Назад в будущее
В России к 2030 году может быть автоматизировано 16% существующих рабочих мест, подсчитали в McKinsey Global Institute. Это выше, чем в среднем по миру, но ниже, чем в наиболее развитых странах. Специалисты призывают не поддаваться панике. Опыт показывает, что любые новые технологии меняют не только структуру рынка труда, но и создают новые рабочие места. Наиболее емкий локальный рынок труда в России – в Москве, власти которой намереваются присоединиться к гонке роботов. В числе ключевых инструментов – финансовые стимулы.
«Для поддержки производственного потенциала на территории города Москвы введены специальные статусы – промышленные комплексы, технопарки, технополисы. Чтобы получить нужный статус, предприятия должны соответствовать определенным критериям, быть динамично развивающимися, инвестировать в экономику города и создавать качественные рабочие места», – сказал на стратегической сессии «Экономика столицы будущего» министр правительства Москвы, руководитель Департамента экономической политики и развития Владимир Ефимов.
По его словам, налоговая нагрузка для производственных предприятий снижена до 25% по сравнению с обычными условиями ведения бизнеса. Преференции город расценивает как вклад в развитие современных технологичных производств. Промышленные предприятия не только увеличили уровень инвестиций, накопленный объем которых в 2017 году составил более 80 млрд рублей, но и пополняют бюджет через налоги, разрабатывают современные технологии и создают новые рабочие места.
Перемен требуют наши мозги
По оценкам экспертов Boston Consulting Group, к 2025 году России понадобится от 5,8 до 9,2 миллиона профессионалов нового уровня. Они должны уметь работать в условиях неопределенности и выполнять сложные аналитические задачи, требующие импровизации и творчества. В экономике будущего знание будет ключевым фактором производства и главным товаром, а ключевыми профессиональными навыками станут когнитивные, социально-поведенческие и цифровые компетенции.
Новая экономика требует непрерывного обновления знаний и навыков людей. По оценкам Высшей школы экономики и ЦСР, сегодня в России более четверти выпускников девятого класса не обладают минимальным набором функциональных умений, необходимых для реализации собственного экономического потенциала. Эксперты считают, что эти недоработки стоят для страны минимум 15% ВВП, а также несут риски при формировании политики социальной устойчивости. Для сравнения: в странах-лидерах потери в два-три раза ниже: доля функционально неуспешных там — не более 8–10%, говорил ранее ректор ВШЭ Ярослав Кузьминов. Одна из главных бед российского образования – хроническое недофинансирование.
В ближайшие 10 лет ключевыми профессиональными качествами специалиста будущего станут умение управлять переменами, быстро и точно адаптироваться к меняющимся экономическим и социальным условиям, говорит Ефимов.
Проблема, как полагают специалисты, заключается в системном отсутствии современных инструментов адресной поддержки отстающих школьников и механизмов выравнивания уровня образования в школах. Москва, в отличие от многих других городов, может позволить себе реформы, например, создавать профессиональные классов: инженерные, академические, медицинские, — а также финансирует вузы, которые организуют профильное обучение школьников («Московский предуниверсарий»). Предполагается, что школьники будут не только обладать представлением о какой-то профессии, но и навыками, в том числе творческими, необходимыми для адаптации будущих специалистов к трансформациям рынка труда и экономики в целом.
По расчетам ВШЭ и ЦСР, инвестиции в человеческий капитал имеют первостепенный, хоть и отложенный эффект, а корреляция между образовательной и экономической неуспешностью высока. Так, снижение школьной неуспешности в два раза (до 14%) на 10-летнем горизонте дает прирост ВВП на 2%, на 30-летнем – более 10%. И это дает экономический рост выше среднемировых темпов, к чему так стремится Россия.