Газета.Ru в Telegram
Новые комментарии +

«Моя работа — Пекин-2022»: Туктамышева о четверных, любви и помощи конкуренткам

«Если Косторная попросит, помогу ей вернуть аксель»: душевное интервью Туктамышевой

Елизавета Туктамышева выиграла этап Гран-при по фигурному катанию в Москве и дала «Газете.Ru» большое интервью, в котором рассказала, как будет реагировать, если в ее группу попросится девушка с четверными прыжками, почему она согласилась бы помочь Алене Косторной восстановить тройной аксель и как идет работа над ее собственными квадами. Также Императрица прокомментировала пост Евгения Плющенко в ее поддержку и объяснила, почему любовь – самое важное в ее жизни.

Глобальная цель

— Два года назад ты иронизировала над своими шансами на успех. «Единственный способ завоевать золото в финале Гран-при для меня — это ограбить ювелирный магазин», — писала ты в Instagram. Как ты воспринимаешь себя сейчас?

— Иронизировать над собой я не перестану никогда, и ту шутку я могла бы и сейчас использовать, мне кажется (смеется). К тому же прошло еще очень мало времени, и это всего лишь одна победа. Про свои шансы я не люблю думать, потому что, если ты размышляешь о них, то значит, заглядываешь в будущее, на что-то надеешься… А я люблю жить настоящим и оценивать ситуацию прямо здесь и сейчас. Так что теперь просто стараюсь поймать эту волну и как-то продолжить ее.

— «Job not finished», «Работа не закончена» — написала ты после своей победы на Гран-при.

— Да. Моя работа — это Пекин-2022.

— После этой победы Татьяна Тарасова сказала, что с тобой теперь «точно будут считаться». Что ты думаешь по этому поводу?

— Я не знаю... Не хочу это как-то анализировать. Сейчас мне нужно просто кататься на этом же уровне, показывать хорошие программы, и только со временем мы сможем понять весь результат этого этапа Гран-при.

Гран-при

— Короткая программа. Шикарный тройной аксель и вдруг ошибки на более простых элементах. Ты рассказывала, что тебя смутила мысль о помарке на разминке. Действительно только это привело к тому, что возникли проблемы со второй половиной прыжков?

— У меня не полетела вторая серия прыжков — я не сделала один (тройной флип вышел с помаркой. — «Газета.Ru»). И да, ошибки на этом элементе во время разминки повлияли на то, что у меня почему-то возникли сомнения. Я начала делать немного иные движения в технике, чтобы больше уверенности у меня было, что ли…

Когда ты не уверен, то тело начинает по-другому работать. И это повлекло такую глупую ошибку.

А насчет каскада 3+2 вместо 3+3 — не совсем правильно говорить, что я не сообразила, что делать (смеется). Потому что все-таки у меня большой опыт, и, конечно, я знала, что нужно добавить каскад 3+3. Но просто у меня стоит тройной лутц с такого захода, что мне не совсем удобно было прыгать 3+3, и я подумала, что лучше сделать во второй половине хороший каскад тройной лутц + двойной тулуп, нежели делать 3+3 — и неизвестно, будет он на плюс или нет. Так что я заведомо шла на хорошее исполнение каскада 3+2.

— Что творилось у тебя внутри в тот момент, когда ты увидела оценки и поняла, что упустила возможность оторваться от Трусовой и Косторной на очень приличное расстояние?

— Мм… я не переживала сильно. Конечно, было немного обидно, потому что я могла оторваться, но у меня случалось в карьере много таких «если бы». Поэтому я спокойно к этому отношусь и просто сказала себе: «В произвольной таких оплошностей не допускай». Чтобы не было таких эмоций больше.

— Без ошибок на флипе и с каскадом 3+3 ты могла бы набрать за 80 баллов, как Щербакова и Валиева — сильнейшие девушки из «Хрустального». И это был бы очень классный манифест о том, что ты на одном уровне с этими соперницами или даже сильнее.

— Конечно, мне хочется показать хороший, чистый прокат короткой программы и чтобы его высоко оценили. Каждый спортсмен стремится к лидерству или хотя бы к тому, чтобы приблизиться к лучшим... Поэтому я надеюсь, что в этом сезоне я еще смогу показать хорошее катание в короткой программе.

— В произвольной программе на следующий день все было практически идеально.

— Я спокойно провела ночь, утро, день перед произвольной, без каких-либо дерганий, выспалась — поэтому, наверное, и получился такой прокат. Когда я спокойна и хладнокровна, мне удаются неплохие выступления.

