Размер шрифта
Маленький текст
Средний текст
Большой текст

IT-криминал

Shutterstock

Большой Брат смотрит на носки

Как компания IDI сумела собрать досье на каждого взрослого американца

Мария Лацинская, Анастасия Евтушенко

Лайк в фейсбуке, покупка новых носков и оплата обеда в столовой — все это интересно крупным компаниям, которые строят свой бизнес на основе Big Data. В США крупнейшим коллекционером подробностей частной жизни считается компания IDI, которая готова за умеренную плату предоставить доступ к частной жизни практически любого американца. Как граждане США оказались под колпаком абсолютно легального бизнеса — в материале «Газеты.Ru».

Среднестатистический человек в современном мире практически каждый день оставляет данные о себе, будь то пост в Facebook, покупка носков, заполненная анкета в кофейне или оформление очередной банковской карты. Все это превращает профессию сыщиков, а также других «охотников» за информацией о людях в нечто качественно иное — им больше не нужно рыскать по соседям и выуживать из них подробности жизни объекта слежки. Достаточно воспользоваться многочисленными базами данных, которые жадно собирают любую информацию о людях, живущих онлайн.

В США подобные базы данных — прибыльный бизнес новых типов компаний.

То, что они называют «синтезом данных», за умеренную плату пригождается коллекторам, адвокатам и прочим жаждущим подробностей чужой жизни.

К примеру, крупнейшей на американском рынке считается компания IDI (Interactive Data Intelligence), которая за год своего существования успела собрать информацию практически на каждого взрослого американца. Законодательство США позволяет коллекционировать открытую информацию о совершеннолетних гражданах, что буквально развязывает руки подобным компаниям.

Как утверждает руководство IDI, данные, которые они кропотливо собирают, позволяют централизовать и в последующем продавать своим клиентам. Покупателями, как пишет Bloomberg, являются компании частного сыска, страховые и адвокатские фирмы, а также долговые коллекторы.

Базы данных компании, получившие название idiCORE, хранят общедоступные записи из архивов о покупательских данных и демографических и поведенческих факторах.

Проще говоря, покупатели информационных массивов могут узнать, какие продукты предпочитают американцы в конкретном городе, куда путешествуют отдыхать и в какое время заглядывают в закусочную.

Предприятие поставило перед собой цель по сбору доступных сведений о каждом взрослом жителе США. Издание отмечает, что IDI стала первой с такими амбициозными планами.

Исполнительный директор компании Дерек Дабнер заявил, что система включает в себя не только ту информацию о совершеннолетних американцах, которая содержится в других базах данных (как правило, граждане попадают в них, оформляя себе недвижимость или устраиваясь на работу).

«У нас есть данные и на тех 21-летних, которые живут с мамой и папой в родительском доме», — утверждает глава IDI.

Дабнер рассказал, что на серверах idiCORE хранятся отчеты, которые включают адреса, номера телефонов и электронную почту, информацию о купле-продаже недвижимости и о приобретении любой собственности, сведения о совершении уголовных преступлений и даже штрафы за превышение скорости. База данных также содержит записи о лицензии на оружие или регистрации в качестве избирателя на выборах.

Кроме того, в отчете могут быть представлены фотографии автомобилей, взятых напрокат, и GPS-координаты перемещений.

Исполнительный директор IDI считает, что большинству американцев нечего бояться существования такой базы данных. По его словам, idiCORE может использоваться для таких целей, как поиск пропавшего человека, арест мошенника или подозреваемого в терроризме.

Помимо сбора сторонних баз компания с успехом поощряет граждан на выдачу ценной информации: для этого она запустила два сайта с купонами, оформление которых сопровождается вводом имени, фамилии и электронного адреса. Несмотря на то что многие считают как раз эти пункты самой ценной информацией, в действительности подобным компаниям намного важнее отслеживать поведенческие навыки, а именно — кто и за сколько готов купить ту или иную продукцию.

Купонные сайты ненавязчиво спрашивают дату рождения, домашний адрес, а также, казалось бы, совершенно незначительные детали из жизни: страдал ли пользователь астмой или же когда-либо пребывал в депрессии.

Подобные мелочи легко могут стать сокровищем для фармакологических компаний.

Аналитики отмечают, что подобные базы, с одной стороны, могут быть полезными в поиске пропавшего человека, но в большинстве своем представляют собой «ужасающе полное» досье на совершенно обычных людей. Дабнер отмечает, что «интернет помнит все», а это значит, что неудачные фотографии или все ошибки, которые человек совершает на протяжении жизни, могут быть записаны и в последующем повлиять на будущее.

Государственный сектор США также имеет единую базу личных данных каждого американца, в том числе и несовершеннолетних детей, но они хранятся в строго закрытом доступе. В России ведомства пока не имеют возможности объединить всю имеющуюся о гражданах информацию, но с недавних пор инициатива по созданию единой базы прорабатывается.

Так, в конце июля премьер-министр России Дмитрий Медведев поручил создать единый информационный ресурс, на котором будет собрана информация о всех россиянах. Инициативу поддержал и советник президента по вопросам интернета Герман Клименко, отметив, что это «вещь полезная и для государства важная».

Кроме того, государство волнует вопрос с регулированием такого явления, как Big Data, — очевидно, что мелочи вроде передвижений человека в течение дня или предпочтения в еде больше мелочами не являются: на первый взгляд незначительные данные могут быть собраны различными компаниями и использованы как мощный инструмент для собственных целей.