Газета.Ru в Telegram
Новые комментарии +

Банкиры заговорили рынок

,
Во вторник члены АРБ специально собрались, чтобы оповестить общественность: банковского кризиса в России не было, нет и не будет. Попытки заговорить рынок глава АРБ Гарегин Тосунян неоднократно предпринимал и раньше. Беда в том, что ему мало кто верит.

С тех пор как наметился и начал развиваться банковский кризис, президент Ассоциации российских банков (АРБ) Гарегин Тосунян не устает повторять, что в секторе все нормально. Из-за этого иногда даже складывается ощущение, что Тосунян представляет не интересы банкиров, у которых возникли проблемы, в том числе из-за неумелых действий ЦБ, а денежные власти.

Во вторник Тосунян не только сам вышел рассказать о том, как все чудесно, но и привел с собой трех банкиров, которые должны были подтвердить его слова об окончательном и бесповоротном отсутствии кризиса. В роли ассистентов факира согласились выступить председатель правления банка «Зенит» Алексей Соколов, первый вице-президент БИН-банка Сергей Марьин и вице-президент Банка Москвы Дмитрий Акулинин.

Смысл выступлений банкиров сводился к тому, что кризиса не было, а если какие проблемы и были, то теперь они позади, и последствий иметь не будут.

Выяснилось также, что это не банки и власти создали проблемы для населения и юридических лиц, а вовсе даже наоборот: несознательные граждане едва не лишили банковскую систему страны стабильности, начав вынимать из частных кредитных организаций деньги. Теперь же благодаря распространению правил системы страхования вкладов на все коммерческие банки удалось успокоить взволнованных вкладчиков – клиентов кредитных учреждений, считает Тосунян. «Oсталось восстановить ситуацию на рынке межбанковских кредитов», — бодро заявил глава АРБ, и все проблемы позади.

Председатель правления банка «Зенит» Алексей Соколов пошел еще дальше: по его мнению, никакого кризиса на межбанке вообще не было, просто у некоторых кредитных организаций «ухудшились параметры», что вызвало настороженность в банковском секторе.

«Hикакого кризиса нет. Была совершенно нормальная ситуация — банки анализировали своих контрагентов», — заявил Соколов.

Банкиры утверждают также, что серьезного влияния на экономику страны паника, возникшая в связи с отзывом лицензий у ряда российских банков и отсутствием денег на выплаты вкладчикам у других, не оказала. Более того, якобы не пострадало и население. «Про отток вкладчиков тоже говорить сложно, так как одновременно с их оттоком шел и приток», — сказал Акулинин, который почему-то не стал акцентировать внимание на том, что из коммерческих банков клиенты переметнулись в государственные, хот сам и представляет один из банков, пострадавших от паники.

Глава же АРБ особо упирал на то, что проблемы в банковском секторе не затронули другие секторы в экономике, например рынок недвижимости. «Ситуация могла бы повлиять, если бы затянулась и не успокоилась. Затягивание ситуации привело бы к тому, что банки сворачивали бы свой кредитный портфель и, пытаясь обеспечить ликвидность, реализовывали уже вложенные активы», — не очень внятно объяснил Тосунян.

Беда в том, что оптимизм вступавших вовсе не разделяют ни аналитики рынка, ни клиенты банков.

Ряд финансовых экспертов отмечают, что нервозность на рынке сохраняется и без последствий этот кризис не пройдет.

Так, за последние несколько недель на рынке облигаций наблюдалась полная стагнация. Те компании, которые планировали выйти на рынок с новыми займами и облигациями, не смогли это сделать, сообщил «Газете.Ru» аналитик инвестиционной компании «Атон» Алексей Языков.

