Размер шрифта
А
А
А
Новости
Размер шрифта
А
А
А
Газета.Ru в Telegram

Путь к инновациям: российский EdTech на перекрестке перспектив

Аналитики предсказывают рост российского рынка EdTech

Рынок EdTech в России переживает период бурного роста, активизированный глобальной пандемией COVID-19. На фоне перехода к дистанционному обучению EdTech-проекты становятся не просто актуальными, но и необходимыми инструментами в арсенале современной системы образования.

Инновационный бум: пандемия как катализатор развития

Неожиданный переход к онлайн-формату обучения в 2020 году стал мощным толчком для развития рынка EdTech в России. Учебные заведения, от начальных школ до вузов, были вынуждены адаптироваться к новым условиям, что привело к росту спроса на образовательные платформы, инструменты виртуальных классов и программы дистанционного обучения.

По оценкам BusinesStat, оборот рынка образовательных технологий в России за последние четыре года вырос более чем вдвое — c 28,7 млрд до 58,9 млрд рублей. Причем в 2020-м на фоне пандемии рынок показал плюс 113%.

Тенденция к росту отмечалась и в прошлом году. Данные исследования, опубликованные РБК, это подтверждают. Так, совокупная выручка 100 ведущих компаний EdTech-рынка РФ по данным за II квартал превысила 15,3 млрд рублей. По отношению к началу 2021-го объемы их продаж увеличились примерно на четверть. В сравнении с аналогичным периодом 2020 года — в два раза. По сути, сегмент образовательных технологий продолжал расти теми же темпами.

В III квартале рынок вырос почти на 91%. По итогам 2021 года объемы продаж 100 крупнейших представителей EdTech-сектора России достигли 73 млрд рублей, на 70% превысив показатель 2020-го. Совокупный объем рынка образовательных технологий оценивается в 83 млрд рублей.

Лидеры и новаторы: кто формирует рынок

Среди ключевых игроков на российском рынке EdTech можно выделить стартапы и крупные образовательные платформы, такие, как Skyeng, Uchi.ru, GeekBrains, Netology и Teachbase. Эти компании предлагают широкий спектр услуг: от онлайн-курсов иностранных языков до дополнительного профобразования (ДПО) и корпоративного обучения.

Основные сегменты рынка EdTech в России сегодня выглядят так:

• Курсы для взрослых, ДПО;
• Детское образование (в том числе дополнительное);
• Иностранные языки;
• Бизнес-образование;
• Платформы и IT-решения для дистанционного обучения (B2B);
• Soft Skills.

Игроки рынка отмечают устойчивый спрос на корпоративное обучение и комплексные онлайн-коммуникации внутри организаций. Этот сегмент EdTech занимает особое место в российской образовательной экосистеме, обеспечивая компании современными инструментами для обучения и развития своих сотрудников. Этот сектор характеризуется применением технологий в образовательном процессе для удовлетворения конкретных потребностей бизнеса.

В условиях постоянного развития цифровых технологий возрастает спрос на обучение сотрудников новым навыкам — особенно в области цифровизации, программирования, данных и кибербезопасности. Корпоративные образовательные платформы предлагают курсы и программы, которые можно адаптировать под индивидуальные потребности и уровень знаний сотрудников. EdTech-решения в корпоративном секторе часто интегрируются с HR-системами компаний, обеспечивая карьерное развитие и оценку эффективности обучения. Помимо технических навыков, корпоративное обучение также акцентирует внимание на развитие мягких навыков, таких, как командная работа, лидерство и управление временем.

«Мы видим, что надежды корпораций на возобновление офлайн-обучения не оправдались. Новая волна ограничений похоронила эти планы. При этом проникновение дистанционного обучения в бизнес сейчас не более 30%, и там, где не было практики использования цифровых платформ для обучения сотрудников, такой переход дается тяжело. В первую очередь не хватает квалифицированных кадров для запуска платформы и подготовки обучающего контента для использования в дистанционном формате», — объясняет Алексей Вагин, генеральный директор «Эквио» — одной из ведущих компаний сектора «Платформы и IT-решения».

