Газета.Ru в Telegram
Новые комментарии +

Интернет вместо пулемета

Как реальные боевые действия происходят с помощью социальных сетей

Исламские боевики из группировки ИГИЛ* выложили в интернете видео очередной казни. «Газета.Ru» разбиралась в том, как боевики в своей деятельности используют интернет и IT-технологии.

Боевики из фундаменталистской группировки ИГИЛ (организация запрещена в России) («Исламское государство Ирака и Леванта») в субботу, 13 сентября, выложили в социальные сети видео казни сотрудника гуманитарной миссии британца Дэвида Хэйнса. Ранее группировка уже публиковала в интернете шокирующие видео казни двух американских журналистов — Джеймса Фоули и Стивена Сотлоффа.

44-летний Дэвид Хэйнс был похищен в Сирии в марте прошлого года. Он работал на французскую неправительственную организацию Acted и доставлял гуманитарную помощь жертвам гражданской войны в Сирии.

ИГИЛ — радикальная исламистская организация, отделившаяся от «Аль-Каиды» (организация запрещена в России) и действующая преимущественно в Сирии и Ираке в районе так называемого суннитского треугольника (Багдад, Тикрит и Ар-Рамади).

На сегодняшний день «Исламское государство Ирака и Леванта» является одной из самых влиятельных исламистских группировок, контролирующей в Ираке территорию размером с Бельгию и организовавшей там квазигосударство — халифат с шариатской формой правления. По оценкам Госдепартамента, в составе ИГИЛ насчитывается более 10 тыс. человек.

Многие специалисты называют ИГИЛ первой террористической организацией, всерьез занявшейся маркетингом и продвижением в интернете.

Еще в ноябре 2006 года ИГИЛ была создана специальная структура Al-Furqan Institute, которая занималась производством CD, DVD, плакатов, брошюр, веб-материалов. В 2013 году к ней добавились еще две структуры — I'tisaam Media Foundation и Hayat Media Center. Последняя ориентирована на западную аудиторию и производит материалы на английском, немецком, русском и французском языках. В июле 2014 года ИГИЛ начала издавать на нескольких языках, включая английский, онлайн-журнал Dabiq.

Поскольку доступа к классическим СМИ организация не имеет, то наибольшую медиаактивность она развивает в интернете, точнее, в социальных медиа, занимаясь там успешным СММ (продвижение в социальных сетях), пропагандой и рекламой.

ИГИЛ, используя соцсети, активно вербует своих сторонников среди молодежи, причем не только в традиционных мусульманских странах, но и в Европе, США, Индии, России и других странах.

На сегодняшний день стало очевидно, что среди сторонников ИМ немало специалистов в области информационных технологий, интернет-маркетига и СМИ.

В 2014 году в сеть был выложен профессионально снятый и смонтированный полнометражный документальный фильм «Звон мечей IV», рассказывающий о военных операциях ИГИЛ.

В апреле 2014 года в Google Play появилось специальное приложение для устройств на платформе Android — «The Dawn of Glad Tidings».

Приложение позволяло всем сторонникам ИМ следить за актуальными новостями джихада и автоматически расшаривать их в Twitter. В июне Google удалила приложение из магазина, однако появление нового подобного приложения лишь вопрос времени.

ИГИЛ обзавелась интернет-магазином, базирующимся в Индонезии. Там можно заказать себе модные футболки, худи, бейсболки и другую одежду и аксессуары с символикой «Исламского государства».

В отличие от «Аль-Каиды», использующей интернет лишь как средство связи (почта, мессенджеры, закрытые форумы), ИГИЛ работает с интернетом как с глобальной коммуникационной средой.

Сначала это были Twitter, Facebook (владелец компания Meta признана в России экстремистской и запрещена), YouTube, Instagram (владелец компания Meta признана в России экстремистской и запрещена). За несколько лет ИГИЛ обзавелась там большим числом сторонников.

С помощью соцсетей решалось сразу несколько задач — презентация организации среди радикально настроенных мусульман, вербовка сторонников и бойцов, сбор средств, запугивание политических и военных противников.

