Трехмерное наступление на Берлин

3d телевизоры и android на IFA-2010

В Берлине заканчивается крупнейшая в Европе выставка электроники и бытовой техники — IFA 2010. Революционных новинок на ней представлено не было, но выставка наглядно продемонстрировала главные тенденции рынка потребительской электроники.

Европейская экспозиция Internationale Funkausstellung (IFA) проходит каждый год в сентябре и обычно мало интересна фрикам, гикам и прочим техноманьякам. Сюрпризов в виде революционных технологий от нее обычно не ждут, поэтому вместо зевак и молодежи на этом мероприятии обычно чинно прохаживаются люди в галстуках, заключающие контракты. И все рядовому потребителю тут есть на что посмотреть: именно на стендах IFA впервые появляются те товары, которые будут стоять на полках магазинов, условно говоря, весь следующий год, до следующей осени.

В 2010 году в Берлине показывают много 3D-телевизоров, коммуникаторов на ОС Android, а также несколько интересных планшетных компьютеров. Это тренды, которые на IFA видны особенно хорошо.

Сейчас можно смело говорить, что 2011-ый год будет годом 3D-технологий. Свои телевизоры с поддержкой объемного изображения продемонстрировали LG, Sharp и Philips. Напомним, что ранее, в течение 2010 года, 3D-телевизоры уже показали Samsung, Panasonic и Sony. Таким образом, в 2011 году все крупнейшие производители начнут заваливать нас своей 3D-электроникой.

LG в Берлине представила настоящего 3D-монстра: LEX9 — гигантский FullHD-телевизор с экраном диагональю 4,5 метров (180 дюймов) и LED-подсветкой экрана. Цена устройства пока не называется, но, очевидно, она будет очень высокой. Поэтому маркетологи корейской компании говорят, что их устройство будет востребовано в первую очередь в сегменте образования и рекламы.

Sharp запустила линейку телевизоров Quattron: все модели этой серии будут поддерживать 3D. 60-дюймовый Aquos LE925 будет стоить около 3500 евро. В комплекте может поставляться также привод Blu-ray — за дополнительные 380 евро. В будущем Sharp обещает показать телевизоры, в которых для просмотра трехмерной картинки не нужно будет надевать специальные очки.

Philips привез на IFA 2010 модель с необычным соотношением сторон 21:9 — т.е. как в кинотеатрах. Диагональ телевизора 56 дюймов, экран со светодиодной подсветкой. Планируемая цена — около 4 тыс. евро.

Из других 3D-новинок можно отметить ноутбук Sony с 16-дюймовым дисплеем, способным отображать трехмерную картинку. Технология — та же, что и в телевизорах Sony из серии Bravia с поддержкой 3D.

Эксперт MForum Analytics Евгений Ициксон, впрочем, настроен относительно возможного бума 3D-технологии довольно скептически. «То, что производители пытаются выпускать всё более дешевые модели 3D-телевизоров, отнюдь не означает, что это существенно повлияет на увеличение продаж. По крайней мере, не в ближайшие 2 года, — говорит эксперт. — Во-первых, в течение этого времени интересного 3D-контента в достаточном объеме не появится. Из потенциальных драйверов рынка 3D-телевидения, на мой взгляд, только спорт представляет по-настоящему массовый интерес».

Еще одна проблема, о которой говорит аналитик — возможный вред для здоровья новой технологии: ее влияние на здоровье пока недостаточно изучено. Есть предположения, пока не опровергнутые, что частый и длительный просмотр 3D-картинки вреден для глаз.

Ну и цена на 3D пока все же слишком высока. По словам Ициксона, чтобы люди задумались, «а не поменять ли мне мой хороший, отлично работающий телевизор на новый телевизор с 3D», его цена должна упасть до $500. Поэтому в ближайшие два года говорить о массовости этих продуктов не приходится, заключает эксперт.

Светлана Завьялова из аналитического агентства SmartMarketing говорит, что 3D-телевизоры не будут стоить так же дешево, как аналогичные телевизоры без этой функции еще минимум полтора года: «Проблема еще и в том, что технологии все же пока несовершенны. Рывок в 3D, который начался еще на выставке CES 2009, пока сдерживается различными факторами, в том числе и тем, что длительный просмотр 3D-телевидения утомляет глаза». По словам Завьяловой, вполне может сложиться так, что потребитель разочаруется в новой технологии, и она так никогда и не станет массовой.