— Результат короткой программы снял определенное давление с тебя, и ты смогла расслабиться?

— Это не из-за расслабления, а потому что половина соревнований уже прошла, а всегда легче продолжать, чем начинать с нуля. Там уже идет понимание атмосферы, льда. Вообще многим фигуристам легче катать произвольную, чем короткую.

— Ты выступала в произвольной программе после Александры Трусовой. Как это повлияло на тебя?

— Я не видела катания и почти не слышала баллы, но было такое ощущение на трибунах… Я понимала, что Саша откатала нечисто. Однако на мой настрой это никак не повлияло — все осталось примерно так же.

— А какая атмосфера царила между выступлениями в разминочном зале и в раздевалке?

— У нас была хорошая атмосфера, добрая, спокойная — на удивление. Все девочки общались друг с другом. Приятно. Конечно, разные люди бывают: кому-то удобнее в себя погружаться перед прокатом, а кому-то хочется разговаривать. Но не было такого, что стояла мрачная тишина, и кто-то боялся пикнуть. Все хорошо и доброжелательно. И обычно, если кто-то неудачно выступает, то мы друг друга в раздевалке поддерживаем.

— Гран-при завершился зажигательными показательными номерами. Ты исполняла свой уже знаменитый «Destination Calabria» с саксофоном, барабаном и ударными тарелками, а менять инструменты тебе помогали Тиффани Загорски и Морис Квителашвили.

— Мы придумали все буквально за пять минут, а первая репетиция состоялась уже во время показательных выступлений (смеется). Опыта у нас хватает — я, Тиффани и Морис уже достаточно возрастные фигуристы, так что нам не составило труда выйти и отыграть это. Договорились, кто где будет находиться и когда — и все. Было очень весело, и я безумно рада, что ребята согласились. Получилось очень круто — особенно с Морисом, когда мы с ним танцевали возле бортика (смеется). Мне показалось, что он лучше всех подойдет под эту роль, и я его пригласила. И показательный номер у него самый лучший, я считаю. Он выиграл эти показательные.

— После этого шоу у фигуристов был еще банкет с дискотекой. А незадолго до этого американский журналист Филип Херш раскритиковал Россию за организацию Гран-при и пригрозил, что напишет жалобу в Международный союз конькобежцев (ISU) за несоблюдение мер по борьбе с коронавирусом. Как ты относишься к подобным претензиям? Хотела бы, чтобы у нас проходили соревнования в «пузыре», как на Гран-при США?

— Это больше административные вопросы, так что я лучше воздержусь от комментария на эту тему.

— Тогда вопрос от твоих фанатов. Не боишься ли ты сейчас посещать публичные мероприятия — премьеры кино, кафе — когда столько людей болеют коронавирусом? Потенциальная болезнь ударит по организму, а двухнедельный карантин в преддверии соревнований станет просто катастрофой.

— Я очень редко куда-то выбираюсь, потому что тоже очень боюсь и переживаю за других во время этого вируса. Если куда-то и выхожу, то соблюдаю все нормы. Так что мои фанаты могут не переживать за меня (смеется).

Судейство

— «Давно уже не выигрывала ничего. Я в шоке. Ожидала другого, как обычно», — призналась ты сразу после победы. Чувствуешь, что у тебя начала расти субъективная оценка за компоненты — скольжение, передачу образа, интерпретацию музыки и так далее?

— Мне кажется, что этот старт вообще получился удачным в плане моего катания. Я не беру сейчас техническую часть. Все отмечали, что на московском этапе Гран-при я именно хорошо показала свои программы, показала себя. Посмотрим, как судьи дальше будут меня оценивать. Надеюсь, что мое катание будет только лучше.

— Многие фанаты фигурного катания возмущались тем, что ты с тройным акселем проигрывала соперницам без ультра-си. Из профессионалов Евгений Плющенко посвятил этому пост: «Я за справедливое судейство в спорте, где должен побеждать спортсмен, который делает прыжок ультра-си, так как это прежде всего спорт наивысших достижений, а не только катание!» Готова подписаться под этими словами?

— Мне кажется, что везде должен быть баланс. И катание, и сложные элементы.

— Ты сильно спрогрессировала во вращениях — все, кроме одного, получили четвертый уровень сложности на Гран-при. Расскажи, как велась работа над этим? Их ставил какой-то отдельный специалист?

