Газета.Ru в Telegram
Новые комментарии +

Жирный против всех!

Толстый бездельник Игнациус Райлли так и не стал американским Маниловым – крепостных под рукой не оказалось. Вместо именин сердца случилась война с остолопами всея Земли…

Джонатан Свифт предлагал так отличать истинного гения: все остолопы непременно заключат против него сговор. Забьется тогда истинный гений в путах, разрывая их мучительными усилиями мощной мускулатуры, и горек будет хлеб его. Так было и будет всегда, что в средние века, что при Свифте, что в шестидесятые годы прошлого столетия. Есть личности, которые слишком велики для любого времени. Таков герой романа Джона Кеннеди Тула – жирный бездельник Игнациус Райлли.

Существуют книги, от которых прямо-таки веет «старым, добрым, настоящим». На русский язык их переводят до обидного мало – видимо, почти все уже перевели, а с новыми поступлениями туго. Но вот ЭКСМО поскребло по дну и выудило настоящую рыбину: «Сговор остолопов». С чем сравнить этот роман? В чем-то это «Консервный ряд» Стейнбека, в чем-то «Уловка 22», а немного даже «Бравый солдат Швейк». Чуточку, совсем немного, не дотянул Тул до того, чтобы стать вровень с лучшими образцами комических эпопей. Не дотянул, потому что этот роман – всего лишь второе и последнее литературное произведение Тула, а первое он написал в шестнадцать лет (но и оно впоследствии было напечатано!).

Все очень непросто с этой книгой и ее автором. Написанный в 1963 году текст несколько лет не мог найти издателя, наконец Тул бросил попытки его напечатать. В 1969 году, тридцати двух лет от роду, писатель покончил жизнь самоубийством – ох уж эти 60-е… А потом в течение еще одиннадцати лет его мать с истинно южной настойчивостью предлагала единственную копию всем подряд. В 1980-м книга наконец вышла – и произвела фурор.

Посмертная слава, Пулитцеровская премия – так Джон Кеннеди Тул, автор единственного «зрелого» произведения, вошел в историю американской литературы.

Герой «Сговора остолопов» Игнациус Райлли в какой-то степени американский вариант Манилова. Живет такой парень, конечно же, на юге, в Новом Орлеане, и не имеет своей деревеньки, чтобы отгородиться забором от всех ужасов двадцатого столетия. Мир катится к чертям, и все, что остается Игнациусу – глаголом жечь проклятые времена, исписывая блокнот за блокнотом. Встать с кровати ему просто некогда, да и здоровьем Игнациус слаб, беспокоит пилорический клапан, запирающий газы в желудке. Все бы ничего, но американский Манилов шестидесятых не имеет и крепостных – в наличии только мать-пенсионерка, коей и приходится в меру оставшихся сил помыкать. Однако денег отчего-то нет, и вот Игнациус идет устраиваться на работу.

Далее следуют попытки взбунтовать негров на ткацкой фабрике, вовлечь новоорлеанских педерастов в мировой заговор и прочие потуги свершить великое – даже отправляясь за трудовой копейкой, истинный гений не забывает о своем противостоянии остолопам всей земли.

Тул прекрасно знал и город, и людей, о которых писал. И заговорили они на страницах книги именно так, как и должны были: изящно составляя невообразимые фразы из исковерканных слов. Вот тут пришлось потрудиться переводчику, Максиму Немцову, и результат его усилий заслуживает отдельного внимания. Прежде всего, герои говорят по-разному – в зависимости не только от социальной группы, к которой они принадлежат, но и от личности собеседника, от степени серьезности обсуждаемой темы. Говор, конечно же, южный, всем хорошо знакомый – но это не та «Адэса», что убита напрочь Кларой Новиковой и ей подобными «юмористами». Это Средиземноморье вообще, что протянулось через Атлантику до самого Нового Орлеана. Оно пахнет рыбой и немного потом, а у настоящих обитателей этой страны всегда есть время предельно точно, образно изложить свои мысли.

Игнациус Райлли, как настоящий гений, одинок. Он не может одолеть мир и отправить наконец в газовую камеру растленных «Клирасилом» телевизионных детей.

Но и остолопам Игнациуса не одолеть, не того масштаба фигура. Этот страдающий особым метеоризмом жирдяй способен и наносить ответные удары, и даже предпринять довольно ловкий маневр, умчавшись от кареты «скорой помощи» на авто своей нью-йоркской знакомой Мирны Минкофф, вечно неумытой эмансипэ и борца за секс для всех. Какие приключения могли бы произойти с этой парой в Нью-Йорке? Очень жаль, что Джон Кеннеди Тул не довез Игнациуса до цели, не предал Новый Вавилон мечу и пожарам. Нам осталась лишь первая часть великого эпоса, но ее стоит прочесть.

Джон Кеннеди Тул, «Сговор остолопов». ЭКСМО, 2003.

Новости и материалы
В ГД РФ сообщили, о чем планируют узнать у кандидата в министры здравоохранения
Мишустин назвал уровень госдолга в России одним из самых низких в мире
Зеленский подтвердил наступление ВС РФ на Харьков
Владельца упавшего в Мойку автобуса оштрафовали на ₽400 тысяч
Мишустин рассказал депутатам о росте доходов населения
Володин сравнил доходы России от сельского хозяйства и продаж оружия
Sony до конца весны объявит дату выхода God of War Ragnarok на ПК
Стало известно, что болезнь Лайма могла выйти из биолабораторий США
Для москвичей проезд до кладбищ на православные праздники сделают бесплатным
Украинский беспилотник сбили над Белгородской областью
В Новосибирске расселили жителей треснувшего дома
Зеленский раскритиковал западных союзников за медленное предоставление помощи
Выросло число погибших в ДТП с утонувшим автобусом в Петербурге
Свищев заявил, что WADA пытается отговорить атлетов от участия в Играх дружбы
Назван объем оборота торговли через маркетплейсы в России
Мишустин назвал сроки перехода на автоматическое предоставление федеральных мер поддержки
Житель российского региона выиграл 607 миллионов рублей в лотерее
Еще один человек погиб в результате падения автобуса в Мойку
Все новости