Выборгский судостроительный завод в Санкт-Петербурге начал строительство для Казахстана крупнотоннажных танкеров. На заводе размещен заказ на три танкера дедвейтом по 12 тыс. т каждый на общую сумму $40–44 млн.
До сих пор Казахстан располагал на Каспии танкерами водоизмещением 3–5 тыс. т, арендуя их у Азербайджана, России и Ирана.
Финансирование новых танкеров ведется по программе создания казахского танкерного флота в 2004–2006 годах, по выполнении которой число судов у «Казмортрансфлота», дочернего предприятия казахской нефтяной госкомпании «Казмунайгаза», увеличится до 200 единиц, сообщил «Газете.Ru» коммерческий директор «Казмортрансфлота» Марат Орманов.
Первый танкер будет передан Казахстану в ноябре 2004 года, остальные два — с дистанцией в полгода каждый. Орманов считает, что танкеры будут использоваться на направлениях Актау--Баку и Актау--Махачкала.
Направление Актау--Баку — ключевое для казахской нефти: по нему пойдет нефть, которая потом вольется в трубу Баку--Джейхан. Этот маршрут заработает в полную силу как раз к концу 2004 года. Без этой нефти — вначале с месторождений Актау, а затем Кашагана — трубопровод просто не заполнится.
В среду в Баку замминистра энергетики и минеральных ресурсов Казахстана Ляззат Киинов заявил, что для транспортировки нефти в Джейхан Казахстан готов доставлять в Азербайджан танкерами до 20 млн т нефти. Именно с этим связана необходимость увеличения мощности казахского флота — российскую компанию «Волготанкер» в Баку не допускают.
«Если же эти объемы превысят 20 млн тонн в год, то будем строить до Баку нефтепровод по дну Каспия», — подчеркнул замминистра.
Тариф на прокачку казахской нефти по трубопроводу Баку--Тбилиси--Джейхан будет таким же, как для акционеров проекта.
Расчеты, сделанные специалистами российской «Транснефти», показывают, что экономически американский маршрут Баку--Джейхан проигрывает российским — прежде всего КТК, и в варианте с турецким плечом через средиземноморский порт Джейхан, и в варианте с грузино-украинским плечом через Супсу и далее танкерами до Одессы, а потом по нефтепроводу Одесса--Броды--Плоцк. Последний маршрут Казахстан также изучает как одну из возможностей вывозить свою нефть, а для этого готов войти в него на правах акционера.
Впрочем, Казахстан оставил себе пространство для маневра, допустив, что первой казахстанской нефтью для трубопровода Баку--Джейхан станет нефть, добытая с месторождения Кашаган, но только если в 2008 году (выход на коммерческую добычу на Кашагане) будут полностью загружены мощности Каспийского трубопроводного консорциума (КТК).
«Акционеры проекта Кашаган являются также акционерами КТК. Однако если к 2007–2008 годам КТК будет полностью загружен, мы сможем дать нефть из Кашагана под Баку--Джейхан», — подчеркнул Ляззат Киинов.
По его словам, Казахстан заинтересован в новых маршрутах транспортировки нефти, поскольку страна планирует достичь уровня добычи в 130–140 млн т в год, а существующие варианты позволяют обеспечить транспортировку только 70–80 млн т нефти в год.
Таким образом, Казахстан собирается превратить экономические потери в геополитические плюсы — максимально диверсифицируя свои потоки нефти и переключая их с российского на «американский» маршрут. Этой же цели будет служить экспорт казахской нефти в восточные районы Китая.