— Нет, просто мы действительно много времени уделяли и вращениям, и дорожкам, и передаче образа, чтобы это был оценено зрителями. Как только вышли на лед после карантина, так и начали усиленно над этим работать, потому что понимали, что поставили серьезные программы — причем такие, каких люди не совсем ожидают увидеть от фигуристки Туктамышевой. Не так просто переключиться и показать их так, как надо, чтобы я выглядела в них по-другому. Поэтому мы очень много работали над хореографией и над вращениями с самого начала. Вращения я изменила очень серьезно. Пришлось долго их нарабатывать, чтобы они выглядели более-менее нормально (смеется).

— Не проснулись ли старые проблемы со спиной из-за того, что ты вернула вращение бильман, которое требует огромной гибкости (фигурист вращается на одной ноге, а вторую поднимает за спиной и удерживает ее двумя руками над головой)? Год назад ты говорила, что изгибы в спине, закидывание ноги за голову тебе вообще нежелательно делать.

— Я отслеживаю этот процесс, чтоб не было никаких осложнений, так что все под контролем. Стараюсь держать под контролем.

— На этапе Кубка России в Сочи тебя беспокоила травма плеча. Сейчас все хорошо?

— У меня остались небольшие проблемы, но… с этим можно работать.

Четверные и тройной аксель

— Ты восстановила четверной тулуп, который выучила в прошлом году. Сколько чистых попыток делаешь из десяти?

— Я не так давно начала его исполнять снова, и стабильных попыток пока немного — все-таки это непростой элемент. В планах есть стабилизировать его к чемпионату России, но насколько это будет реализовано, я еще не могу сказать.

— Ты пробовала раньше также четверной сальхов.

— Мы сейчас сделали акцент на тулупе, поэтому к сальхову пока не возвращались. Вообще я пробовала пока из четверных только тулуп и сальхов, а остальные мне еще страшно. Но Алексей Николаевич (Мишин — тренер Туктамышевой. — «Газета.Ru») говорит, что потенциал для четверных очень хороший — высоты и скорости достаточно.

— При обучении четверным Мишин использует к тебе такой же подход, как с мужчинами-одиночниками, или создает для тебя новую технику?

— Я думаю, подход у него к каждому индивидуальный, но техника остается такой же — техникой Алексея Мишина, потому что она самая лучшая.

— Сейчас ты исполняешь в произвольной программе секвенцию тройной лутц + двойной аксель или тройной флип + двойной аксель. Она стоит дешевле каскада — 80% от стоимости обоих прыжков, а не 100%. Планируешь ли вскоре заменить ее на что-то более дорогостоящее?

— Пока, я думаю, сильных изменений не будет, но в будущем мы планируем усложнять программу и вставлять туда каскад 3+3. А пока мне легче во второй половине сделать секвенцию с двойным акселем. Я лучше выберу стабильный двойной аксель + тройной тулуп, чем тройной сальхов + тройной тулуп, который стоит всего на пару баллов больше, а стабильности исполнения будет намного меньше. Это не резонно. Лучше сделать программу, которая бы выглядела хорошо и была чистой.

— Ты очень круто восстановила тройной аксель после затяжного карантина. Можно сказать, что ты разгадала секрет его исполнения и уже не потеряешь?

— С такой верностью не надо ни про что говорить — что я что-то никогда не потеряю. Я много работала ради этого и рада, что сейчас тройной аксель получается лучше. Но что будет дальше, если опять произойдут какие-то изменения в тренировочном процессе в связи с пандемией коронавируса… гарантий никогда не может быть. В большом спорте особенно.

— Сравни, как профессионал, твой тройной аксель и тройной аксель Алены Косторной, который у нее был в прошлом сезоне.

— У нас разная техника. Разное исполнение, соответственно, другое восприятие прыжка, другая картинка.

— Ты смогла восстановить свой тройной аксель, а Косторная еще нет. Если бы Алена попросила тебя подсказать секрет, как вернуть этот прыжок, ты бы согласилась помочь?

— Я думаю, что да, конечно. У нас нет такого, чтобы кто-то с кем-то не разговаривал и утаивал что-то. Если кто-то о помощи попросит, то, конечно, он ее получит.

— Журнал GQ сравнил тебя в заголовке интервью с Тоней Хардинг, которая тоже прыгала тройной аксель, но больше известна тем, что участвовала в сговоре против своей соперницы, которой повредили ногу перед турниром.

— Ну-у, мне было непонятно, почему меня с ней сравнили.

