Размер шрифта
А
А
А
Новости
Размер шрифта
А
А
А
Газета.Ru в Telegram
Новые комментарии +

МАП придумало антинаркотический план

Министерство по антимонопольной политике решило ввести жесткую цензуру всех мероприятий, публикаций и продуктов творческой деятельности, в которых каким-либо образом затрагивается тема наркотиков. По мнению правозащитников, от распространения наркотиков акция министерства Россию не спасет.

В пятницу правительство внесло в Государственную думу поправки в 46-ю статью федерального закона «О наркотических средствах и психотропных веществах» и в статьи 6.13 и 28.3 Кодекса об административных правонарушениях. Законопроект разработало министерство по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства (МАП). Авторы предлагают запретить пропаганду и рекламу не только наркотиков и психотропных веществ, но и их аналогов.

Разработчики законопроекта предлагают уточнить определение пропаганды наркотиков, имеющееся в действующем законе, и называть ею «распространение физическими и юридическими лицами любых сведений о свойствах, способах разработки и изготовления, местах и условиях приобретения, использования и потребления наркотических средств, психотропных веществ, их аналогов и прекурсоров (веществ, использующихся при изготовлении наркотических средств, — «Газета.Ru»).

Исходя из определения, авторы законопроекта предлагают запретить распространение подпадающих под него сведений в СМИ, книгах, аудио- и видеопродукции, в интернете и других компьютерных сетях. Реклама разрешенных препаратов, по мнению МАПа, должна размещаться только в специализированных печатных изданиях, предназначенных для чтения медиками и фармацевтами.

Авторы законопроекта также считают необходимым запретить распространение сведений о наркотиках и им подобных веществах и препаратах при оказании зрелищных услуг.

Закон запретит, например, регги-концерты и другие мероприятия, на которых будут распространяться сведения о свойствах и методах применения наркотических веществ. При этом разработчики законопроекта не намерены препятствовать проведению таких акций, как, например, «Рок против наркотиков».

В МАПе считают, что определение понятия «пропаганда» в ныне действующем законе носит общий характер. Оно предусматривает запрет не только на распространение сведений о наркотиках, но и на сведения, направленные на противодействие их незаконному обороту.

Как рассказал «Газете.Ru» один из разработчиков проекта закона, заместитель руководителя Управления контроля рекламной деятельности и защиты от недобросовестной конкуренции МАПа Сергей Пузыревский, «основная цель закона — конкретизировать понятие пропаганды наркотиков, чтобы отделить ее от пропаганды здорового образа жизни».

По словам Пузыревского, «любая публичная акция будет оцениваться по ее направленности. Не всегда очевидно, что есть скрытый призыв к употреблению наркотиков, а что — информация об их вреде, потому что и то и другое может содержать практически одни и те же сведения. Довольно часто бывает, что, например, телепрограмма, изначальной целью которой является призвать людей не употреблять наркотики, на самом деле ведет к увеличению числа их потребителей.

Если закон будет принят, контролирующие органы смогут подать в суд на любого распространителя информации о наркотиках. Таким образом, определять, что является пропагандой, а что нет, должен установить суд».

Еще одним принципиальным нововведением законопроекта является введения понятия аналогов наркотических и психотропных средств. Как рассказал «Газете.Ru» завотделом реабилитации НИИ наркологии Минздрава Тарас Дудко, аналоги наркотических и психотропных средств — это вещества, подобные им по химической структуре и свойствам и воссоздающие их психактивное действие.

Так, например, аналогом наркотических средств могут являться тайские таблетки. Их действие сходно с действием психостимуляторов-амфетаминов.

Однако, по словам Сергея Пузыревского, в законопроекте под аналогами понимаются не известные ранее препараты, действие которых сходно с действием наркотиков, но которые пока официально к ним не отнесены.

Списка аналогов наркотических и психотропных средств не существует, однако подозревать в принадлежности к наркотическим веществам МАП будет все препараты, вызывающие привыкание и могущие вызвать социальные проблемы.

Пропаганда или незаконная реклама наркотических средств, как и прежде, будут предусматривать административную ответственность. Согласно статье 6.13 КоАП, эти правонарушения караются штрафами в размере от 20 до 25 МРОТ для граждан, от 40 до 50 МРОТ для должностных лиц и от 400 до 500 МРОТ для юридических лиц. В дополнение к этому МАП предлагает в случае установления факта нарушения выдавать виновному лицу, независимо от факта привлечения его к административной ответственности, предписание о прекращении соответствующего нарушения.

Прокомментировать законопроект «Газета.Ru» попросила председателя правозащитной организации Московская хельсинкская группа Людмилу Алексееву. «Безусловно, наркотики — это зло, но когда наши законодатели хотят что-нибудь запретить, они обычно запрещают не то, что на самом деле вредно, а что-то другое, тем самым осложняя людям жизнь. По-моему, это тот самый случай. Кроме того, ограничения, касающиеся людей творческих профессий, могут рассматриваться как нарушение прав человека».

Представители Транснациональной радикальной партии, известной тем, что она выступала с инициативой легализации «легких» наркотиков в Госдуме и ратовала за соответствующие изменения в Конвенции ООН по наркотикам, оказались слишком занятыми подготовкой к предстоящим выборам, поэтому прокомментировать законопроект МАПа отказались.

Пока непонятно, потеряют ли что-нибудь в случае принятия закона рекламисты. В PR-агентстве «Прессто», специализирующемся на продвижении фармацевтической продукции, «Газете.Ru» сообщили, что вряд ли лишатся какой-либо части доходов, поскольку не работают с наркотическими и психотропными веществами и их аналогами. По словам менеджера проектов Евгении Могилевой, проблемы наверняка возникнут у тех, кто занимается продвижением биологически активных добавок, поскольку с ними всегда возникает много вопросов. Поэтому крупные рекламные агентства и так предпочитают не заниматься ни ими, ни психотропными или тем более наркотическими веществами.

Представлять законопроект в Госдуме будет заместитель министра по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства Сергей Дудкин. Скорее всего, рассмотрением законопроекта займется Госдуарственная дума четвертого созыва.