Десятки тысяч твитов, фотографии и видео расправ над противниками ИГИЛ, где перемешиваются реальные и постановочные фото, оказывали деморализующее действие на солдат иракской армии в ходе военных действий.

Джей Эм Бергер, известный независимый исследователь деятельности исламистских радикальных групп, так описывает работу группировки в соцмедиа: «Типичное взаимодействие между радикально настроенным молодым человеком и рекрутером может идти следующим образом: молодой человек видит профессионально выглядящие пропагандистские видео, фото, видит их активное обсуждение. Он наблюдает за этим и чувствует, что у него есть нечто общее с этими людьми. Важно то, что он может в любой момент обратиться к лицу, разместившему видео, пост в Twitter или Facebook, и начать общение с ним. В конце концов серия онлайн-общение может мотивировать его поехать в Европу с инструкциями, как найти конкретное лицо, которое может помочь ему пробраться в Сирию или Ирак».

Крупные социальные сети только в этом году обратили пристальное внимание на деятельность ИГИЛ. Группы и аккаунты их сторонников стали закрывать, однако ИГИЛ довольно быстро и изобретательно отреагировала на это.

Во-первых, она стала перемещать активность в новые социальные сети, популярные в странах, где живут их сторонники.

Среди таких соцсетей оказались «ВКонтакте» и «Одноклассники» — главные социальные сети в России и странах Средней Азии.

Найти группы, в той или иной степени поддерживающие ИГИЛ в «ВКонтакте» и «Одноклассниках», не составляет труда, хотя администрация соцсетей занимается удалением подобных групп. Хотя пресс-секретарь «ВКонтакте» Георгий Лобушкин заявлял, что «ВКонтакте» блокирует все известные сообщества ИГИЛ, призывающие к террористической деятельности.

Арсен Исрапилов, директор по маркетингу и развитию бизнеса социальной сети «Одноклассники» сказал «Газете.Ru», что размещение материалов в «Одноклассниках» должно соответствовать требованиям соглашения и действующему законодательству. «Поэтому, если нам станет известно о существовании какого-либо контента или групп, которые данным требованиям не соответствуют, они будут заблокированы», – отметил он.

Другим ответом на попытку ограничить активность ИГИЛ в сети стал поиск альтернативных технологий, таких как мессенджер FireChat и социальная сеть Diaspora.

FireChat — это мессенджер, который дает возможность общения без доступа к интернету.

Diaspora — распределенная децентрализованная социальная сеть, созданная по принципу P2P. Децентрализованная структура сети означает, что она не находится исключительно в одном месте и не контролируется только одной организацией. Любой желающий может использовать движок Diaspora, чтобы открыть свой «сервер» и объединить его с остальной частью соцсети.

На сегодняшний день можно сказать, что правительства Ирака и Сирии однозначно проигрывают ИГИЛ информационную войну в интернете. Даже США и Европа, обладающие большим количеством экспертов в области соцмедиа, только в 2014 году осознали масштаб этой проблемы.

Опыт работы ИГИЛ в области «военного СММ» оказался востребованным в ходе вооруженного конфликта на юго-востоке Украины.

Высокий уровень развития связи в зоне конфликта, наличие большой интернет-аудитории, СММ-специалистов, политтехнологов привели к тому, что война на юго-востоке Украины стала одной из самых обсуждаемых и освещаемых тем в социальных сетях рунета.

Можно также отметить некоторые технически схожие со стилем работы ИГИЛ СММ-приемы, используемые сторонниками и противниками ДНР и ЛНР в ходе военного противостояния, хотя в отличие от ИГИЛ у обеих сторон конфликта есть доступ к официальным СМИ. Через соцсети активно собираются средства, ведется пропагандистская и агитационная работа.

В социальные сети выкладываются фотографии, показывающие «зверства» противника, фото подбитой вражеской техники, видеообращения к сторонникам и противникам, фото позирующих военных, иллюстрации их быта и пр.

Ну а практически классикой стало фото «милого котика» на руках у брутально выглядящего бойца.

*   организация запрещена в России
Что думаешь?
Загрузка