Газета.Ru в Telegram
Новые комментарии +

Свежее дыхание психоза

Театральный фестиваль NET изменился. Со всеми своими эскападами, проклятиями Солженицына и прочей молодежной безудержностью он превратился в фестиваль мэтров. Впрочем, менее шокирующим он так и не стал.

Шесть лет назад, когда фестиваль Нового Европейского театра создавали, его задумывали как альтернативу фестивалю мэтров — Чеховскому. Мол, там вы, конечно, увидите букет великих – спектакли Штайна, Брука, Уилсона, зато здесь – нечто действительно невиданное, никому не известное, шокирующее, скандальное и определяющее судьбы искусства. Чеховский принял вызов достойно и сам, чтобы не закоснеть в шедеврах, стал обзаводиться экспериментальной и молодежной программой. А с НЕТом стала происходить удивительная метаморфоза. Нет-нет, он не ухудшается, наоборот, становится все лучше, но вдруг стало ясно, что он и сам превращается в фестиваль мэтров.

Бывает, конечно, что к организаторам фестиваля — театральным критикам, которым самим недалеко за тридцать, — подходят разочарованные театралы: мол, что это вы нам за фигню показываете? И тем приходится раздраженно отбиваться: «Да это лучший и самый востребованный режиссер в своей стране (к примеру, Словении), можно подумать, вы тут среди одних шедевров живете — ешьте, что дают!»

Но чаще всего резоны в жанре «нет у нас для вас других режиссеров!» оказываются не нужны, и фестиваль катится от знаменитости к знаменитости.

Дело не в том, что он «матереет». Что-то происходит с самим театральным пространством, где в последние годы слава распространяется мгновенно, как электричество.

В Москве уже замечено: в последние пару лет тридцатилетних режиссеров после нескольких поставленных спектаклей стали величать знаменитостями и относить к среднему поколению. Новыми и неведомыми числят только двадцатилетних, еще не окончивших курс. Так что НЕТ, начавшийся главной украинской звездой Андреем Жолдаком и продолжившийся главной российской — Евгением Гришковцом (в программе оставшихся дней есть еще главная польская и латышская), по логике, скоро будет получать презрительные приветы от подростков, куролесящих по клубам и чувствующих себя куда более радикальными.

Конечно, Андрей Жолдак, привезший в Москву целых два спектакля – «Один день Ивана Денисовича» и «Гамлет. Сны», а за пару недель до того объявленный режиссером мюзикла про Тузлу, останется на нынешнем НЕТе главным скандалистом. Правда, в Москве идет один безумный жолдаковский спектакль – «опыт освоения пьесой «Чайка» системы Станиславского», но только сейчас в столице увидели звезду новой украинской режиссуры во всей красе. В «Одном дне…» (который Солженицын проклял за то, что у него не спросили разрешения) Жолдак демонстрировал свою любимую лагерную тематику. Он ее и прежде многократно использовал в самых неожиданных сюжетах от «Трех сестер» до «Тараса Бульбы». Как и раньше, это была песнь о насилии: злые надсмотрщики-санитары, лающие овчарки, клетки, куда загоняют людей, голый человек в ошейнике на цепи и жалобные детки-зайчики в шапочках с ушками.

И полный набор театральной демагогии вроде матери-заключенной, с рыданиями зовущей сыночка и маленького голенького мальчика, которого уводят у нее злые охранники.

«Один день» провалился: половина зрителей, не стерпевших агрессии и оскорбления вкуса, ушла в антракте, и, тем не менее, какие-то из театральных метафор, «пробивали» зал. Когда на дощатый стол перед мужчинами вываливали целые ведра вареных яиц и те принимались их судорожно есть, давя, кроша, роняя на пол и размазывая по лицам и столу, так что запахом яиц наполнился весь зал – это был такой мощный образ изобилия, торжества еды посреди голода, какого нам давно не приходилось видеть.

