Газета.Ru в Telegram
Новые комментарии +

Германский декабрь
Башмета и Плетнева

Самый элитный в стране фестиваль классической музыки «Декабрские вечера Святослава Рихтера» посвящен в этом году Германии и России.

Пушкинский музей в двадцать третий раз проводит свои уникальные «Декабрьские вечера Святослава Рихтера». В восемьдесят первом году великому русскому пианисту Святославу Рихтеру и директору одного из главных музеев страны Ирине Антоновой пришла в голову нехитрая, в общем, мысль совместить тематические выставки с фестивалем камерной музыки. В итоге получилось страшно популярное (попробуйте-ка достать билет), вполне высоколобое и супермодное (все двадцать три раза) событие московской жизни.

Это, как скромно, но гордо сообщает руководство музея, единственный фестиваль в мире, который так пристально и увлекательно занимается одновременно музыкой и изобразительным искусством.

В этом году вместе с руководителями двух стран политически подкованная Антонова отмечает год российской культуры в Германии, а заодно и будущий год Германии в России. Тема – «Гармония и контрапункт. Германия — Россия, XIX век». Художественной части фестиваля будет посвящена отдельная статья «Парка культуры», стоит лишь оговориться, что это большая выставка русских и немецких художников позапрошлого века — от романтиков до модернистов и символистов, перекликающиеся картины размещены рядом, происходят они из восьми немецких музеев, Третьяковки, Эрмитажа и собственно Пушкинского, и продолжаться все это будет два месяца.

Музыкальная программа фестиваля будет очень насыщенной. Шестнадцать концертов в течение месяца, первый концерт – 2 декабря, последний – 13-го. Музыкальная часть, разумеется, тоже посвящена Германии, России и их культурным и музыкальным связям. XIX век был лучшим временем и для немецкой, и для русской музыки. Развитие музыки никогда не было полностью параллельным в двух странах, но взаимное влияние существовало всегда, и перекликающиеся моменты или конфликты найти несложно.

Организаторам фестиваля, как всегда, удается очень удачно соблюсти баланс между концептуальными, культуртрегерскими и популярными задачами.

Например, охвачено очень много авторов — от Бетховена и Глинки до ранних Штрауса, Рахманинова и Скрябина, включая не так часто исполняемых Корнелиуса, Гесслера, Пфицнера. При этом будет соблюдена тематическая целостность и не будет эклектики. Классики преподнесут сюрпризы – эти люди написали такое количество музыки, что пытливый исследователь и умелый куратор всегда найдут что-нибудь малоизвестное, чтобы блеснуть на фестивале. Почти на всех концертах будут произведения и русских, и немецких композиторов. Связи и перекрестные ссылки находятся, концепция соблюдена, публика довольна, билеты на первые концерты уже почти распроданы, буфета нет, в антракте вместо жевания можно посмотреть картины.

Список исполнителей, как всегда, великолепен и читается, как гомеровский список кораблей.

Кристоф и Штефан Генц, соответственно, тенор и баритон, оба учились у великой Элизабет Шварцкопф, многократно записывались, выигрывали конкурсы и должны стать настоящим открытием для московской публики. Меццо-сопрано Бернарда Финк, словенка из Аргентины, пела в Пражской опере, Женевском оперном театре, Teatro Colyn, а также с лучшими оркестрами нашего времени. Компанию им составляют Роберт Холл, немецкий бас-баритон, практически завсегдатай Декабрьских вечеров, и пианист Олег Майзенберг из Австрии.

А кроме того, квартет им. Бородина, которому исполнится в следующем году шестьдесят лет, бывший вундеркинд пианист Николай Луганский, виолончелист Александр Рудин и его камерный оркестр Musica Viva, Анна Нетребко, самое раскрученное сопрано Мариинского театра, альтист Юрий Башмет – он же и художественный руководитель фестиваля.

Главной изюминкой фестиваля стал Михаил Плетнев, который будет целый вечер играть на фортепиано соло. Гениальный пианист и замечательный дирижер, он не так часто дает сольные концерты. Играть он будет Шумана и Чайковского, и это будет концерт, обязательный для посещения. Другие ключевые моменты — это, во-первых, Рождество, на которое солисты Москвы с Башметом на альте, Виктором Третьяковым на скрипке и Александром Мельниковым на фортепиано будут играть Бетховена, Мендельсона, Вебера и Чайковского.

Особо следует отметить два заключительных концерта. 29 декабря «Геликон-опера» даст выездное полуконцертное представление зингшпиля «Возвращение на родину» Мендельсона. «Полуконцертное» означает, по словам куратора музыкальной программы Пушкинского музея Инны Прусс, отсутствие грандиозных декораций и сценического действия, вызывающих неоднозначные реакции в обществе и в прессе. Однако и концертного исполнения с неподвижными солистами и черными фраками тоже не будет: какие-то костюмы и бутафория все же скрасят представление. Ведь без секса, алюминиевых всадников и прочих гэгов «Геликон-опера» лишится едва ли не всех своих преимуществ.

А закроется фестиваль концертом неярким, но очень достойным. Замечательная пианистка и педагог Элисо Вирсаладзе и виолончелистка Наталья Гутман будут вместе играть Бетховена – по-взрослому и несуетливо. Очень мудрый выбор для последнего предпраздничного дня.

Новости и материалы
Автобренд Omoda привезет в Россию свой новый кроссовер C7
Главком ВСУ признал успехи российских войск в зоне СВО
В Германии назвали невыносимой демонстрацию против исламофобии
Протестующие в Армении перекрыли трассу Армения — Иран
Власти Турции проверяют бравший плату за «разницу в национальности» отель в Анталье
В ВОЗ заявили об удвоении заболеваемости кори во всем мире за год
Мурманский суд на два месяца заключил под стражу журналиста Карелина
В Турции рассказали о выгодных сделках с Россией
Рублев вышел в 1/8 финала «Мастерса» в Мадриде
Суд оштрафовал задержанного фронтмена «Коррозии металла»
Клуб РПЛ избавится от тренера после шестого поражения подряд
В ФРГ назвали причину отказа ВСУ от танков Abrams
Музыкантов «Коррозии металла» оставили в изоляторе до суда
В Верховной раде рассказали о раздоре в украинском обществе
«Ахмат» разгромил «Пари НН», забив пять мячей
В ДНР рассказали о значимости взятия Новобахмутовки для ВС РФ
В РФ считают, что Запад не готов признать провал санкций против России
Вокалист «Коррозии металла» прокомментировал причину задержания
Все новости