Сегодня, во вторник, в президентском дворце «Гюлистан» в Баку в 15 часов по Москве пройдет подписание документов о начале финансирования нефтепровода Баку — Тбилиси — Джейхан. В церемонии подписания примут участие представители Азербайджана, Грузии и Турции.
По мнению экспертов, Баку — Джейхан — самый дорогостоящий из всех проектов транспортировки каспийской нефти.
Главное преимущество этого нефтепровода — возможность экспорта каспийской нефти, минуя Боспорский пролив, где танкеры обычно стоят в пробке, через глубоководный порт Джейхан на Средиземном море.
Как альтернативный вариант транспортировки азербайджанской нефти рассматривается простаивающий до сих пор нефтепровод Одесса — Броды: из Баку азербайджанская нефть в этом случае идет не в Турцию, а в грузинский порт Супса, откуда танкерами по Черному морю до Одессы, а потом через территорию Украины и Польши непосредственно в нефтепроводную систему Западной Европы.
Главный недостаток обоих проектов состоит в том, что в азербайджанском секторе Каспия запасов нефти, необходимых для нормального функционирования нефтепровода, может не оказаться.
В этой связи особенно печально для проекта то, что на церемонию подписания важнейшего для судьбы трубопровода документа не прибыли представители Казахстана. Это подтвердили «Газете.Ru» в казахской компании «Казмунайгаз». Нефть из этой страны, как до сих пор предполагалось, должна была помочь азербайджанской нефти наполнить трубопровод до Джейхана.
Да и вообще, обращает на себя внимание невысокий статус участников церемонии. Только с азербайджанской стороны в ней задействован глава государства — президент Ильхам Алиев.
Турция прислала всего-навсего министра энергетики, который попытался сгладить эффект от своего появления предложением назвать конечный нефтяной терминал в Джейхане именем ныне покойного руководителя Азербайджана Гейдара Алиева.
На министерском уровне была представлена и Грузия, а Михаил Саакашвили, по сообщению его пресс-службы, в Баку даже и не собирался. Как сказали «Газете.Ru» знакомые журналисты в Азербайджане, «если бы баба (имеется в виду Гейдар Алиев) был жив, все бы прискакали сюда, как на свадьбу».
Есть и другие признаки того, что к азербайджанской нефти и ее транспортировке после кончины Гейдара Алиева относиться всерьез перестали. Наиболее яркий пример — компания BP. У нее самая большая доля в проекте «Баку — Джейхан», и именно она через азербайджанскую компанию служит оператором той части трубы, которая идет в упоминавшуюся выше Супсу. И одновременно дочернее предприятие BP, BP-ТНК, лоббирует на Украине реверс трубопровода Одесса — Броды, то есть сама себе закрывает возможность гнать нефть в Европу этим путем.
Более того, в BP говорят, что главной ресурсной базой компании в ближайшем будущем станет Россия, а не Азербайджан.
И наконец, прямо перед вторничным подписанием финансовых документов очередной удар по проекту нанесла российская компания «ЛУКойл», выразившая намерение продать свою долю в считавшемся одним из самых перспективных в азербайджанской части Каспия месторождении Шахдениз.
Вряд ли этот поступок свидетельствует в пользу блестящего будущего маршрута Баку — Джейхан.
Еще в 1999 году Financial Times писала, что спонсируемые США нефтяные проекты могут подвергнуть их отношения с Москвой серьезным испытаниям. «Речь идет прежде всего о подписании соглашения между Турцией, Азербайджаном и Грузией, которое опредяет условия... инвестиций в сооружение нефтепровода из Баку до турецкого порта Джейхан. Американское спонсорство преследует прежде всего геополитические цели — вовлечь страны Кавказа и Каспийского региона в орбиту Запада и мировой экономики. Кроме того, Вашингтон рассчитывает на изоляцию Ирана, диверсификацию источников энергоносителей и уменьшение зависимости от ближневосточной нефти».
Теперь, когда США удерживают под контролем Ирак с его огромными и доказанными нефтяными ресурсами, их стратегический интерес к Азербайджану и проекту «Баку — Джейхан» резко снизился.