World Athletics проявить солидарность.

В чем виноват Юрченко?

Формально вопросов к новому президенту ВФЛА по возникшей ситуации быть не должно: он принял руководство федерацией, которая уже до него находилась на краю бездны. Отвечать за все махинации и ошибки, допущенные бывшим руководством ведомства, пришлось именно Юрченко. С его приходом ВФЛА удалось избежать мгновенной ликвидации и, напротив, выйти на продуктивный диалог с World Athletics. Казалось, что все постепенно, но наладится. Однако слово «казалось» — ключевое.

За то, что сейчас ВФЛА не может найти необходимых средств для выплаты штрафа, Юрченко несет такую же ответственность, как и экс-глава ВФЛА Дмитрий Шляхтин за поддельные медицинские справки Данила Лысенко.

Посмотреть эту публикацию в Instagram

Президенту РФ Путину В.В. Уважаемый Владимир Владимирович! Кризисная ситуация в легкой атлетике длится с 2015 года. За этот период времени неоднократно сменялись министр спорта РФ, руководитель Олимпийского комитета России и глава ВФЛА. Всё это время мы регулярно слышали, что для защиты российских спортсменов сделано, делается и будет сделано всё, что только можно. И вот сейчас, спустя 5 лет, вследствие действий руководства ВФЛА наши легкоатлеты и тренеры вовсе не могут реализовывать свой потенциал, так как с прошлой осени они лишены возможности выступать вне России даже в нейтральном статусе. А 1 июля, в случае невыплаты штрафа ВФЛА, легкая атлетика может быть окончательно изгнана из международной федерации. 3 мая прошлого года вы дали поручение ОКР в срок до 2 декабря 2019 года принять меры по восстановлению членства ВФЛА. Это поручение дало всем понять, что Вам не безразлична легкая атлетика, а также судьбы людей, связавших свою жизнь с одним из самых массовых видов спорта в России. С тех пор прошёл год, поручение не выполнено, а ситуация только ухудшилась. Наша обеспокоенность связана с тем, что, имея в нашей стране такое большое количество спортивных структур, в которых работают настоящие профессионалы, мы до сих пор не видим конкретного плана выхода из затянувшегося кризиса. Именно поэтому мы вынуждены сейчас обратиться напрямую к Вам. Мы уже пропустили Олимпийские игры-2016, и существует серьезная вероятность пропустить и предстоящие Игры в Токио. Вопрос, который мы поднимаем, не столько в наших карьерах, которые рано или поздно закончатся, сколько в российской легкой атлетике в целом. Мы хотим обратить внимание на катастрофическое положение дел с нашим видом спорта. Мы стоим на пороге окончательного развала и уничтожения лёгкой атлетики. Мы очень надеемся на то, что времена, когда атлеты и тренеры, никак не запятнавшие свою репутацию, остаются со своей бедой один на один, вскоре закончатся. Надеемся на Ваше участие и понимание. Чемпион мира в барьерном беге Сергей Шубенков Чемпионка мира в прыжке с шестом Анжелика Сидорова Трёхкратная чемпионка мира в прыжке в высоту

«Как бы дальше ни развивались события, уже ясно, что сам по себе Евгений Юрченко не выполнил обязательства перед спортсменами, которые взял на выборах. Да и в целом за эти месяцы проявил себя слабым руководителем.

В марте он радовался возвращению процедуры выдачи нейтрального статуса, а за две-три недели до дедлайна вдруг понял, что решения World Athletics незаконны. Этими действиями он лишь предал чистых легкоатлетов»,

— таким мнением с ТАСС поделилась трехкратная чемпионка мира в прыжках в высоту Мария Ласицкене.

Здесь очень странным выглядит и решение руководства ВФЛА лишить главу антидопингового комитета федерации Эдуарда Безуглова должности вице-президента ведомства. Юрченко объяснял это тем, что комитет «достиг критической массы этических нарушений». В чем именно выражаются эти этические нарушения — непонятно. Возможно, президиуму ВФЛА просто пришлось не по душе, что Безуглов стал первым, кто публично рассказал о надвигающихся проблемах из-за отсутствия денег.

«У Юрченко всегда кто-то виноват. Лишение Эдуарда Безуглова должности вице-президента лишний раз доказывает, что Евгений Валерьевич просто задвигает неудобных ему людей. Нечто подобное уже было чуть раньше с комиссией спортсменов. Я не уверена, что наш вид спорта сможет выбраться из нынешней ситуации с подобным человеком у руля ВФЛА», — отметила Ласицкене.

Каких последствий ждать?

О том, какие санкции ожидают Всероссийскую федерацию легкой атлетики, совет World Athletics не рассказывал. Учитывая, что до мартовского заседания ВФЛА находилась под риском полного исключения из состава WA, то, возможно, к этой идее в международном ведомстве придут вновь.

Россия сейчас может надеяться только на то, что западные коллеги сжалятся и пойдут навстречу, предоставив отсрочку по выплате штрафа. Так, например, в январе 2019-го поступило Всемирное антидопинговое агентство (WADA), которое не стало наказывать РУСАДА за то, что доступ к базе данных московской антидопинговой лаборатории не был предоставлен в установленный дедлайн. Но в WADA тогда публично признались, что принципиальной разницы в том, чтобы начать работу в московской лаборатории 1 января или в середине месяца, нет. World Athletics же может остаться принципиальной и даже потребовать уже не $5 млн, а сразу всю сумму. Впрочем, ждать этих денег в любом случае придется долго — до тех пор, пока средства не появятся у самой ВФЛА.

В данной ситуации больше всего жаль спортсменов, которые пропустят целый сезон. В том числе и Олимпиаду в Токио. Олимпийская мечта так и останется мечтой. Особенно для тех, кто уже из-за санкций пропустил Игры-2016 в Рио-де-Жанейро.

Вопрос заключается только в том, интересуют ли судьбы легкоатлетов саму ВФЛА, ведь на ближайшую Олимпиаду все равно были бы допущены максимум 10 спортсменов, лучших в стране. Есть ли смысл тратить такие большие деньги ради нескольких атлетов, не имея уверенности в том, что допинговая история с соответствующими ей санкциями не закончится? Все зависит от того, какой ответ на это дадут руководители федерации, ведь $10 млн за десять спортсменов — это лишь цифры, но именно за ними стоит судьба легкой атлетики всей страны.