Аналитики предсказывают дальнейший рост рынка EdTech в России, особенно в сегментах онлайн-курсов для взрослых и корпоративного обучения. Пандемия выявила необходимость в гибких, масштабируемых и эффективных образовательных решениях. В ближайшие годы можно ожидать усиления интеграции искусственного интеллекта и машинного обучения в образовательные процессы, что откроет новые горизонты в персонализации и адаптации учебного процесса.

Капитал ищет перспективу

Наметилась и еще одна тенденция в сегменте образовательных технологий: все больше инвесторов интересуются российским EdTech. Основатель частной инвесткомпании с фокусом на международные венчурные инвестиции в стартапы ранних стадий Алексей Соловьев отметил ряд важных сделок, закрытых во II квартале 2021 года. В их число вошел мегараунд GetCourse: Winter Capital приобрел долю в GetCourse за $50 млн. Также эксперт заявил о растущем интересе фондов к сектору отечественных образовательных технологий.

Еще одна тенденция, которую прокомментировал Соловьев, касается масштабирования бывших стартапов. Ставшие крупными игроками рынка компании выступают стратегическими инвесторами. Например, сервис Skillbox купил долю в школе английского языка «КЭСПА» за 100 млн рублей.

«КЭСПА» — резидент фонда «Сколково». Обладает собственной системой обучения (авторская методика Инны Гивенталь). В платформу интегрированы алгоритмы распознавания речи. Компания зарегистрирована в сентябре 2020 года. Капитал школы «КЭСПА» был распределен между семью совладельцами с разным объемом портфеля. Как пишет VC со ссылкой на «Контур.Фокус», в 2020 году выручка «КЭСПА» составила 822 тысячи рублей, а убыток — 4,4 млн.

В конце июля 2021-го стало известно еще об одной инвестиционной сделке в секторе корпоративного EdTech. Венчурный партнер Fort Ross Ventures, сооснователь образовательной онлайн-платформы Otus Дмитрий Волошин инвестировал в платформу для организации дистанционного обучения сотрудников Teachbase.

В настоящее время 47% Teachbase принадлежит гендиректору и владельцу компании Владимиру Щербакову, еще 45% — у Антона Сафонова, 3% — у Владимира Дементьева. В 2020-м выручка Teachbase оценивалась в 114,5 млн рублей (рост на 116% год к году), чистая прибыль — 8,4 млн рублей. По различным данным, стоимость компании варьируется от 400 до 600 млн рублей. Teachbase организует дистанционное обучение сотрудников, предоставляя возможность собрать необходимый курс в конструкторе. У компании более 400 клиентов из разных сфер: медицина, IT, производство, образование, рестораны, ритейл. Среди них — «Яндекс», Ozon, Qiwi, «М.Видео».

Teachbase: от стартапа в лидеры корпоративного сегмента

История Teachbase интересна с точки зрения развития корпоративного сектора EdTech в России. Платформа зарождалась на этапе, когда системы e-learning только начинали появляться в стране.

По сути, Teachbase стал вторым успешным проектом в сегменте корпоративных образовательных технологий после Websoft. В отличие от последнего, проект Антона Сафонова и Владимира Щербакова открыл доступ к услугам онлайн-обучения для субъектов малого и среднего предпринимательства: платформа позволяла проходить подготовку через интернет, не устанавливая специализированное дорогостоящее ПО на корпоративные серверы. Его ключевыми преимуществами стали простота использования и цена.

Современный Teachbase вырос из Webils — web interactive learning system. Этот продукт Сафонов и Щербаков создали в 2013-м. Первым крупным клиентом стартапа стала медицинская сеть «Инвитро», в периметр которой на тот период входило порядка 200 офисов в разных регионах РФ. Чтобы выстроить обучение сотрудников, компания была вынуждена организовывать образовательные туры. Создатели системы e-learning показали ее потенциал руководству «Инвитро». Возможности интернет-обучения настолько впечатлили последних, что контракт был подписан сразу после презентации.