Зато «Гамлет» прошел с триумфом. Полный зал чеховского МХАТа аплодировал почти после каждой сцены, а в конце вопил от восторга. Второй любимый ход Жолдака — движущаяся живопись а ля Параджанов – оказался беспроигрышным. Стоп-кадры и живые картины, где действовал голый, выкрашенный золотой краской блондин-Гамлет и ослепительно красивая брюнетка-Офелия, были чрезмерны, но захватывающи. Шекспировского (да и вообще какого-либо) текста в спектакле почти не было, но уже само понимание, что речь идет о Гамлете, придавало этому дикому, навороченному действу неожиданный смысл.

Ревнители хорошего вкуса ругали режиссера так яростно, что было ясно, что раздражение относится к Жолдаку-персонажу не меньше, чем к постановщику.

И действительно, куда это годится — здоровенный детина, совсем недавно ходивший с оселедцем, торжественно указывающий на всех программках свое имя: «Андрей Жолдак-Тобилевич IV» (королевскую цифру он объясняет тем, что четвертым в династии занимается театром), не стесняясь, уподобляет себя то Някрошюсу, то Параджанову, то Тарковскому, прозрачно намекает на родство с кем-то из великих, соглашается называть себя гением и любит рассказать о том, как его спектакли потрясают весь мир?

В голове у него какая-то громокипящая каша, на сцене – зашкаливающая претенциозность и чрезмерность. Но никуда не денешься: одаренность его очевидна и нет вопросов, почему спектакли, поставленные в совсем недавно богом забытом харьковском театре, рвутся принимать у себя европейские фестивали. Жолдак – олицетворение той самой идущей с востока витальной силы, которой так ждут западные интеллектуалы, восхищенные русским акционизмом. Только в украинском варианте все еще смачнее: витальность – витальнее, энергия – энергичнее, а красотища слепит глаза.

Главная русская звезда НЕТа — Евгений Гришовец – вчера показавший во МХАТе свою сентиментальную «Осаду», конечно, не мог, да и не хотел спорить с жолдаковской энергией. Он брал точной интонацией, нежным юмором, мерой и вкусом. Но в затылок ему уже дышал Иван Вырыпаев со своим модным «Кислородом», тоже показанным вчера. Вырыпаев гришковцовскую непосредственность и личную интонацию смешивал с бешеным и чрезмерным подростковым напором. Этим заканчивалась первая половина фестиваля. Сегодня – начало второй: знаменитейший в Европе поляк Гжегож Яжина с отчаянной суицидальной пьесой «Психоз. 4.48»

Новости и материалы
Ксения Собчак показала винтажную сумку за полмиллиона рублей
Определился второй финалист Кубка России по футболу
Ким Кардашьян повторила культовый образ Памелы Андерсон из «Спасателей Малибу»
Над Белгородской областью уничтожены две французские авиабомбы
Прокуратура требует 17 лет колонии для 77-летнего ученого, обвиненного в госизмене
Вратарь ЦСКА получил тяжелое сотрясение в игре с «Зенитом»
Стало известно, как изменилась личная жизнь Джонни Деппа после скандального развода
В Минобороны Британии не увидели необходимости в отправке войск на Украину
Во Франции связали покушение на Фицо с его политическими взглядами
Яна Рудковская объяснила, как влезла в платье спустя три года
Начальника колонии в Орловской области заподозрили в превышении полномочий
Руководство ВСУ перебросило из-под Часова Яра одну из «элитных» бригад
Нападение на премьера Словакии стало первым в Европе более чем за 20 лет
Пьяный россиянин жестоко избил племянника из-за ссоры
Стало известно, какая длительность физнагрузок оздоравливает мозг
Найден способ выявления рака за семь лет до клинической диагностики
Иностранный футболист: Тюкавин может заиграть в Европе
53-летняя Наоми Кэмпбелл в «голом» платье пришла на Каннский фестиваль
Все новости