Слушать новости
Размер шрифта
Маленький текст
Средний текст
Большой текст

«Победы не помогут»: как Квят стал жертвой системы «Ред Булл»

Квят покинет «Формулу-1» по окончании сезона-2020

Пилот команды «Альфа Таури» Даниил Квят почти со стопроцентной вероятностью покинет пелотон после сезона-2020. Россиянина не спасут ни достаточно высокий класс, ни блестящая гонка на Гран-при Эмилии-Романьи в Имоле, ни возможные успехи на оставшихся этапах чемпионата. «Газета.Ru» подробно рассказывает о несправедливости системы «Ред Булл» и разбирает дальнейшие варианты продолжения карьеры пилота.

Хлопок дверью в Имоле

Даниил Квят просто блестяще выступил на Гран-при Эмилии-Романьи в Имоле. Олдскульная трасса, которая практически не предоставляет возможностей для обгонов в условиях современных громоздких и широких болидов вернулась в расписание чемпионата мира «Формулы-1» исключительно из-за пандемии коронавируса и вряд ли окажется в нем в дальнейшем.

«Альфа Таури» при этом имела некоторое преимущество над соперниками. Еще до всех проблем с COVID-19 Пьер Гасли и Квят накатали по 200 км тут на тестах на болидах образца 2018 года, собрав большой объем информации, и при этом гоночный уикенд в Имоле проходил в двухдневном формате, без пятничных практик, так что остальные команды действовали фактически с нуля.

Кроме того, трасса сама по себе очень подходит под концепцию болида «АТ», заточенного на меньшее количество прижимной силы. В результате россиянин впервые в сезоне смог пробиться в третий сегмент, квалифицировавшись восьмым, а француз и вовсе повторил свой лучший квалификационный результат в карьере — четвертое место.

В гонке Гасли подвел мотор, и он сошел, находясь на пятом месте, а Квят достаточно спокойно ехал на восьмой позиции, пока не случилось схода Макса Ферстаппена, приведшего к появлению на трассе машины безопасности.

Команда зазвала россиянина в боксы, поставив ему свежие шины «софт», на которых он после рестарта за один круг на необгонной трассе прошел разом Серхио Переса с Алексом Албоном, а потом еще и Шарля Леклера из «Феррари».

Причем Перес из «Рэйсинг Пойнт» на «прошлогоднем «Мерседесе» также заезжал в боксы за свежей мягкой резиной, но все равно уступил россиянину. На последних кругах Даниил вовсю прессинговал и Даниэля Риккардо, но австралиец уже успел прогреть старый «хард» на своем «Рено» и с трудом, но отбился, сохранив третью позицию.

В любом случае, четвертое место стало лучшим для Квята в сезоне и вторым по качеству результатом за все его годы выступлений в команде (ранее она называлась «Торо Россо»). Да и пилотом дня он не был выбран только потому, что события произошли в самом конце гонки и развивались стремительно, а голосование болельщиков шло с середины дистанции.

Но все прекрасно понимают, что главный герой гонки в Имоле — именно Квят.

Однако это выступление не поможет ему сохранить место в пелотоне на следующий сезон.

Свободных мест нет

«Выступление хорошее, но оно ему не поможет и не повлияет на его позицию в будущем», — рассказал прессе после окончания Гран-при консультант гоночной программы «Ред Булл» Гельмут Марко, который и принимает ключевые кадровые решения в системе австрийской команды.

Это стало, по сути, продолжением выступления, в котором Марко еще до гонки заявил, что в «Альфа Таури» в следующем сезоне должны будут выступать Гасли как опытный первый пилот и молодой японец Юки Цунода, которого переведут из «Формулы-2».

Японцу надо еще набрать очки для получения суперлицензии. Для этого Цунода должен финишировать в чемпионате «Ф-2» в топ-5. При этом сейчас — за два этапа и четыре гонки до финиша — он идет на третьей позиции, хотя от шестой строчки его отделяют лишь семь очков.

Впрочем, даже если быстрый, но весьма неаккуратный и часто попадающий в аварии гонщик из Страны восходящего солнца не справится с задачей, Квяту это не поможет.

