Газета.Ru в Telegram
Новые комментарии +

«У Тутберидзе я сделала бы все что надо и даже больше»: почему фигуристы уходят от Плющенко

Три проблемы, из-за которых фигуристы покидают академию Плющенко

Недавно академию Евгения Плющенко покинула талантливая фигуристка Валерия Шульская, которая уверенно исполняет все тройные прыжки и уже приступала к изучению тройного акселя. До этого из «Ангелов Плющенко» ушли Александра Трусова, Алена Косторная, Станислава Константинова, Екатерина Рябова и Артем Ковалев. «Газета.Ru» разбирает главные причины, из-за которых известные спортсмены покидают академию двукратного олимпийского чемпиона.

Менее строгая дисциплина

Валерия Шульская переходила к Плющенко из ЦСКА в статусе очень перспективной юниорки. В сезоне-2019/20 под руководством Сергея Давыдова она стала третьей и четвертой на двух этапах Кубка России, впервые в карьере пробилась на взрослый чемпионат России и заняла там восьмое место. Весьма достойный результат для дебютантки на самом конкурентном турнире в мире, в котором принимали участие такие спортсменки, как Анна Щербакова, Алена Косторная, Александра Трусова и Елизавета Туктамышева.

После этого сезона Шульская перешла в академию Плющенко, выступила на двух этапах Кубка России (шестое и седьмое место) и снова пробилась на чемпионат страны, но выступить там не смогла — подхватила коронавирус. После этого сезон пошел насмарку: девушка тяжело справлялась с последствиями заболевания, долго не могла восстановиться и в мае была вынуждена перенести операцию. В сентябре она решила вернуться в ЦСКА к Сергею Давыдову.

В интервью «Газете.Ru» Шульская рассказала, что ей нравится более жесткий порядок, который царит в ЦСКА:

«Там разная тренировочная система. В ЦСКА строже. После того, как я побывала и там, и там, поняла, что мне больше подходит система ЦСКА».

Также Шульская рассказала, что Плющенко «очень добрый, общительный и всегда открыт для спортсмена», а своего старого-нового наставника Давыдова сравнила по строгости с Этери Тутберидзе.

«Я не знаю Этери Георгиевну и ее тренировочный процесс, но могу сказать, что Сергей Дмитриевич достаточно строгий, требовательный, но справедливый наставник. Думаю, этим они похожи с Тутберидзе», — отметила Шульская.

То же самое говорила и Алена Косторная, когда возвращалась от Плющенко к Тутберидзе в феврале этого года.

«В «Ангелах Плющенко» более спокойно. Даже если у меня на льду что-то не получалось, никто не гнал, не кричал, не ругался. Говорили: давай тогда оставим, в следующий раз сделаем, а сейчас поработаем над другими вещами. Например, если на утренней тренировке я чувствую, что не могу откатать программу, поедем делать макеты — ничего такого, без прыжков», — рассказывала чемпионка Европы.

Позднее она отмечала это как недостаток.

«Когда я тренировалась в этом сезоне в «Ангелах Плющенко», то понимала, что не могу сама себя до конца заставить что-либо сделать. Если бы я была у Этери Георгиевны, то сделала бы все, что надо, и даже больше», — говорила Косторная в эфире Первого канала.

Также спортсменка призналась, что на первой тренировке после возвращения в группу Тутберидзе «умирала» из-за высокого темпа: «Всю раскатку думала: если я переживу ее, то переживу и все остальное».

Таким образом, первой причиной, по которой фигуристы покидают академию Плющенко, являются более мягкие нагрузки и не такая хорошая дисциплина. В профессиональном спорте иногда приходится заставлять учеников идти вперед через боль и «не хочу» — в этом плане у Тутберидзе и Давыдова пока явно больше опыта, чем у Плющенко.

Далекий каток в Подмосковье

Второй причиной своего ухода от Плющенко Шульская назвала неудобство расположения тренировочной базы. Напомним, в конце 2020 года открылась подмосковная база академии — «Горки-10», где стали заниматься большинство фигуристов.

Однако коттеджей на территории базы хватило не всем: так, Трусова и Косторная жили в отдельных двухэтажных домах, а вот Шульской приходилось ездить из Москвы каждый день.

«Я не жила на территории тренировочной базы в Подмосковье, но занималась там на катке. Из-за этого мне приходилось ездить по два-три часа утром и столько же — вечером. Это было довольно тяжело и мешало тренировочному процессу. Приходилось тратить много времени на дорогу», — говорила Шульская.

Также после открытия нового катка группу покинули талантливые и уже довольно известные фигуристки Станислава Константинова и Екатерина Рябова. Обе также не получили своих коттеджей в Подмосковье.

Константинова рассказывала, что ей приходилось тренироваться то на катке в Москве, то в «Горках-10», что создавало определенные неудобства.

«Перед чемпионатом России получилось так, что мы катались на разных катках, стало меньше льда и залов.

С жильем в академии вообще никак не помогали. Летом я жила у тренеров Александра Волкова и Мартин Дажэнэ: они приютили меня дома, выделили комнату», — заявила Константинова в подкасте Ice Room.

Екатерина Рябова тоже сослалась на проблемы с организацией тренировок после открытия подмосковного катка:

«В связи с некоторыми организационными изменениями в академии «Ангелы Плющенко» меня перестали устраивать тренировочные условия, поэтому на данный момент наши пути с академией разошлись. Сейчас я буду тренироваться у своих родителей на арендованных льдах».

По этой же причине из академии ушел титулованный одиночник Артем Ковалев. Его личный тренер Александр Волков, который в последние годы трудился в академии Плющенко, сообщил, что спортсменам было неудобно ездить в Подмосковье и он решил отделиться от «Ангелов».