Перспективный проект Антон Сафонов и Владимир Щербаков изначально развивали за счет заемных средств. В дальнейшем удалось привлечь субсидию от столичного правительства, а затем и инвестиции от фонда ACP. Это позволило сформировать новую команду разработчиков для создания обновленной версии системы. Также провели ребрендинг — платформа получила название Teachbase.

В 2014-м бизнес-партнеры запустили версию на Ruby on Rails. Она собрала весь функционал, необходимый компаниям-заказчикам, и устранила излишества. Возможности платформы позволили закрыть более 90% потребностей клиентов.
Кризис и санкции 2014-го открыли новые перспективы для Teachbase. Российские компании не утратили потребности к повышению квалификации персонала, но начали искать более дешевые решения. Созданный командой Щербакова и Сафонова продукт дал возможность субъектам МСП развивать компетенции персонала и масштабировать бизнес.

К началу 2020-х услугами Teachbase уже пользовались крупнейшие представители различных секторов экономики. В их числе Яндекс, Магнит Доставка, Louis Vuitton Moët Hennessy, аэропорт Домодедово, «Газпром ОНУТЦ», Colin's, РУСАЛ, СИБУР и другие — всего порядка 500 реализованных кейсов. Ежемесячная аудитория платформы достигла 3,5 млн активных пользователей.

Пандемийный 2020-й стал новой точкой роста для EdTech-бизнеса Антона Сафонова и Владимира Щербакова. Компания, в 2018 году впервые вошедшая в топ-30 крупнейших игроков сектора образовательных технологий по версии РБК, продолжила динамичное развитие. Так, в I квартале 2021-го выручка Teachbase составляла 31 млн рублей, а за аналогичный период текущего года она выросла более чем на 64%, что позволило компании войти в первую четверку игроков сегмента «Разработчики, платформы» по росту объемов продаж. Годовая выручка Teachbase при этом превысила 205 млн рублей.

В настоящее время компания занимает девятое место в рейтинге крупнейших структур сегмента «Платформы и IT-решения» сектора EdTech по версии экспертов Smart Ranking. Аналитики технологического, промышленного и стратегического консультанта по высокотехнологичным рынкам J'son & Partners признали Teachbase лидером сегмента платных прикладных курсов. Также разработчик включен в реестр российского ПО и выступает партнером Яндекса.

Отечественные разработки vs западные санкции

В складывающихся условиях развитие рынка информационных технологий в РФ выходит в число государственных приоритетов. Сегодня страна, в отношении которой всего за пару месяцев ввели более семи тысяч санкций, должна максимально обеспечить потребности внутреннего рынка в современных цифровых технологиях и IT-решениях, в том числе и в секторе EdTech.

Спрос на специалистов в области информационных технологий в том числе на фоне массового оттока айтишников существенно возрос. Увеличился и интерес к IT-профессиям со стороны пользователей курсов. Это требует наращивания возможностей отечественной сферы EdTech.

В апреле федеральное правительство выделило 21,5 млрд рублей на поддержку IT-сектора. В число получателей таких льгот, как субсидированная процентная ставка по банковским займам, увеличение размера грантов на реализацию проектов и ипотека для айтишников, вошли и сотрудники компаний сектора образовательных технологий.

По мнению главы EdTech-акселератора ED2 и директора EdTech-направления фонда «Сколково» Натальи Царевской-Дякиной, точками роста сегодня становятся импортозамещение, корпоративное обучение и новые форматы — в том числе более сжатые курсы и модульное обучение. EdTech в актуальной ситуации эксперты относят к числу инструментов, которые помогут стабилизировать ситуацию на рынке труда.

Кроме того, сектор образовательных технологий — это внушительный бизнес-сегмент, который платит налоги, влияя тем самым на экономику. Кроме того, предприятия индустрии вносят свой вклад в увеличение числа россиян, повысивших свою квалификацию и как следствие — уровень дохода. Это дает им возможность тратить больше денег во всех сферах экономики, так как стимулирует появление новых рабочих мест, повышает и покупательную способность, и производственную эффективность, отмечает руководитель онлайн-платформы Synergy Academy Александр Чальян.

Загрузка