В этом случае почти наверняка вторым призовым пилотом в «Альфа Таури» станет ныне выступающий за «Ред Булл» Алекс Албон. Таец полностью проваливает сезон и будет заменен в главной команде на Нико Хюлькенберга или Серхио Переса, но может получить еще один шанс во второй команде. Об этом свидетельствуют и различные инсайды из паддока.

В других же командах мест фактически не осталось. «АТ» подтвердила на новый сезон Гасли, «Альфа Ромео» продлила Кими Райкконена и Антонио Джовинацци, а в «Уильямсе» остаются Джордж Расселл и Николас Латифи.

Таким образом, сейчас на будущий чемпионат не подтверждены лишь второй пилот «Альфа Таури» (Цунода или Албон), оба болида «Хааса» (там ждут Никиту Мазепина и Мика Шумахера) и — как ни удивительно — одно место в «Мерседесе».

Пока не продлил свой контракт с «серебряными стрелами» чемпион мира и безоговорочный лидер сезона Льюис Хэмилтон, который даже заявил, что еще не решил, будет ли продолжать гоняться в «Ф-1» в следующем году.

Правда, никто всерьез не верит в уход без одного-двух этапов семикратного чемпиона мира, но даже если это и случится, никто Квята в чемпионский болид, конечно, не посадит.

Жестокая программа «быков»

Ситуация выглядит максимально несправедливой по отношению к Квяту, который является талантливым пилотом, не раз доказывавшим свою состоятельность, в том числе и в нынешнем, не самом удачном для него сезоне.

Вся карьера россиянина в «королевских автогонках» после первых двух лет свелась к преодолению неудач, борьбе с судьбой и жесткими решениями руководства в свой адрес. И Даниил справляется очень неплохо, заметно прибавив за это время в психологии.

Вообще, здесь необходимо поговорить о том, как устроена гоночная программа «Ред Булл».

Австрийская команда с самого начала своего существования ориентируется исключительно на собственных воспитанников, которых сажает в освобождающиеся болиды.

«Ред Булл» действительно поддерживает и развивает молодых гонщиков, сверкающих еще в детстве или юношестве и не имеющих больших денег для развития карьеры. Так было и с Квятом, которого заметили и продвинули, в то время как семье Даниила вряд ли хватило бы средств, чтобы довести его до «Ф-1».

Вот только уже после продвижения талантов в «Большие призы» поддержка заканчивается, а на смену ей приходит давление. Причем такое, что порой оно становится просто невыносимым.

Программа «РБ», которой железной рукой рулит доктор Марко, перемолола уже множество гонщиков. И зачастую жизнь затем показывала как минимум неоднозначность принятых решений.

Можно вспомнить фамилии Себастьяна Буэми и Жана-Эрика Верня, которые в целом неплохо гонялись за «Торо Россо», но в итоге были отчислены, а затем оба стали чемпионами в электрической «Формуле-Е».

Но есть и более свежие и очевидные примеры. Например, Карлос Сайнс. В свое время Марко предпочел испанцу Квята, но продвинул сына многократного раллийного чемпиона в «Торо Россо» через год, когда Даниила подняли в «Ред Булл».

Тем не менее отношение к Сайнсу в системе было весьма прохладным. Пока в первую команду продвигали пришедшего позже Макса Ферстаппена, для испанца, несмотря на качественные выступления, не было никаких перспектив.

В итоге он стал первым, кто фактически сбежал из программы «РБ», занял место пилота «Рено», а затем «Макларена», здорово проявил себя, завоевал подиумы, а со следующего года станет пилотом самой «Феррари»!

Сбежал от австрийцев и Даниэль Риккардо, который гонял за «Ред Булл», показывал отличные результаты, даже выигрывая гонки, но все равно получал в команде все по остаточному принципу от примы, коей с ходу стал Ферстаппен.

Конечно, голландец необычайно талантлив, и ставка на него выглядит закономерной и правильной, но сделана она таким образом, что все остальные пилоты рядом с ним просто сгорают, и это не идет на пользу самой команде.

Риккардо сбежал, Гасли страшно провалился в «Ред Булл», был переведен обратно во вторую команду и там доказал, что действительно в порядке и даже выиграл в этом году гонку, пусть и с большой долей везения. Про Албона и вовсе говорить нечего — Жак Вильнев емко назвал его на днях худшим вторым пилотом «РБ» за всю историю команды.

