Фото: Константин Куцылло

Турфирма не возвращает деньги и документы

Денис Виксне

В российском турбизнесе разразился очередной скандал. Московская турфирма «Висма», предлагавшая туры в 31 страну, внезапно исчезла, не оповестив своих клиентов, которые теперь безуспешно пытаются вернуть деньги и документы.

Как рассказала «Газете.Ru» одна из пострадавших — Елена Гавришина, — она заказала на свою семью в «Висме» тур в Тунис с 21 августа 2005 года. 16 августа был заключен договор и оплачены путевки, общая стоимость которых составляла 1811 долларов. На следующий день Елене перезвонила менеджер «Висмы» и заявила, что выбранный ей отель не подтверждает бронь. Менеджер предложила Елене другие сроки поездки и другой отель, однако та отказалась и попросила вернуть ей деньги. Елене было предложено приехать в офис «Висмы» на следующий день, что она и сделала.

18 августа Елена Гавришина стояла перед запертой дверью офиса «Висмы», на которой висело объявление «Извините, офис не работает по техническим причинам».

В объявлении были также указаны телефоны фирмы, по которым в тот момент никто не отвечал.

Позже Елене удалось дозвониться до офиса. Трубку взяла девушка, представившаяся «курьером Олей». Она сказала, что руководства нет на месте — «будет после трех». К трем Елена Гавришина снова приехала в «Висму», но офис по-прежнему был закрыт. «Курьер Оля» ответила через домофон, что руководства пока нет. Пустить Елену в офис, а также дать телефоны начальства она категорически отказалась.

Пока происходил этот диалог, к офису «Висмы» стали подходить другие люди, которым эта фирма должна была вернуть деньги и документы, сданные на визу или загранпаспорт.

Поняв, что дело принимает нехороший оборот, клиенты «Висмы» отправились в местное 83 отделение милиции. Дежурный заявил Елене: «Вы у нас 20-я на сегодня». Госпожа Гавришина попросила, чтобы кто-то из милиционеров заставил «курьера Олю» открыть дверь офиса, на что получила ответ дежурного: «Я тут один, и у меня другие установки».

На следующий день Елена снова пришла в 83 отделение милиции, чтобы выяснить, как идут дела. От начальника отдела по криминальным делам она получила следующий ответ: «Вы все такие умные, идите к своим юристам, подавайте на фирму в суд. А у меня и без вас дел по горло».

В тот же день коммерческий директор «Висмы» Марина Табурова перезвонила Елене и задала вопрос : «Вы не хотите поехать в Тунис?» В ответ удивленная Елена спросила: «А Вы мне что-то хотите предложить?».

Последовал достаточно абсурдный диалог.

Марина Табурова: «Нет, я Вам ничего не хочу предложить. Вы же написали заявление в милицию, значит, тем самым, Вы отказываетесь от поездки».

Елена Гавришина: «Я с 17 числа не могу получить свои деньги, и Вы за это время первый раз мне перезвонили. Вы готовы мне их отдать?»

Марина Табурова: «Нет, не готова. Я не знаю, кто Вам сказал, что Ваш отель не подтвержден, я сейчас буду разбираться со своими девочками. Я Вам перезвоню».

Через некоторое время Табурова перезвонила и заявила: «Я точно знаю, что отель подтвержден, а мы из-за Вас несем убытки». Елена спросила: «А можно посмотреть на это подтверждение? Я сейчас подъеду». На это она получила ответ: «Не приезжайте ни завтра, не послезавтра, я Вам перезвоню». С тех пор от «Висмы» не было никаких вестей.

На одном из туристических форумов в интернете Елена узнала, что «Висма» вроде бы переехала в гостиницу «Тбилиси» (старый адрес — Малая Бронная, д.4). Узнав у администрации гостиницы новый телефон фирмы, госпожа Гавришина позвонила в нашедшуюся «Висму» — но на том конце провода сказали, что это не «Висма», а турфирма «Сан Лэнд». После этого Елена не стала больше ничего выяснять, а решила действовать через суд с помощью адвоката.

Корреспондент «Газеты.Ru» пообщался с Алексеем Косулиным, жена которого через «Висму» хотела сделать загранпаспорт. Документы на него она сдала еще в апреле 2005 года. Алексей рассказал следующее: «Мы с женой приехали в «Висму» 19 августа. До этого нас неделю «кормили завтраками» по телефону: то менеджера нет, то менеджер заболел, то менеджер уже ушел. Когда мы приехали в офис, на закрытой двери увидели объявление «По техническим причинам офис закрыт». Позвонили в домофон, открыла какая-то девочка, которая представилась курьером. Нам предстала такая картина: из мебели в офисе осталось только два стола — было вывезено все, что только можно».

Алексей заявил, что они с женой не уйдут из офиса, пока им не вернут деньги, либо не выдадут загранпаспорта.

За это время Марина Табурова неоднократно связывалась по телефону с курьером, однако отказывалась общаться с Алексеем и его женой, передав через курьера, что пришлет сотрудника из нового офиса. Через некоторое время, по словам Алексея, приехал «какой-то товарищ, который предъявил удостоверение милиционера-стажера». Он не смог дать каких-то вразумительных объяснений, попросив семейную пару покинуть помещение. После этого Алексей решил бороться с «Висмой» через суд.

Мы поговорили еще с одной пострадавшей клиенткой «Висмы» — Ириной Храбровой, которая также заказывала через эту фирму загранпаспорт.

После долгих препирательств с Мариной Табуровой в офисе, расположенном на новом месте, в гостинице «Тбилиси», 11 сентября Ирине вернули сданные на паспорт документы, пообещав вернуть заплаченные деньги на следующей неделе. В настоящее время Ирина пытается связаться с Мариной Табуровой, но по телефону ей отвечают, что та больна и не может разговаривать.

На прошлой неделе корреспонденту «Газеты.Ru» удалось-таки связаться по телефону с госпожой Табуровой. Та заявила, что

фирма «Висма» и не думала скрываться от клиентов, а просто переехала в новый офис из-за подорожания арендной платы. При этом, по ее словам, на двери старого офиса она сама оставила объявление с новыми координатами.

Отсутствие новых координат на сайте «Висмы» Табурова объяснила тем, что «оба вебмастера уехали в командировку, а сама она не знает пароля». Заметим, что и по сей день на сайте «Висмы» указаны старые координаты (адрес и телефон), при этом на заглавной странице стоит надпись «сайт не поддерживается».

Марина Табурова заявила корреспонденту «Газеты.Ru», что постарается выполнить все обязательства перед клиентами, которых «сейчас обзванивают». Хотя о том, как их «обзванивают», красноречиво говорит, например, рассказанная выше история Елены Гавришиной, пытавшейся съездить в Тунис. Ситуацию же с бесконечно долго оформляемыми загранпаспортами Табурова объяснила тем, что МИД затягивает их выдачу, «так что проще отозвать оттуда документы».

В среду 14 сентября корреспондент «Газеты.Ru» связался с Федеральным агентством по туризму (ФАТ).

Начальник Отдела лицензирования Изо Арахамия сообщила нам, что именно в этот день, 14 сентября, действие лицензии турфирмы «Висма» было приостановлено на 6 месяцев после проверки, состоявшейся 16 августа. Эта проверка была инициирована обращением в ФАТ с жалобой на «Висму» господина Школьникова. По словам госпожи Арахамия, «если «Висма» не объявится и не исправит положение, ФАТ обратится в суд с иском об аннулировании ее лицензии».

«Газета.Ru» будет и дальше следить за развитием событий вокруг внезапно исчезающей и внезапно появляющейся турфирмы «Висма».