Газета.Ru в Telegram
Новые комментарии +

Сорок лет антисоветчины

Сегодня 40 лет любимовской Таганке, чье название стало ключевым словом 60–70-х. Как красавец, женатый на Целиковской, любимец властей, сделал этот театр, до сих пор не понимает никто.

То время определяют четыре главных театральных имени: Ефремов, Товстоногов, Эфрос, Любимов. Это они сделали рывок и буквально за волосы вытащили отечественный театр из того вязкого болота, где он находился в 40–50-х: из унылого и бессмысленного «омхачивания». Но первые трое пытались очистить, вернуть живое дыхание великой мхатовской традиции (примерно тогда же то же самое делали верные ленинцы). А Любимов будто вовсе решил отказаться от нее. Вы можете себе представить, как в 1963 году среди спектаклей, полных скучного жизнеподобия, выглядела постановка третьекурсников Щукинского училища «Добрый человек из Сезуана»? Веселые оборванцы, насмешливо разговаривающие прямо с залом, ряд сидящих актеров, которые хлопали по коленкам, и почему-то всем становилось понятно, что это работающая фабрика, черные очки и котелок, которые надевала актриса, и это означало, что она превратилась из робкой женщины в ее жесткого брата? Для зрителя, не привыкшего к условности на сцене, это был просто шок.

Говорят, когда в 1964-м Любимов вывешивал в отданном ему театре портреты кумиров, поначалу их было только трое: Брехт, Вахтангов и Мейерхольд. Станиславский появился позже, по требованию райкома партии.

Когда мы говорим о «великих», изменивших театральную атмосферу 60-х, мы в каждом случае имеем в виду разное. Например, Ефремов – это прежде всего «Современник»: созданный им театр был важнее его режиссуры. Эфрос — это только его спектакли, где бы они ни были поставлены. А Любимов и Таганка существовали в восприятии обновленного советского театрала только вместе. И 40 лет любимовской Таганке – это 40 лет таганскому Любимову.

До сих пор ведь никто не может объяснить, откуда взялся этот режиссер, приступивший к созданию нового театра с первого своего спектакля безо всякой раскачки и ученичества.

Вы только представьте себе этого красавчика из Театра имени Вахтангова — театра, залюбленного властями до полусмерти, знаменитого своими красавицами-актрисами, которые парадом выходили в ролях рабынь из «Принцессы Турандот».

В этом придворном театре лучшей ролью Любимова навсегда остался Олег Кошевой из «Молодой гвардии» 1948 года – по-мальчишески пылкий и несгибаемый. Все прочие его удачи так или иначе повторяли Кошевого или вовсе растворялись в пустых веселеньких спектаклях, ставящихся под знаменем вахтанговской «праздничной театральности». Всего за четыре года до создания своей Таганки Любимов дебютировал здесь как режиссер веселым пустяком — комедией Александра Галича (тоже будущего ниспровергателя) «Много ли человеку надо?!». Впрочем, этот дебют так и остался незамеченным. Но выглядел Любимов удачником: красавец, женат на Целиковской, дерзкий и любимый всеми. Он не был крупным актером, но в театре играл много, да и в кино снимался немало, расклад экранных ролей был тот же: иногда тяжеловесный реализм типа какого-нибудь «Композитора Глинки», но чаще всего развеселая залипуха вроде «Кубанских казаков». А потом Люмимов пошел преподавать в Щукинское училище и – раз! – вдруг поставил «Доброго человека».

В 1964-м, в год смещения Хрущева, родился театр на Таганке. Уйдя от вахтанговцев героем-любовником и не очень удачливым постановщиком-дилетантом, Любимов пришел в новый театр вместе со своими учениками-щукинцами совершенно сложившимся режиссером жесткого и обнаженного стиля нового времени. Обычный выпускной спектакль Щукинского училища создал целое направление в искусстве. В то время как вахтанговский театр еще доигрывал комедии про развеселых колхозников, открывшаяся Таганка будто взяла на себя новые возможности наследников Вахтангова: поэзию и романтику, иронию, сарказм и пафос сурового стиля.

Странно как-то писать о Любимове как об историческом персонаже, как о Станиславском, к примеру. Он единственный из великих своего времени еще жив и продолжает ставить спектакли. Но как не ошибиться тем, кто, как я, застал таганский стиль на излете? Конечно, я слышала, как много значила в 60–70-х любимовская дерзость, которую он отдал своему театру, свойскость его героев и грубоватое, но пронзительное звучание его многоголосых поэтических композиций. И хриплый рык Высоцкого-Хлопуши, и его Гамлет с гитарой и в свитере. Так было, но в начале восьмидесятых, когда умер Высоцкий и, завороженное рассказами родителей, на Таганку стало ходить мое поколение, все уже стало по-другому.

