Газета.Ru в Telegram
Новые комментарии +

Новые грамотные

режиссер, публицист

Вы поверите, что можно идти в народ с такими лозунгами: «Экспроприация экспроприаторов»? Да еще и поднимать его на восстание... А «Ликвидация частной собственности на землю», а «Рабочий контроль над средствами производства» чего стоят! Можно ли ввалиться прямо в самую гущу простого народа вот с таким стертым (непонятным никому, кроме товарищей партийцев) эмигрантским народовольческим языком?

Вы понимаете тут хоть что-то? «Дело, за которое боролся народ: незамедлительное предложение демократического мира, отмена частной помещичьей собственности на землю, рабочий контроль над производством, создание советского правительства, — это дело обеспечено».

Меж тем это подлинная прокламация вождя нашего, нашего пассионария, Владимира Ильича, с которой — будучи не в лихорадке, не в падучей, не в бреду, а в здравом рассудке — он обращался к народу 25 октября 1917 года.

Вы поверите, что народ как-то по-своему это поймет и даже «экспроприаторов» этих чудовищных адаптирует, назвав их «эксами», и пойдет их бить?

Можно ли поднимать бучу (надеясь хоть на какой-то успех) следующими словами: «Государственная власть перешла в руки органа Петроградского совета рабочих и солдатских депутатов, Военно-революционного комитета, стоящего во главе петроградского пролетариата и гарнизона». Кто на ком стоящего?

Будучи рабочим, лежа в стрелковой цепи в окопах Зимнего, развернув скрюченными от холода руками такую прокламацию, заставила бы я большевика эту листовку съесть.

Кажется, большевики пришли к власти не за счет контакта с массами. Нет.

Да у нас в народе за одно слово «отнюдь» могут бока намять.

Был такой человек по имени Петрашевский, удивительный персонаж, борец за права человека, фурьерист, коммунист и клоун. Но в истории остался. Потому что тусовка его имени почти в полном составе пошла по этапу в Сибирь. А среди прочих был и Достоевский. И якобы каторга закалила его писательский дар (во что я лично не верю, так как гений, он и в Петербурге гений). Но, если принять ту версию, выходит, что чудак Петрашевский косвенно поспособствовал развитию русской литературы.

Так вот, он верил в коммунистическую утопию, и, сильно опережая время, решил построить коммуну у себя в отдельно взятом поместье, то есть выстроил своим мужикам большущий халявный фаланстер. Совершенно бесплатно их облагодетельствовал, на машине времени отправив в светлое будущее. Мужики новое здание тут же сожгли и пожаловались на собственного барина в полицию! На то, что барин не супостат, а благодетель, — в полицию!

Революционеры шли в народ, понятия не имея, кто это и что это, осчастливить они намеревались какого-то лубочного мужика, а не реального.

Главная интрига декабристского восстания заключалась в том, что Константин, старший брат Николая, который должен был бы взойти на трон, подписал отречение, и заговорщики смущали народ словами, что его отречение поддельное.

Декабристы кричали солдатам: «Ура Конституция!» — «Ура Констанция!» — подхватывали солдаты, думая, что Констанцией зовут жену Константина.

Такого слова, как «конституция», они слыхом не слыхивали. Но поорать были готовы. В общем, эфемерная Конституция — невиданная баба — превращалась в народном сознании в бабу плотскую Констанцию, королевского звания, — за нее и свободой рискнуть было не жалко.

Правители же вовсе с народом не разговаривали.

Царь говорил с народом больше на уровне образа, не вербально. Власть была иконой. Большевики обратились к народу со словом впервые.

«Экс-проп-при-ация!» — сказала интеллигенция первое слово народу, содержащее девять согласных в ряд. «Грабь!» — ответил односложным, понятным и таким страстным словом пролетариат.

Я не обсуждаю феномен прихода большевиков к власти и не менее изумительный феномен удержания ими власти. Справедливости ради стоит сказать, что обычно Ленин обращался к массам не напрямую, что после Ленина существовало несколько уровней пропагандистов, которые сводили партийный язык прямо до платоновского и зощенковского уровня. А вот ключевые слова «грабь!», «мир!», «землю!» люди уловили. Остальное достигалось насилием. Так можно объяснить относительный успех большевиков в лингвистическом поле.

Интеллигенты мужика не понимали, чему свидетельство — их речь, с которой они на голубом глазу шли в массы.

Но откуда им было знать, каким языком говорить?

Народ не имел своего языка. Народ молчал. За народом мало кто записывал.

Был характерный случай с якобы записью фольклора. Книга называлась «Народ на войне», и издали ее в 1917 году, однако автор Софья Федорченко потом призналась, что не записывала, а выдумывала «народные» реплики. Ее мужики лубочные говорят басенками, поговорками, сочно, их речь если и не полностью выдуманная, то явно обработанная.

Вот, например: «Нас учить нужно всему. Как я понял, чего я супротив супротивника ничего не знаю, душа в пятки ушла. Да и ум-то во мне от возраста заматерел. Не согнешь, разве что скорежишь. Так темноты своей страшусь, помереть впору... Все мое ученье было у сапожника по башке колодкой».

Только в интеллигентском слащавом угаре можно эти слова принять за документ.

Простые мужики, почти святые, единственно умеющие жить по Евангелию, были интеллигентской выдумкой, воплотившимся детским сном не видавших жизни мальчишек.

