Размер шрифта
Маленький текст
Средний текст
Большой текст

IT-криминал

Примеры рекламных публикаций в фейсбуке, показанные во время слушаний в Вашингтоне о российском вмешательстве в выборы США, 1 ноября 2017 года
Примеры рекламных публикаций в фейсбуке, показанные во время слушаний в Вашингтоне о российском вмешательстве в выборы США, 1 ноября 2017 года
Jon Elswick/AP

Русский след привел к дьяволу и Клинтон

На слушаниях в Сенате показали публикации «русских троллей»

В рамках слушаний о вмешательстве России в американские выборы в Сенате были продемонстрированы пару десятков примеров публикаций в социальных сетях, за которыми якобы стояли агенты Кремля. По мнению следствия, «русские тролли» воздействовали на граждан США, разжигая межнациональную и религиозную рознь и очерняя кандидатов.

В Сенате США прошли слушания в рамках расследования вероятного российского вмешательства в президентские выборы США 2016 года. Свои показания давали главные юрисконсульты Google, Facebook и Twitter, на чьих платформах транслировались рекламные объявления, якобы оплаченные Россией.

Представитель Facebook заявил об обнаружении около 80 тыс. единиц рекламы, связанной с «фабрикой троллей» в Санкт-Петербурге, которую увидели свыше 126 млн граждан США — почти половина населения страны.

Специальный комитет Палаты представителей США по разведке должен обнародовать все рекламные публикации, но пока представил только около 15 постов, которые появлялись в социальных сетях в период с 2015 года по ноябрь 2016. Сообщается, что показанные в ходе слушания объявления являются наиболее «характерными примерами» влияния на настроения американских избирателей.

Против всех

В отдельную категорию можно выделить публикации, поддерживающие того или иного кандидата или же выражающие протест против него.

Одним из примеров проплаченной рекламы стала публикация от аккаунта «Армия Иисуса», в которой говорится о том, что Хиллари Клинтон поддерживают «темные силы», а ее преступления и ложь доказывают злонамеренность.

Подпись на прикрепленной картинке гласит, что в случае победы Хиллари Клинтон на выборах победу одержит дьявол, поэтому пользователям предлагается поставить «лайк», чтобы «помочь победить Иисусу».

Эта публикация была таргетирована на верующих американцев, интересующихся христианством и подписанных на консервативные группы. Сенатский комитет заявил о том, что стоимость этого поста составила всего $1, но он вызвал около сотни откликов со стороны пользователей.

Кроме того, на слушаниях продемонстрировали публикацию с изображением кандидата Берни Сандерсом, раскрашенным в разные цвета. Такую картинку использовала фейковая группа, защищающая права ЛГБТ-сообщества. Автор поста якобы просит людей перестать «принимать все это близко к сердцу».

Согласно опубликованным метаданным, за эту публикацию было выплачено чуть больше $3 тыс., а направлена она была на пользователей из Канзаса, которые интересовались Хиллари Клинтон, Берни Сандерсом и проблемами ЛГБТ. Запись собрала почти 5 тыс. откликов от американцев.

 Пример рекламной публикации / Facebook
Пример рекламной публикации / Facebook

Некоторые рекламные объявления были направлены и против победившего на выборах Дональда Трампа. Эта публикация призывает собраться в качестве знака протеста против политика, так как его избрание приведет к победе расизма, невежества и сексуального насилия.

 Пример рекламной публикации / Facebook
Пример рекламной публикации / Facebook

Проблемы расы и религии

Среди публикаций можно заметить целую серию, посвященную расовым проблемам в США. Несколько аккаунтов под названиями «Being Patriotic», «Blacktivist» и «Black Matters» были призваны разжечь межнациональную рознь между белыми и темнокожими американцами.

Например, в Facebook можно было встретить записи с фотографиями погибших афроамериканцев, которые были убиты в ходе столкновений с полицией. Продвижение этого поста обошлось в $2,5 тыс. Он распространялся сразу в нескольких городах США, в том числе в Фергюсоне, в котором 18-летний чернокожий Майкл Браун был застрелен офицером при попытке задержания.

 Пример рекламной публикации / Facebook
Пример рекламной публикации / Facebook

Некоторые посты сопровождались историческими фотографиями с членами партии «Черные пантеры», которая была создана, чтобы защитить людей от Ку-клукс-клана. «Группа была распущена правительством, а Ку-клукс-клан никуда не делся», — так подписан снимок.

 Пример рекламной публикации / Facebook
Пример рекламной публикации / Facebook

Реклама касалась и религиозных различий между жителями Америки. Несколько публикаций показывали мусульманских женщин в парандже и призывали граждан США «остановить захватчиков».

«Религиозная одежда подвергает американцев риску! Мы не должны жертвовать национальной безопасностью ради меньшинств», — говорится в рекламе, требующей запретить ношение паранджи во всех штатах страны.

 Пример рекламной публикации / Facebook
Пример рекламной публикации / Facebook

Запутанная история

В ходе слушаний 1 ноября члены Сената Америки жестко раскритиковали представителей Facebook, Google и Twitter за бездействие, которое якобыпривело к повсеместному распространению пророссийской пропаганды. Сенаторы объявили, что «идет кибервойна», и призвали представителей Кремниевой долины сделать все возможное, чтобы ситуация не повторялась.

Глава спецкомитета Ричард Берр отметил «запутанность этой истории» и предложил провести тщательное расследование.

Тем временем Посольство России в США выразило свою позицию в официальном аккаунте Facebook, подчеркнув, что на состоявшихся слушаниях так и не было представлено доказательств вмешательства Кремля в российские выборы.

«Как это часто в последнее время бывает в США, прикрыть неудобные факты стремятся оскорблениями в наш адрес», — сообщил представитель дипмиссии.

Посольство заявило, что подобные провокации вредят «и без того непростым» российско-американским отношениям, и выразило надежду на восстановление сотрудничества и начало конструктивного диалога между двумя странами.