Размер шрифта
А
А
А
Новости
Размер шрифта
А
А
А
Газета.Ru в Telegram
Новые комментарии +

Миллион «миллениумов»: как привлечь в ИТ молодых

Почему интернет-компании в ближайшие годы столкнутся с кризисом кадров

,
Российской ИТ-отрасли нужен миллион, но не в деньгах, а в людях: именно столько программистов необходимо, по мнению министра связи и массовых коммуникаций Николая Никифорова, чтобы за 5-7 лет полностью обеспечить рынок отечественными высокотехнологичными разработками и решить проблему импортозамещения в ИТ. Сейчас в нашей стране около 350 тысяч специалистов в области разработки программного обеспечения – почти в 3 раза меньше, чем требуется. И привлекать в ИТ-отрасль предстоит поколение «миллениумов» – молодых людей, для которых качество жизни и самореализация значат порой больше, чем стабильная работа, достаток или блестящая карьера. А к 2025 году они будут составлять 75% рабочей силы.

Казалось бы, именно ИТ-отрасль должна привлекать «миллениумов»: сама ее суть – в постоянном появлении новых идей, технологий, продуктов, здесь множество возможностей для реализации. Посмотрите, как изменилась наша жизнь с появлением мобильной связи, интернета, социальных сетей. Поколение 2000-х осваивает сложные мобильные устройства «на лету», и можно уверенно утверждать, что новые технологии – именно то, что может заинтересовать молодых специалистов.

Удивительные цифры
Но одного интереса мало, ведь привлечь такого сотрудника – лишь первая задача, а за ней следует вторая – удержать: создать кадровый резерв, обеспечивающий бизнесу необходимые ресурсы даже в условиях нестабильной экономики и демографического спада. Сколько руководителей предприятий реально готовы перестраивать HR-стратегию, ориентируя ее на молодые таланты? По данным совместного исследования SAP и Oxford Economics, посвященного рынку труда и охватившего 5400 респондентов из 27 стран, включая Россию, более 60% организаций пока не преуспели в создании кадрового резерва. Это означает, что совсем скоро бизнес столкнется с серьезными проблемами: несовершенством систем мотивации, низким уровнем взаимопонимания между сотрудниками разных поколений, отсутствием стратегий карьерного роста и обучения, нехваткой лидеров и технологических компетенций, низкой лояльностью сотрудников. Удивительно, но далеко не все компании ощущают эти угрозы. Согласно исследованию, 53% руководителей считают, что развитие кадрового потенциала способно дать их компаниям новый импульс для роста. Однако инвестировать в технологии, оптимизирующие управление персоналом, готов лишь 41%!

Меняться и мотивировать!
Очевидно, что бизнесу необходимо перестраиваться: менять системы мотивации, больше делегировать (и более детально анализировать результаты), шире использовать мобильные технологии, стратегии BYOD и BYOA, удаленную работу и другие современные методы повышения лояльности и вовлеченности. Как действуют те, кто уже принял этот вызов и готов к работе в изменившихся условиях?

Сегодня недостаточно быть стабильной компанией с хорошей репутацией: привлекательным выбором для молодых специалистов являются ИТ-гиганты, вроде Facebook или «Яндекса», или собственные стартапы. Если раньше профессиональный успех приходил после ВУЗа, аспирантуры и нескольких лет стажа, то сегодня многие получают признание как специалисты уже в институте. И надо признать – учебный процесс в ВУЗах не ориентирован на потребности «миллениумов». Его объективные минусы – перевес теории над практикой, отсутствие четкой корреляции между изучаемым материалом и потребностями рынка. В результате выпускник ВУЗа не понимает требований работодателя, а работодатель раздражен завышенными ожиданиями выпускника. Но именно работодатель и вынужден этот разрыв преодолевать: без молодого пополнения и качественного кадрового резерва не выиграть на высококонкурентном рынке.

Другой подход к кадрам
Для того, чтобы поток новых идей не прерывался, ИТ-компании ищут будущих сотрудников еще до окончания школы: организуют тестирования и спецкурсы, проводят конкурсы и дают гранты… HR-стратегия SAP также ориентирована на ожидания молодых (средний возраст сотрудников SAP СНГ – 31 год), и мы выбираем инновационные подходы – например, дизайн-мышление и геймификацию. Дизайн-мышление – метод поиска решений, в основе которого – сбор, обсуждение и интеграция всех идей, от каждого участника команды. Приемы геймификации мы реализовали на портале SAP Community Network, объединяющем наших сотрудников, клиентов и партнеров. Чтобы расширить аудиторию портала и побудить пользователей общаться, организуем различные квесты. Успешно прошел уровень – получи бейдж, зарабатывай очки, создавай репутацию – все, как в любимой компьютерной игре.
Сотрудничество с ВУЗами в прошлом году помогло более чем 1700 студентов из 47 ВУЗов познакомились с решениям SAP. На их основе созданы концепты приложений, помогающие водителям найти и забронировать парковку, а родителям – контролировать учебу и поведение детей, врачам – побеждать тяжелые болезни и т.п.
Конечно же, SAP сотрудничает со стартапами. Например, в рамках SAP Startup Forum компания знакомит российских разработчиков с возможностями своего решения для обработки Big Data, даёт им возможность вести разработки на основе SAP HANA, получить доступ к глобальной базе знаний вендора, а также найти инвестиции (как материальные, так и технологические) в фондах SAP и их партнеров.
О важности таких проектов говорит и руководство страны: в ходе недавнего форума «Интернет-предпринимательство в России» президент России Владимир Путин упомянул о планах помощи учебным заведениям, готовящим ИТ-кадры.

Ответ на все вопросы в области воспитания армии разработчиков, которые в настоящий момент руководство страны ставит перед ИТ-отраслью, в первую очередь, в понимании, того, что молодежь ожидает от ВУЗа и работодателя. В России, как показывают результаты опросов топ-менеджеров, к молодежи готовы прислушиваться: с тем, что молодые сотрудники оказывают влияние на HR-стратегию, согласны 58% опрошенных российских менеджеров (в Европе этот показатель существенно ниже, например, в продвинутой Германии – лишь 41%).

На наш взгляд, прислушиваться к «миллениумам» действительно необходимо, так как именно они создадут новые тренды и продукты в индустрии высоких технологий, которые в будущем будут влиять не только на ИТ конкурентоспособность России в мире, но и на жизнь каждого из нас.

Реклама ... Рекламодатель: TECNO mobile Limited
Erid: 2RanynFDyWp