— Как бы ты отнеслась к тому, если бы в твою группу попросилась девушка с четверными прыжками? Татьяна Мишина говорила в интервью, что было бы интересно поработать с условной Трусовой, но перед этим тренеры спросили бы тебя, как ты к этому относишься.

— Мне приятно, что тренеры советуются со мной. Но в любом случае это решение принимаю не я. В принципе я всегда за, но нужно знать человека, понимать его характер. Мы все заботимся о том, чтобы у нас была гармоничная, хорошая атмосфера — это главное.

— А как изменилась атмосфера в группе с появлением топового одиночника Михаила Коляды?

— Мне кажется, у нас ничего особо не изменилось. Да, для Миши очень много нового, а для нас система тренировок осталась примерно такой же, поэтому все спокойно, нормально, как раньше.

Постановка победной программы онлайн

— Трудно поверить, что хореографию этой произвольной программы, с которой ты разорвала зал на Гран-при, ты поставила онлайн при участии подписчиков. Как много деталей из тех, что были предложены зрителями, сохранились в итоговом варианте?

— Практически все. Там не так много людей предлагало на самом деле, поэтому мы изначально как поставили те движения, которые придумали зрители, так их и не убирали. Они смогли предложить действительно оригинальные вещи. Думаю, что этот опыт можно повторить еще раз, если хореограф будет гореть этим. Получится интересно.

— Самый популярный сейчас исполнитель в России рэпер Моргенштерн сочинил так свой альбом — в прямом эфире на Youtube. Ориентировалась ли ты на такие успешные медийные проекты, когда решала, ставить программу онлайн или нет? Все-таки для фигуриста такой формат совсем непривычен.

— Я точно не ориентировалась ни на кого. И точно не на Моргенштерна — он для меня не является ориентиром, и я не то что бы далека, но не особо слежу за всей этой индустрией. Хореограф Юрий Смекалов просто предложил мне такую идею, и я согласилась с удовольствием. Мне понравился креатив.

— У тебя были планы поставить соревновательную программу со Стефаном Ламбьелем. Увидим ли мы вашу совместную работу в будущем?

— Мы со Стефаном работали, да, но решили программу поставить с Юрой Смекаловым. А Стефану я помогала в Швейцарии — приезжала консультировать детей его группы. Как тренер работала с ними над техникой.

— И с Шомой Уно?

— С ним Стефан занимался больше (смеется).

Жизнь и бизнес

— Ты сейчас живешь отдельно и полностью обеспечиваешь себя только за счет фигурного катания?

— Да.

— Ты сама купила себе машину и квартиру. То есть топовый фигурист в России может позволить себе это только за счет спорта?

— Для этого фигурист должен быть топовым не только в России, но и еще на международном уровне выступать, желательно на мировых первенствах, чтобы там был результат.

— Ты сейчас абсолютно самодостаточная, успешная и медийная личность, но твоя история началась в маленьком городе Глазове. В репортаже Первого канала ты даже говорила, что «без бани там не выжить». Что такое жизнь в Глазове?

— Да я думаю, такая же жизнь, как и везде, просто нет больших торговых центров и каких-то бутиков. Спокойная жизнь течет своим чередом. Просто, когда человек попадает в более крупные города, то уже мало кто из молодежи возвращается в этот медленный ритм жизни.

— Туда можно пригласить Юрия Дудя, чтобы он поснимал типичную жизнь российской провинции?

— Ну, если он захочет, то можно и поснимать (смеется). Там есть что посмотреть.

— Ты писала в своем Instagram: «В детстве мне вообще казалось, что лучше бы я родилась мальчишкой, ибо развлечения у меня были далеко не девичьи». Какое у тебя было детство и какие развлечения?

— Я на улице бегала, лазила по деревьям, по заборам.

— Как заводная птица?

— Да, можно и так сказать (смеется).

— «В детстве я представляла себе образ несуществующей на тот момент женщины (себя), на которую я хочу быть похожа через десяток лет. Я понимала, к чему мне стремиться». Насколько этот образ совпадает с тем, что есть сейчас?

— Я еще не доросла до того, к чему стремлюсь. Но я уже ближе.

— Недавно ты выпустила свою линию одежды «Empress Wear». Как родилась эта идея? И много ли ты вложила в это дело?

— Я вложила туда душу (смеется). Это самое главное. Все как-то медленно, постепенно развивалось, и я поняла, что надо пробовать, пока молодая. А дальше будь что будет.