Завьялова рассказала корреспонденту «Газеты.Ru» о другом тренде - не таком внешне эффектном, зато более стабильном — о повышении интеллекта ТВ: «На IFA 2010 это как раз четко заметно, телевизоры превращаются в интернет-терминалы, заменяя ПК. Трансляция онлайнового видео, возможность доступа к интернет-магазинам, первые намеки на будущие приложения для телевизоров — все это на самом деле весьма серьезно и может оказать чрезвычайно сильное влияние на рынок в целом».

Теперь перейдем от телевизоров к коммуникаторам. Очевидный тренд выставки — удешевление коммуникаторов. Тон здесь задают устройства на бесплатной операционной системе Google Android. По своим возможностям эта ОС практически не уступает Apple iOS, на рынке появляется все больше Android-смартфонов, обостряется конкуренция, снижается цена. На IFA 2010, например, компания Huawei представила бюджетный смартфон Ideos U8150 под управлением Android 2.2. Устройство позиционирется как смартфон начального уровня, а его цена, в зависимости от региона продаж, составит $100-200. В устройстве используется 2,8-дюймовый дисплей с разрешением 320х240 точек, процессор с тактовой частотой 528 МГц и 3,2-мегапиксельная камера с автофокусом.

Китайская компания наглядно продемонстрировала: современные мобильные технологии могут быть доступны каждому. Это утверждение подтвердила и корейская Samsung. На IFA-2010 она представила смартфон I5510 с QWERTY-клавиатурой, работающий на последней версии Android, с большим ЖК дисплеем, 5-мегапиксельной камерой, модулем GPS и слотом для карт формата microSD. Стоимость устройства при этом, как заявляет производитель, не превысит 200 евро.

«Изначальная идея Android состояла в создании массовой платформы», - напоминает Завьялова. И добавляет:

«Сегодня Android, при всех своих недостатках, занял нишу универсальной платформы: дешевой (для изготовителя устройств), подходящей для создания систем разного типа (от коммуникаторов до планшетов), более или менее стандартной. В общем, процесс пошел и, думается, что уже в этом году мы может увидеть коммуникаторы и планшеты, преодолевшие ценовой порог в 6 тыс. рублей».

Говоря о тенденциях на рынке коммуникаторов, эксперт также полагает, что «iPhone теряет позиции, и теряет их во многом потому, что сегодня он уже не уникален».

Третья популярная группа гаджетов, представленных на IFA 2010 — планшеты. Главная новинка выставки в этом направлении — 7-дюймовый Samsung Galaxy TAB. Он работает под управлением ОС Google Android 2.2, основные его характеристики таковы: фирменный интерфейс TouchWiz, процессор с тактовой частотой 1 ГГц, модули Wi-Fi и 3G, акселерометр и компас. В зависимости от версии, в планшете будет 16 или 32 Гб памяти. Разрешение экрана - 1024х600. Ориентировочная цена — около 800 евро за 16 Гб версию. Достаточно высокая цена — это, пожалуй, главный минус новинки. Зато есть и очевидный плюс: в планшет Samsung вставлен GSM-модуль, т.е. с его помощью можно звонить, таким образом, Galaxy TAB частично заменяет коммуникатор.

«В отличие от планшета Apple iPad, с помощью Galaxy Tab пользователи смогут осуществлять звонки и отправлять SMS-сообщения. Также планшет Samsung поддерживает технологию Adobe Flash, чего нет на iPad, и оснащается разъемом для карт памяти MicroSD и поддержкой USB», — добавляет Татьяна Менькова, эксперт аналитической компании «Финам».

Вышел на рынок планшетов и другой гигант-производитель, японская корпорация Toshiba. Характеристики ее планшета Folio 100 — 10,1-дюймовый экран, 16 Гб памяти, слот для карт microSD, модули Wi-Fi и 3G, ОС Android. Планируемая цена - $400. Появится устройство к концу года, планы у компании серьезные: Toshiba планирует «откусить» у конкурентов 20% европейского рынка планшетов.

Еще одна интересная новинка — планшет ViewPad 100, созданный известной компанией ViewSonic и примечательный тем, что на него устанавливается полноценная операционная система — Windows 7.

Компания Sharp пробует угадать ожидания потребителей, скрестив два тренда: на IFA она показала свой новый 10,6-дюймовый планшет с поддержкой технологии «псевдо-3D». Разрешение панели при работе в 3D-режиме — 640 x 768 пикселей, а в 2D-режиме — 1280 x 728 пикселей. Цена нового устройства пока не называется.

Завершая краткий обзор новинок, отметим, что в целом выставку IFA 2010 можно назвать успешной. На ней было представлено много интересных устройств, причем не прототипов, а готовых коммерческих продуктов, которые в ближайшее время появятся в продаже.