«Фондовый рынок — это рынок капитала, поэтому если какие-то негативные тенденции намечаются на рынке капитала, это означает негативные последствия для компаний. Они либо ограничивают себя в выборе возможных инструментов для привлечения капитала, либо просто сокращают планы развития, капитальных затрат и вложений в развитие бизнеса, — уверен Языков. — Это означает снижение темпов роста как самих компаний, так и экономики страны в целом». Особенно сильно проблемы банковского сектора сказываются на предприятиях малого и среднего бизнеса, уверен эксперт, так как у больших компаний гораздо больше возможностей для привлечения капитала, в том числе из-за рубежа.

Другой банковский аналитик, пожелавший остаться неназванным, заявил «Газете.Ru», что банковский кризис окажет влияние на многие секторы экономики, в частности, потому, что в ближайшее время неизбежен рост ставок по кредитам для юридических лиц.

В одном из банков средней руки «Газете.Ru» уже заявили, что многие банки приостановили выдачу кредитов юридическим лицам на неопределенный срок.

Эксперты даже не берутся прогнозировать, когда нормализуется рынок межбанковских кредитов. «Внешняя фаза банковского кризиса затихла, но кризис доверия сохраняется. Если раньше можно было взять кредит на МБК под большие проценты, то сейчас и под них нельзя взять», — утверждает собеседник «Газеты.Ru».

«Произойдет какое-то перераспределение рынка: частные банки, из которых деньги ушли, станут меньше кредитовать. Зато активнее начнут работать государственные банки и «дочки» иностранных банков», — дополнил картину аналитик по банкам инвестиционной компании «Тройки-диалог» Сергей Донской.

И тут мнения аналитиков и Гарегина Тосуняна не совпадают. Глава АРБ не считает, что сделка по покупке Внешторгбанком Гута-банкa не является «предвестником передела рынка» в пользу государства. «Нет далеко идущих планов у государства в этом направлении. В программных документах правительства зафиксировано, наоборот, разгосударствление банковской системы. Никто этого не отменял», — утверждает Тосунян.

В банковском сообществе заявление Тосуняна расценивают в лучшем случае как попытку утешения. Эксперты уверены: любые слухи о том, что у какого-то банка есть проблемы, будут достаточным основанием, чтобы ему закрыли лимиты по кредитованию, а все вкладчики побежали забирать из него деньги. Это не относится только к государственным, иностранным банкам и некоторым крупным банкам, за которыми стоят крупные финансово-промышленные группы или компании, считают на рынке.

«История с «Гутой» — яркий пример того, как снизить стоимость активов и забирать банк за копейки. Наверняка стоимость Гута-банка в разы превышала цену, за которую его купит Внешторгбанк. Фактически любой банк можно «отобрать» у владельцев.

Неудивительно, нервозность все равно очень большая как среди банкиров, так и среди клиентов», — с сожалением констатировал банковский аналитик, пожелавший остаться неназванным.

Новости и материалы
Госдеп США одобрил продажу Украине трех систем HIMARS
Сбежавший в Белоруссию польский судья вместо секретного документа выложил фото Туска
Назван форвард, против которого сложнее всего играть в КХЛ
Власти Белгородской области заявили об обстреле села в Ракитянском районе
Защитник «Динамо» рассказал о самом необычном подарке от болельщиков
В США рассказали, что потребуется для спасения ВСУ
Ученые нашли способ заставить растения превращать углекислый газ в удобрения
В Госдуме заявили о кадровом голоде в России
В США рассказали о сигнале, который Путин послал Западу
На Украине заявили, что боевики «Азова*»* грабили банковские автомобили
Ученые научились добывать биотопливо из хлебного дерева
Головин рассказал о своем состоянии после травмы
В Польше высказались об отправке украинцев призывного возраста на родину силой
ЮАР обратилась в Международный суд из-за действий Израиля в Рафахе
Швеция обыграла США на чемпионате мира без России
Постпред Израиля измельчил Устав ООН в шредере
Власти Палестины заявили, что государство продолжит стремиться к полному членству в ООН
Назван лучший нападающий РПЛ
Все новости