Вообще я начинала работать с человеком, который имеет опыт в этом вопросе, но затем поняла, что лучше сделать все самой, чтобы понимать больше этот бизнес. А если бы за меня делали всю работу, то я бы не смогла погрузиться в нее полностью и понять, как все устроено.

В итоге мы стали с подругой разрабатывать линейку, дизайн, — так и пошло дело. Я вносила корректировки в эскизы, все выбирала. Изначально понимала, что первыми должны выйти самые ходовые вещи (сейчас в онлайн-магазине есть худи, футболки и штаны. — «Газета.Ru»). Все делалось полностью под моим руководством.

— После твоей победы на этапе Гран-при произошел всплеск заказов?

— Да, конечно.

Увлечения

— Ты говорила, что из религий тебе больше всего нравится буддизм и выкладывала фото с лекции по истории буддизма. Как ты пришла к этой философии?

— Просто понравилось, это было мне ближе всего. И интересно. Но я пока очень поверхностно изучила этот вопрос. Нужно дойти головой осознанно, чтобы погрузиться в это, а я же пока спортсмен и нахожусь здесь и сейчас. Не так много времени на это остается, поэтому просто пытаюсь что-то иногда читать и ходить на лекции.

— Досуг. Какие шоу смотришь на Youtube?

— «Что было дальше» — и все.

— Помню, у тебя даже был пост в инстаграме: «Тот момент, когда на тебя подписался Тамби и ты уже думаешь, какую историю будешь рассказывать на проекте «Что было дальше».

— Ну да, это такая шутейка была (смеется).

— Придумала историю?

— Не буду ее рассказывать — вдруг меня позовут, а все уже будут ее знать (смеется).

— По книгам. В последнее время выходит много автобиографий фигуристов — Трусовой, Алены Савченко, скоро будет Аделины Сотниковой. Ты задумывалась о книге о себе?

— Да, конечно, у меня такой длинный путь, что уже возникали такие мысли. Но я всегда понимала, что лучше закончить карьеру и только потом осознанно подойти к этому делу. Нужно, чтобы было о чем рассказать.

— Сама будешь писать?

— Для этого у меня недостаточно образования, но идеи и рассказы, конечно, были бы полностью моими, а определенный человек превращал бы все это в интересное повествование (смеется).

— Музыка. Ты уже упоминала в интервью, что не следишь за современной российской индустрией — Моргенштерном, Niletto, Клавой Кокой, Егором Кридом и так далее.

— Да, я не слушаю этих исполнителей. Люблю старый классический рок — мне кажется, эта музыка многих цепляет. Она очень атмосферная, энергичная и заряжает тебя. Люблю и зарубежный рок, и русский. Вообще я меломан и слушаю все по настроению — могу послушать и R'n'B, и хип-хоп.

Любовь

— «Правда ли, что иероглиф на спине платья для произвольной программы означает «любовь»? Да, это действительно так. Выбрала, потому что это самое важное в жизни человека», — рассказывала ты после Гран-при. Почему это самое важное для тебя?

— Без любви нет счастья, вдохновения, желания. Забота, понимание — это все об этом. Любовь — это энергия.

— Но сейчас в твоей жизни нет такой энергии в смысле отношений?

— Да, я одна. Но ощущаю себя хорошо. Нормально. У меня есть друзья, лучшие подруги, семья, поэтому я не обделена любовью (смеется). Любовь разная может быть. Конечно, приятно разделять что-то с любимым человеком, но быть самодостаточной женщиной тоже неплохо.

Новости и материалы
Секретная служба США приготовилась защищать Трампа в тюрьме
В Одессе произошли взрывы
Мировая премьера фильма Ивана Соснина «Пришелец» пройдет на ММКФ
В марте россияне активно покупали товары для рассады
В России вырос средний платеж коллекторам
В Китае ответили на выделение помощи США Тайваню
Синоптики рассказали о погоде в Москве 24 апреля
Южная Корея и США провели учения по противодействию помехам работы GPS со стороны КНДР
Японский лунный модуль SLIM неожиданно пережил третью лунную ночь
Директора московской школы осудили за организацию покушения на жену депутата
Колумбия направила США ноту протеста
На Украине пропали четыре бразильских бойца Иностранного легиона
В КНР назвали состав новой миссии на станцию «Тяньгун»
Названы самые популярные ноутбуки у россиян
Трамп и Байден выигрывают праймериз еще в одном штате
В «Лаборатории Касперского» предупредили о главной в этом году цели хакеров
У побережья Панамы произошло сильное землетрясение
Сестра лидера Северной Кореи в очередной раз обвинила США
Все новости