Стать агентом ФБР не хочет только последний олух. Остальные рвутся на части, лишь бы влиться в ряды охотников за маньяками. Работа сулит восхитительные перспективы. Нужно ходить по вонючим хибарам, увешанным окровавленными девичьими фото, лазить по склизлым подвалам, копошиться в трупах и после немыслимых интеллектуальных усилий, как подарок на день рожденья, получить шанс схлестнуться со здоровяком в дамском белье или обтягивающем резиновом комбинезоне и маске. Признайтесь себе, ведь захватывает дух, когда спускаешься с напарником в сырое подземелье, живописно оформленное битым кафелем и ржавыми трубами, и вдыхаешь запах смерти.
Она ждет за каждым темным закоулком и готова в любую секунду наброситься на тебя с огромным тесаком.
Из первых пяти минут триллера «Охотники за разумом» (Mindhunters) выясняется, что ко всем перечисленным прелестям агентов готовят во время учений, максимально приближенным к маниакальной реальности, разработанной Голливудом за последние 10-15 лет во всех возможных подробностях. Руководит обучением любитель кошмарных инсталляций, ведущий эксперт ФБР по душегубам в исполнении Вэла Килмера. Поклонникам артиста воодушевляться не рекомендуется. Килмер не пробудет на экране и десяти минут. Его лучшего ученика играет Кристиан Слейтер. Но и от этого проку будет мало. Учеба угробит его первым. Действовать же останутся те, кому обычно место среди статистов.
Восемь студентов «маниакального» курса (включая пока и Слейтера) отправляются на последнюю тренировку на таинственный остров, где устроен полигон с парком убойных аттракционов. Их задача за пару-тройку дней раскрыть учебное преступление. Обнаружив в каком-то баре окровавленный манекен, словно марионетка подвешенный на крючках к потолку, в точности как полицейский из приснопамятных «Ягнят» или, если угодно, доктор из «Багровых рек», будущие фэбээровцы с удовлетворением отметили, что учитель своим вкусам не изменил. Внимание привлекает детский магнитофончик на полке, исполняющий дурной напев. Выключив его Слейтер приводит в действие ловушку. Откуда ни возьмись падает баллон с азотом и замораживает звезду к чертовой бабушке. Коллеги в шоке. Игрушки кончились.
Следующему студенту отрежут голову, выкачают кровь и распишут ею стены, другому воткнут в горло стальные прутья, третьему вышибут мозги и так далее. На острове никого нет и начинается рутинный поиск среди своих.
Тем временем число негритят сокращается и круг подозреваемых становится все меньше.
Всем хорошо известно, чем агент ФБР отличается, скажем, от бравого парня в краповом берете. Агент – умен, причем исключительно. Об уникальном интеллекте «охотников» вам будут напоминать каждые пять минут, после появления очередного трупа. Ради этого самого интеллекта вы и сидите в темном зале, любуясь на расчлененные тела. Однако тупое упорством, с каким следователи лезут в ловушки, заставляет усомниться в их дарованиях. Но и с маньяком, на которого шла другая половина публики и который, как всегда, по легенде сущий гений, не лучше. И когда вам объявят победителя викторины и явят лик демона, вас ждет: а) разочарование и б) сильнейший приступ недоверия. Чушь это все. Так все успеть и подстроить было решительно невозможно. И пусть указанный нам кандидат бьет себя в грудь, хвалится своими достижениям, пытается в лучшем свете представить свои коварные планы, нет ему никакой веры. Это не он минировал лодку, не он подпиливал трубы, не он подмешивал какую-то дрянь в кофе, да и потрошил всех тоже другой человек. Настоящий злодей тоже был на острове, но нам ни разу его не показали и не покажут, но имя его стоит в титрах первым.
Это финский самородок в голливудской сокровищнице Лаури Харьола, или по-американски Ронни Харлин. Лаури приехал в Америку делать трэш. Он показал себя во всей красе в «Кошмар на улице Вязов-4: Повелительница снов», поддержал репутацию в «Крепком орешке-2», в котором герой Брюса Уиллиса в какой-то момент честно признавался, что у него дежавю. Тот же эффект был и в «Скалолазе», и в «Острове головорезов», и «Долгом поцелуе на ночь», и в «Глубоком синем море». Харлин – большой мастер дежавю, построивший на этом собственный режиссерский стиль. Он верен себе и в «Охотниках», в которых не только способы умерщвления, но и мотивы все откуда-то понадерганы. Кажется, только одна находка способна произвести впечатление на искушенных поклонников триллера, и демонстрирует она пагубность курения. Вот, собственно, ради того, чтобы бросить вредную привычку, «Охотников» посетить, пожалуй, стоит.