Размер шрифта
А
А
А
Новости
Размер шрифта
А
А
А
Стало известно, сколько IT-компаний в России уже получили льготы 15:14
Подростки бросили угнанную машину и убежали от гаишников 15:12
Генпрокуратура поручила позаботиться о пострадавших от прорыва... 15:10
Некоторым жителям Новой Каховки понадобилась помощь после ЧП... 15:10
Путин назначил нового заместителя главы Минюста России 15:09
В Пермском крае нашли напиток «Мистер Сидр» с вишневым... 15:09
В Институте водных проблем РАН предупредили, что Крым может... 15:03
Умерла исполнительница хита Girl From Ipanema Аструд Жилберту 15:02
В Новокаховском округе затопило три населенных пункта из-за ЧП... 15:02
В правительстве Херсонской области показали кадры... 15:00
В Молдавии планируют усилить безопасность воздушного пространства... 14:58
Зеленский обнародовал фото с главкомом ВСУ Залужным после слухов... 14:57
В Москве обожженному пламенем горящего бензина подростку проведут... 14:56
Правозащитники предупредили о риске нарушения прав человека... 14:55
Детский фестиваль Парка Горького посетили больше 72 тысяч человек 14:52
Украина призвала к новым санкциям против РФ после разрушения... 14:51
Россияне назвали главные опасности для своих детей 14:50
В Подмосковье преподаватель спрятала тело матери, чтобы получать... 14:49
Суд в Рязанской области вынес решение по делу экс-главы ГУ... 14:49
Шварценеггер ответил на обвинения в домогательствах... 14:48
Gazeta.ru на рабочем столе
для быстрого доступа
Установить
Не сейчас

Снежинки на лице вредителя

В ЦДХ открылась фотовыставка «Красный квадрат» – о том, в какой именно момент большинство людей понимает, что за ними уже пришли.

Во-первых, название выставки к произведению Малевича никакого отношения не имеет. Что оно обозначает, можно только догадываться. Ну, например, что-то вроде Бермудского треугольника, только в красных тонах и в более статичной, четырехугольной, надежно (или безнадежно, что то же самое) обнесенной забором форме – в такое место, по мнению устроителей, попала наша страна в 30-х годах ХХ столетия. О том, как это было, рассказано черно-белым языком фотографии.

Во-вторых, выставка вообще черно-белая. В том смысле, что стенды покрашены в два цвета: на белых стеночках висят официально-бодрые карточки с физкультурными парадами, праздничной иллюминацией, жизнерадостной культурой и таким же отдыхом в парке Горького, на черных – снимки судебных процессов, колоний, черные «воронки» и т. д. Идея не бог весть какая оригинальная, но по сути правильная, к тому же фотографии ее поддерживают: с одной стороны представлены неоднократно виденные снимки Анатолия Егорова, Эммануила Евзерихина и прочих летописцев официальной версии самочувствия страны; альтернативой им выступают мало кем виденные фотографии из Государственного архива кинофотодокументов, что находится в городе Красногорске.

И в той и в другой категории есть прекрасные снимки; и в «белых», и в «черных» картинках невероятно интересно вглядываться в лица. В злорадные ухмылки зрителей на процессе меньшевиков, в интеллигентное лицо молодой адвокатши по делу правых эсеров.

Интересно рассмотреть физиономии конвоиров, ведущих под руки бабушку-вредителя, и лоснящийся чубчик, вылезающий из-под фуражки некоего молодца с пистолетом за поясом.

Организаторами выставки, казалось бы, уместной лет пятнадцать назад, в перестроечную эпоху шумной исторической ревизии, являются общество «Открытая Россия» и фотогалерея «Русское поле». В деятельность «Открытой России» данная экспозиция вписывается довольно логично, взять хотя бы календарь на 2004 год под названием «Вспоминая будущее», изданный ранее этой организацией. В календарике приведены события 1930-х годов, случившиеся в тот или иной месяц: аресты, суды, приговоры. В небольшом тексте каталога «Красного квадрата» выражено, зачем, собственно, все это проделано: «Все самое существенное и непоправимое происходит незаметно. И когда большинство понимает, что же произошло, как правило, бывает уже поздно что-либо исправлять». Так что выставка не совсем про 30-е годы.

Кстати, намечается дурная тенденция: утрамбовываются штампы в общественной исторической памяти. Спроси любого, ответит: репрессии – это 1937-й. О том, что были не менее кровавые 1920-е и 1940-е – в начале 1950-х, не то чтоб забывают, а скорее обычно опускают для простоты. Выставку организаторы посвящают 30-м годам, а фотографии, как носители документального бремени, не дают соврать: ведь правые эсеры и вредители, и процесс Дыбенко – это 20-е. Историю без деталей нам уже давали. Вспоминать — так уж подробно. Со всеми красивыми снежинками, что падали на лицо той бабушки-вредителя.

«Красный квадрат». ЦДХ, холл, до 4 апреля.