«Меня точно не отцепляли от «Горок», но моим спортсменам было не очень удобно туда ездить. Пришло время двигаться дальше. Мы с женой решили, что нужно попробовать что-то другое», — сказал Волков «Спорт-экспрессу».

Таким образом, вторая причина, по которой известные фигуристы уходили от Плющенко в последнее время, — это неудобное расположение катка и недостаточное количество жилых мест в коттеджах для всех спортсменов.

Возможно, свою роль сыграло и то, что некоторые фигуристки получили двухэтажные дома, а для других не нашлось и комнаты. Плющенко выкладывал в Instagram шикарные шале Трусовой и Косторной: это могло вызвать недовольство тех спортсменов, кто по три часа добирался до базы каждый день.

Потеря благосклонности судей

Не секрет, что в таком субъективном виде спорта, как фигурное катание, при выставлении оценок очень важен статус тренера, у которого занимается фигурист. Ученики именитых наставников, как правило, получают более высокие оценки за компоненты (артистизм, креативность связок, скольжение) и более щедрые прибавки за прыжки и вращения по шкале GOE (Grade of Execution — шкала качества исполнения). В случае ухода от авторитетного тренера средняя оценка спортсмена также ползет вниз.

С этим столкнулась и Александра Трусова, когда перешла из группы Тутберидзе в «Ангелы Плющенко». После трансфера судьи начали регулярно замечать у нее сомнительное ребро на тройном флипе, чего раньше никогда не было, могли снять баллы даже за вращение, посчитав, что фигуристка не показала базовую позицию стоя, и в целом строго минусовали элементы за любую ошибку.

Так, настоящий скандал разразился после этапа Кубка России в Москве в сезоне-2020/21, когда Трусова выполнила тройной аксель, хоть и с ошибкой (приземление на две ноги) и уступила в короткой программе целых десять баллов Камиле Валиевой, которая исполнила стандартный набор с двойным акселем.

«Странная ситуация: девочка, которая пытается сделать тройной аксель, отстает на десять баллов от девочек, которые даже не пытаются его прыгнуть, — говорила тогда олимпийская чемпионка и четырехкратная чемпионка мира Наталья Бестемьянова в комментарии ТАСС. — Отставание в десять баллов — это что-то неприличное. Какое там другое ребро у Трусовой на флипе, где они там его увидели? Кто-то из девочек и лутц прыгал не с того ребра, на это не обратили внимание, а тут просто залезли под лед».

Плющенко возмущался еще больше.

«У меня есть контакт с техническими специалистами, я говорил с вице-президентом Международного союза конькобежцев (ISU) Александром Лакерником. Мы решили посмотреть все видеоматериалы. Может, я чего-то не понимаю? И другие тренеры, по всей видимости, тоже. Судьи не видят ребер на лутцах и флипах у некоторых фигуристок. А у Саши Трусовой, например, все прекрасно видно. Мы же понимаем, как происходят все эти процессы. Происходит какой-то абсурд», — цитировал Плющенко «СЭ».

В итоге Трусова так и не поднялась на главных стартах выше третьего места и в преддверии олимпийского сезона вернулась к Тутберидзе. Официально о причинах ухода из академии Плющенко она не говорила, так как это запрещено контрактом. Однако вполне возможно, что накануне Игр фигуристка посчитала важным получить статус ученицы Тутберидзе, а вместе с ним всевозможную поддержку от судей.

Плющенко — только начинающий тренер без огромного авторитета, и потому его учеников судят соответственно. К тому же он позволял себе критику в адрес российских судей и обсуждал вопрос возможной предвзятости с Лакерником, так что в какой-то мере выглядит даже как оппозиционер Федерации фигурного катания на коньках России (ФФККР).

Этот имидж — явно не то, с чем нужно ассоциироваться Трусовой в преддверии Олимпиады, и, возможно, третья причина, по которой известные фигуристы уходят из академии Плющенко.

У «Ангелов» все впереди

Несмотря на потерю нескольких звездных учеников, стоит отметить, что академия продолжает свое поступательное развитие и делает теперь ставку на талантливых юниоров. Учитывая, что Плющенко открыл свою академию лишь в 2017 году, можно сказать, что он уже добился внушительных успехов для частной школы по фигурному катанию.

Плющенко и его тренеры привели более 30 учеников к победам на различных турнирах, ведут грамотную скаутскую работу, привлекая в академию юных талантов, вроде Софьи Титовой, Вероники Жилиной и Анастасии Зининой, научились неплохо ставить элементы ультра-си (четверные прыжки и тройной аксель) и успели даже поработать со звездами — Александрой Трусовой и Аленой Косторной.

Довольно быстрыми темпами развивается и инфраструктура академии: помимо уже построенной базы в Подмосковье, которая включает в себя каток, жилые коттеджи для тренеров и спортсменов, ресторан и различные залы для тренировок, продолжается строительство второй ледовой арены «Ангелов Плющенко» — уже в Москве, причем она будет превосходить по площади «Горки-10».

«В Москве будет капитальное строение — с большими залами и раздевалками, фитнесом, рестораном», — рассказывал Плющенко РБК.

Двукратный олимпийский чемпион тратит на академию собственные деньги и работает в огромный убыток (как рассказывал сам олимпийский чемпион в интервью Тине Канделаки на «Радио КП», он терпит около 12 млн рублей убытка в год), но продолжает развивать свою частную школу. Таким образом, потенциал у «Ангелов» очень высок — надо лишь запастись терпением.

Загрузка