В «Дневнике писателя» Достоевский описал доброго почти женской добротой мужика Марея, ласкового, которого он видел в детстве в состоянии болезненного испуга, когда бежал от привидевшегося ему волка, которого сам признает галлюцинацией. Учитывая все обстоятельства, разумно предположить, что не только волк был галлюцинацией, но и сам добрый мужик.

Видел Достоевский его в детстве, забыл, а припомнил на каторге, когда его воротило от вида уголовного люда, пьяного до скотского состояния на Пасху.

И видел он, какая пропасть меж ним и ими, и много раз в эту загадочную пропасть заглядывал и ее изумленно описывал.

И от отчаяния очень ему в тот момент захотелось сказать: жё сьюи есть русский простой мужик. И вот окруженный мужиками реальными, хватаясь за соломинку, как бы вспомнился ему мужик из детства.

Очень вероятно, что тот самый волшебно добрый крепостной мужик Марей, которого описал Достоевский, принимал участие в зверском убийстве его отца. (Хотя это не доказано, а предполагается, так как забивали помещика всей деревней.)

Но в «Дневнике писателя» Достоевский пишет, как мужик успокоил барчонка, провел грубой грязной рукой по дрожащим его губам. В поступке сем видим мы не что иное, как инициацию, дарование литературного таланта через народ, иначе б не было прикосновения к губам. «И он к устам моим приник...» Но воспоминание спасло Достоевского, примирило в ту минуту со скотскими существами вокруг, и он вынужден был признать, что клейменые и пьяные рожи их он видит, а сердца-то их не видит, поэтому сразу перестал их осуждать и кривиться.

Народ молчал, а интеллигенты о нем сочиняли. В советское время народ тоже безмолвствовал, как ему и положено. Он не имел языка вплоть до последнего времени. Бесконечные речи рабочих с трибуны писались в райкомах, «народ» же лишь зачитывал свои «как мать говорю и как женщина».

И вот наконец-то впервые народ подал голос. Где? Все там же. В твиттере, фейсбуке, «ВКонтакте», в комментариях под статьями.

Случилось. И гордый внук славян, и финн, и ныне дикий тунгус вышли в соцсети. И нужно большое мужество, чтобы это читать...

...Впервые все услышали и увидели вокс попули. Увидели и страшно расстроились. И спросили друг друга, как нам теперь это развидеть. А где же поговорки и побасенки? Где хитрый народный прищур? Где доброта и мудрость? Где шершавые добрые руки в земле? И откуда эта тупая злость? Почему народ какой-то ненародный, не как мы его себе представляли? (Читая «Дневник писателя», «Войну и мир», Лидию Чуковскую или даже «Народ на войне».)

Из-за этого расстройства я, собственно, и пишу колонку...

В 1987 году Григорий Горин сказал об Андрее Миронове, которому писали очень много со всего Союза: «Чего только не было в этих письмах! Объяснения в любви, просьба дать взаймы, ходатайство о снижении срока заключения. Некоторые писали такую чушь, да еще в таких выражениях, что я, честно говоря, пожалел, что у нас в стране в свое время ликвидировали безграмотность».

А ведь это еще было в те святые времена, когда новые грамотные не имели возможности высказываться публично.

С тех пор соцсети и ютьюб произвели революцию, и новые грамотные могут высказываться с самых высоких трибун.

В этом месте мой текст дает слабину, приобретает некую тонкокожесть, некий родничок, незакостеневший, слабое нежное местечко, в который теперь каждый может меня клюнуть. Что ж это за позиция такая, которая начинается тезисом: народ впервые раскрыл рот и глас его был ужасен! Тут каждое слово слабо и беззащитно. Кто такая я? Кто такой народ? Где у него рот? Что значит «ужасно»? И кто это оценил? Но оправдываться я буду в следующей серии.

Поймите, они впервые говорят публично, они впервые сели за стол, не расстраивайтесь, что они руками...

Они научатся себя вести.

Не знаю, как примириться с безграмотностью, хамством, злостью, полившимися впервые в социальное публичное пространство, но я собственными глазами видела «простых мужиков» и «простых баб» Мареев, хороших и мудрых, и мысль о них примиряет меня теперь с реальностью соцсетей.

Как сказал один духовный лидер: «Я упрямый, я верю в людей».

Новости и материалы
Суд получил жалобу на продление ареста подозреваемым по делу о теракте в «Крокусе»
Собчак посетила Каннский кинофестиваль
«Зенит» и «Ахмат» объявили составы на матч чемпионата России
Жизнь президента Ирана Раиси под угрозой после крушения
Делегация правительства Ирана отправилась на место крушения вертолета Раиси
Британский эксперт заявил, что давление России на фронте вызывает отчаяние у ВСУ
«Всегда был спортивный»: друзья рассказали об умершем на соревнованиях сотруднике МЧС
Звезда сериала «Чики» объяснила, почему избегает красных дорожек
Как минимум 40 групп быстрого реагирования ищут вертолет президента Ирана
В Словакии проверяют версию, что стрелявший в Фицо действовал не один
Иранский депутат заявил, что вертолет Раиси не выходил на связь
Украинцев возмутила шутка о тонущих уклонистах
В Самаре поймали мужчину в одних шортах, который бросался на людей с ножом
Гол в ворота «Спартака» стал 20 000-м в чемпионате России
Шнуров призвал Киркорова «перекреститься и замолчать» после слов об «Евровидении»
Стало известно, где совершил жесткую посадку вертолет президента Ирана
Полиция Британии стала угрожать тюрьмой родителям злостных прогульщиков
Вертолет экстренных служб не смог сесть в районе ЧП с вертолетом президента Ирана
Все новости