Размер шрифта
Маленький текст
Средний текст
Большой текст

Интернет

Страдания миллениалов: чем грозит отказ от лайков в Instagram

Эксперт: отказ от лайков может привести к потере чувства «сопричастности»

Отказ от лайков в Instagram и других социальных сетях может привести к личностному кризису у миллениалов, считает психолог Керри Гойетт. По ее словам, поколение Y так сильно нуждается в обратной связи от окружающих, что отсутствие привычных счетчиков одобрения может лишить его чувства сопричастности, а значит негативным образом отразится на психическом состоянии.

В 2019 году стало известно, что Instagram планирует полностью отказаться от счетчика лайков, чтобы пользователи перестали сравнивать себя друг с другом и были более свободны при выборе контента, которым они хотели бы поделиться с подписчиками. Портал Business Insider пообщался с психологом Керри Гойетт, специализирующейся на психометрии и прикладном анализе поведения. По ее словам, для некоторых возрастных групп лайки в социальных сетях позволяют чувствовать себя причастным к большому сообществу и отказ от них может негативно сказаться на психическом состоянии таких пользователей.

«Исследования нейронаук доказывают, что базовые человеческие потребности несильно изменились за последние 10 тысяч лет. Лимбическая система, она же старейшая часть вашего мозга, ставит в приоритет социальные связи и спрашивает: «Являюсь ли я частью общества?» На самом деле мозг постоянно задается этим вопросом», — заявила Гойетт.

Когда человек получает лайки, в мозгу включается система вознаграждения.

Когда же человек думает, что не получает достаточного одобрения, даже если оно выражено в форме «пальцев вверх» в интернете, то это может привести к душевным страданиям и боязни остаться «за бортом» социальной жизни. 

Это происходит потому, что мозг постоянно оценивает принадлежность своего владельца к тому или иному обществу.

При этом чувство страха остаться в стороне от остальных варьируется от поколения к поколению. Например, для поколения X, которое взрослело в 70-80-е годы, чувство сопричастности приобретается с помощью работы и личных жизненных достижений.

Что же касается миллениалов, встретивших совершеннолетие уже в новом тысячелетии, то они ощущают принадлежность к обществу через одобрение людей вокруг. Они являются более финансово независимыми по сравнению с предыдущими поколениями, кроме того, для поколения Y характерно получение стандартного академического образования.

Миллениалы с детства привыкли к оценке со стороны семьи и друзей и теперь стремятся получать фидбек из всех сфер, с которыми соприкасаются. 

«Это желание одобрения подкрепляется социальными сетями, и миллениалы могут испытывать страдания, если они привыкли сравнивать себя с другими. Сравнение может быть как в форме лайков и количества фолловеров, так и в оценке качества чьей-то жизни. Короче, если вы росли, оценивая свою значимость в сравнении с другими людьми, то отсутствие механизма сравнения может привести к личностному кризису», — считает психолог.

Что же касается поколения Z, то, когда они впервые вышли в интернет, социальные сети уже были повсеместно распространены. Нынешняя молодежь стремится к общению лицом к лицу и использует технологии в качестве инструмента для общения, но не полноценной замены «живым» коммуникациям. Специалистам лишь предстоит оценить, как поколение Z будет утолять свое чувство сопричастности. 

Керри Гойетт указывает на то, что лайки в социальных сетях стимулируют выработку дофамина, то есть предоставляют кратковременное счастье. 

По ее словам, отказ от счетчика «сердечек» в Instagram и других онлайн-платформах может привести к тому, что люди будут искать другие способы быстрого удовлетворения своих потребностей по принадлежности к обществу.

Науке точно известно, чего хочет человеческий мозг, однако, пока лишь предстоит выяснить, куда двинутся и на что пойдут современные пользователи, лишенные привычных лайков.