В репертуаре оставалась практически вся любимовская классика, ее можно было увидеть, но понять, чем она была десять-пятнадцать лет назад, не удавалось. Это была как бы действующая модель старой Таганки: было понятно, как она устроена, шел дым, крутились колеса, только везти людей она не могла.

Я помню, что тогда смотрела подряд весь легендарный репертуар. Фирменные любимовские спектакли-массовки вроде «Десяти дней, которые потрясли мир», «Послушайте!» или «Товарищ, верь…» выглядели устаревшими и лобовыми, как агитбригады. Былые трифоновские шедевры «Обмен» и «Дом на набережной» тоже не били так наотмашь, как тогда. Мы уже к тому времени много читали, много знали, много понимали про страну, в которой живем, и то, что когда-то представлялось смелостью, выглядело почти что фигой в кармане. Да и главный валютный спектакль Таганки «Мастер и Маргарита» казался поверхностным и разочаровывал. Любимов ведь никогда не был режиссером-мыслителем. Он был природно одарен, талант у него сидел, как говорится, в спинном мозгу, и дольше всего жили те его спектакли, которые были построены не на парадоксах и резких монтажных сопоставлениях (эти-то как раз скоро устаревали), а на живом чувстве. Например, пронзительные и скупо-сентиментальные «А зори здесь тихие». Или неожиданно страшная, жесткая «Мать».

Чтобы оценить былую ценность этих постановок, приходилось очень многое достраивать в уме. Они не жили без контекста.

Когда перестали говорить об эстетической новизне любимовской Таганки, стали ворчать, что это театр разрешенного свободомыслия, обсуждали, что именно с помощью Таганки властям удобно выпускать пар у недовольной интеллигенции, а также демонстрировать Западу существование оппозиции. Обсуждали, что у дерзкого Любимова, конечно, есть какая-то поддержка на самом верху, иначе почему, когда цензурой закрывали и калечили спектакли других, когда ломали Эфроса, Фоменко, Захарова, куда большему фрондеру Любимову почти всегда удавалось свои постановки спасти. Власть позволяла Любимову быть хулиганом и с удовольствием выслушивала о себе колкости. В зале сидела номенклатура и комиссионка.

В этот момент Любимов уехал. То есть, если быть точным, он не уехал, а был лишен гражданства за какие-то резкие интервью, данные во время работы за рубежом. Но он исчез с московской сцены так же резко, как и появился. И, наверное, был прав.

Теперь Любимов снова в Москве. Он снова много работает, хотя в его театре почти не осталось прежних артистов, и даже великий Давид Боровский — художник, создавший с ним Таганку, ушел. В театре много молодежи – новые ученики Любимова, и они, как и прежние, сорок лет назад, веселой кучей вываливаются на сцену в премьерах. Я не могу сказать, что это новый Любимов, поскольку его новые спектакли сохраняют приметы старых. Но сказать, что 87-летний режиссер остался прежним, тоже нельзя. Но, конечно, его энергия и уникальная способность в таком возрасте делать спектакли восхищает, как поражает способность в такие годы зачинать детей.

Сегодня Таганка покажет спектакль по обэриутам «Идите и остановите прогресс».

Новости и материалы
В США заявили, что Россия может освободить существенные территории в зоне СВО
В США обвинили Россию и Китай в разрабатывании противокосмических вооружений
Исследователи выяснили, почему людей раздражают звуки жевания и дыхания
Полиция разыскивала киевлянина с автоматом
Участники протестной акции пострадали в Тбилиси
Участники митинга в центре Тбилиси порвали российский флаг
SpaceX начала бронировать места для полетов космических туристов
США уверены, что ВС РФ применяли на Украине хлорпикрин
Стало известно, где российские подростки будут подрабатывать на каникулах
Медведчук назвал организаторов трагедии в Одессе 2 мая 2014 года
Глава МИД Израиля назвал президента Колумбии антисемитом
Ученые раскрыли тайну происхождения полыньи размером с Чехию в Антарктиде
В МИД России назвали создание виртуального консультанта МИД Украины позором
В Орловской области повреждена энергетическая инфраструктура
Мощный пожар с детонациями начался на складах «Новой почты» в Одессе
Один из поджигателей синагоги в Варшаве оказался подростком
Украинский дрон повредил линии электропередачи в поселке Поныри Курской области
Протестующие в Тбилиси пытались проникнуть в здание парламента 
Все новости