Рекомендательные сервисы или поисковые системы, которые предлагают определенную информацию, ранжируя ее по определенным алгоритмам, уже некоторым образом регулируются действующим законодательством, но это регулирование носит односторонний характер – оно охватывает именно поисковые системы и их обязанности в отношении государства, отметила в беседе с «Газетой.Ru» директор Института проблем правового регулирования НИУ ВШЭ Анна Дупан.
При этом с развитием искусственного интеллекта стало очевидно, что алгоритмы, которые приводят к принятию определенных решений, пусть даже при помощи рекомендаций, влияют как на состояние конкуренции, так и на некоторые права пользователей, прежде всего на право на информацию, подчеркивает эксперт. Поэтому в разных государствах уже обращалось внимание на необходимость регулирования вопросов по составлению алгоритмов поисковой выдачи и формированию новостных лент.
«Именно антимонопольные органы, как за рубежом, так и в России, уже сейчас рассматривают дела о том, что те или иные платформы при составлении рекомендаций, например, необоснованно дают преференции собственным, а не сторонним сервисам. Есть такое обращение в ФАС в отношении «Яндекса», аналогичные требования есть и в отношении Google. Поэтому вопрос регулирования рекомендательных сервисов назрел, и в разных государствах по-разному пытаются его решить», — комментирует Анна Дупан.
Другой вопрос, что готового решения для такого регулирования, конечно, нет, поясняет директор Института проблем правового регулирования НИУ ВШЭ. «Сам подход к регулированию – закреплять ли его в законе, либо устанавливать какие-то другие требования, либо отдавать на уровень саморегулирования через требования закона – этот вопрос еще нигде окончательно не решен. Механизм регулирования пока не понятен», — резюмирует эксперт.
Напомним, что эксперты московского отделения Ассоциации юристов России (АЮР) направили в Госдуму, Минцифры и Совет Федерации предложения по актуализации регулирования рекомендательных сервисов онлайн-платформ. Специалисты предлагают ввести в закон «Об информации» понятия «рекомендательный сервис» и «оператор рекомендательного сервиса», а также определить границы для регулирования конкретных операторов через аудиторные показатели.