Квята же после одного сезона в «Ред Булл», в котором он обогнал по очкам Риккардо, во время не очень удачного второго года заменили на Ферстаппена, вместе со своим отцом давившего на команду (причем сделали это всего гонку спустя после попадания Даниила на подиум), ломали психологически и затем вовсе выгнали из программы. Причем лишь для того, чтобы на безрыбье вернуть россиянина через год, правда, не признав ошибок.

Два сезона Квят показывает хороший уровень. Даниил взял в прошлом году подиум в Германии, а в этом сильно уступает Гасли по очкам, но во многом из-за шальной победы француза в Монце.

Да, Пьер разгромил напарника в квалификациях, и тут из песни слова не выкинешь, но то связано не только со скоростью пилотов, но и с особенностями их стилей, и россиянин всегда прибавляет именно в гонках, на которые в основном и заточен.

И Квят наверняка имел бы сейчас куда больше очков, если бы ошибки не допускала команда, которая периодически рушит ему гонки неверной стратегией, хотя иногда он сам предлагает иную, по факту верную.

Неопределенное будущее

И вот сейчас Даниила снова отправят из «королевских автогонок», заменив Цунодой, пока совсем не доказавшим свою перспективность, но важным с точки зрения продолжающихся переговоров с японской «Хондой» о покупке завода по производству моторов.

Если же не им, то вовсе Албоном, которого Квят обгоняет на трассе на более слабой машине, как в Имоле, и который допускает одну нелепую ошибку за другой.

А в первой команде с большой долей вероятности окажется немец Нико Хюлькенберг, за карьеру так до сих пор и не взявший ни одного подиума и не сумевший продлить в прошлом году контракт с «Рено».

В нынешнем сезоне он трижды аврально из-за коронавируса заменял пилотов «Рэйсинг Пойнт» и восхитил всех своей работой, но, если отставить эмоции, он точно не превосходит, а скорее уступает в классе Квяту.

Да и второй вариант — мексиканец Серхио Перес — не выглядит очевидным. Однако доктору Марко сейчас проще впервые взять пилота со стороны, нежели вернуть в главную команду Гасли или Квята, фактически расписавшись в своих ошибках.

Жесткий специалист своими решениями фактически создал вокруг Ферстаппена выжженную землю, и теперь в программе остались с суперлицензией только признанные самим Марко «сбитыми летчиками» пилоты. Поэтому (а так же из-за «Хонды») он так надеется на Цуноду и собирается брать Ферстаппену напарника со стороны.

Что же до Квята, то ему не стоит впадать в уныние. Перфоманс в Имоле точно не остался незамеченным, нужно показывать максимум и в оставшихся гонках сезона.

В следующем году россиянина не будет в «Ф-1», но в 2022-м шанс вернуться вполне может представиться. Менеджером Квята является Николя Тодт, сын президента Международной автомобильной федерации (FIA) Жана Тодта, который обладает хорошими репутацией и связями.

В 2022 году «королевские автогонки» перейдут на новый регламент, расстановка сил в пелотоне изменится, а в некоторых командах появятся свободные места.

Пока же Квят вполне может вернуться к работе на симуляторе «Феррари», а также получить статус запасного гонщика для той же Скудерии или для другой команды. В сложной эпидемиологической ситуации мы вполне можем на одну-другую гонку увидеть Даниила в пелотоне и в следующем сезоне.

Для многих он будет примерно в том статусе, в каком находился после ухода из «Рено» Хюлькенберг. И проявить себя россиянин может не хуже немца, а тогда и шансов на полноценное возвращение в пелотон станет больше. И лучше бы оно случилось за пределами программы «Ред Булл»...

Ну и, в конце концов, существуют и другие серии. Да, та же «Формула-Е» не так популярна, как «Ф-1», но с нового сезона получает статус чемпионата мира, и там видеть россиянина со временем в любом случае будут рады. Жизнь не заканчивается даже на главной серии мира. Квяту всего 26, у него есть достаточно громкое имя и солидная репутация в гоночном мире, которые ему помогут.