Размер шрифта
А
А
А
Новости
Размер шрифта
А
А
А
Gazeta.ru на рабочем столе
для быстрого доступа
Установить
Не сейчас

«ЛУКойл» наступает на Петербург

,
Нефтяная компания «ЛУКойл», купив 37 петербургских автозаправочных станций, принадлежавших ЗАО «Балт-трейд», стала вторым в регионе заправщиком с 79 АЗС. Уже в феврале «ЛУКойл» может стать лидером, воспользовавшись расположением городской администрации и выгодными для себя условиями аукциона на участки для новых АЗС.

Слухи о подготовке этой сделки ходили в топливных кругах Петербурга давно. По оценке Нефтяного клуба Санкт-Петербурга, теперь у «ЛУКойла» будет около 40% рынка нефтепродуктов Санкт-Петербурга.

А если «ЛУКойлу» удастся купить еще 50 участков на открытых торгах в феврале 2005 года, то давняя мечта Вагита Алекперова потеснить с места лидера местного топливного рынка — «Петербургскую топливную компанию» — может стать реальностью.

Еще в 2000 году президент «ЛУКойла» Вагит Алекперов впервые заявил об «экспансии в Петербург». Первую заправку в Петербурге компания построила в 1997 году и с тех пор планомерно наращивает их количество.

Но завоевание рынка было нелегким — он близок к насыщению, и чтобы выйти в его лидеры, «ЛУКойлу» с его 30 АЗС был необходим прорыв. Попытки купить готовую сеть АЗС — например, у холдинговой компании «Фаэтон», не увенчались успехом.

Тогда Вагит Алекперов подписал с губернатором Петербурга Валентиной Матвиенко соглашение о стратегическом сотрудничестве и обещал только в 2005 году выплатить в бюджет города 4,5 млрд рублей. В ответ Смольный обещал компании 60 участков под АЗС — но это вызвало столь бурный протест на топливном рынке, что протокол остался неподписанным, а участки, как и предполагалось ранее, были выставлены на открытые торги.

Административная неудача не остудила «ЛУКойл», и в четверг стало известно, что совершена сделка по приобретению 37 АЗС, принадлежавших ЗАО «Балт-трейд».
«ЛУКойл» не отказывается от плана по строительству собственных АЗС в Петербурге, — заявил Вагит Алекперов. — Но мы и ранее заявляли, что будем покупать существующие АЗС. Общая стоимость заправок ЗАО «Балт-трейда» составила более чем $22 млн».

Возражая президенту Алекперову, президент Нефтяного клуба Санкт-Петербурга Олег Ашихмин оценил сделку по-другому:

«Рыночная стоимость АЗС ЗАО «Балт-трейд» колеблется от $800 тыс. до $1,2 млн. А крупнейшая в Ленинградской области автозаправка «Балт-трейда» на развилке возле поселка Репино может и вовсе потянуть на $1,6 млн. Таким образом, общую сумму сделки можно оценить примерно в $40 млн».

Олег Ашихмин считает саму по себе сделку вполне рыночной: «Однако учитывая, что «ЛУКойл» получит около 40% топливного рынка Петербурга, сделка должна быть внимательно оценена местным управлением Федеральной антимонопольной службы».

Покупка сети «Балт-трейда» дает «ЛУКойлу» хороший шанс на петербургском рынке. Если учесть, что в январе будущего года Фонд имущества Петербурга планирует выставить на торги около 50 участков под строительство АЗС (те самые, обещанные «ЛУКойлу» Валентиной Матвиенко), нефтяники Алекперова могут довести число своих заправок до ста и даже более.

Как сообщили «Газете.Ru» в петербургском фонде имущества, участки, скорее всего, будут продаваться единым лотом, что делает «ЛУКойл», располагающий огромными финансовыми ресурсами, фаворитом торгов.

Заинтересованность в этих участках уже проявили компании «Шелл», «Фаэтон» «Несте». Начальная стоимость каждого участка, по предварительным подсчетам, составит $500–600 тыс.

Эдгарс Залитис, генеральный директор ООО «Шелл АЗС», обещал участвовать в конкурсе, если его условия будут приемлемы: «Если участки будут находиться в интересующем нас месте, мы готовы заплатить за них больше их реальной стоимости».

Председатель правления ООО «Холдинговая компания «Фаэтон» Сергей Снопок заявил: «В конкурсе мы участвовать будем. И, скорее всего, купим весь пакет участков».

«Несте-Санкт-Петербург» также намерена участвовать в торгах по участкам под строительство АЗС, но со значительными оговорками. «Нам нужны новые участки для развития собственной сети. Однако целый пакет покупать нелогично, нас интересуют конкретные адреса участков. Если пакет будет разбит, мы будем участвовать в торгах», — заявил технический директор компании Вячеслав Савельев.

Пресс-секретарь фонда имущества Алина Куберская заявила: «Сейчас в фонде находятся документы по 15 участкам под строительство АЗС, документы еще по 40 участкам готовятся управлением инвестиций Комитета по строительству». Она же сообщила, что вопрос, будут ли все подготовленные участки выставляться на торги единым лотом, конечно же, окончательно решит в январе управление инвестиций мэрии, но в Смольном рассматривается пока только такой вариант.

Дата открытых торгов по участкам под АЗС будет объявлена в конце января 2005 года.

Купив действующую сеть ЗАО «Балт-трейд», большинство АЗС которой расположены в наиболее транспортно насыщенных местах города, «ЛУКойл» сделал весомую заявку на то, чтобы потеснить с места лидера петербургского рынка «главного топливного партнера» экс-губернатора Владимира Яковлева — ЗАО «Петербургская топливная компания» (ПТК), которая располагает 127 заправками в Петербурге и Ленобласти.

В ПТК усиление «ЛУКойла» восприняли спокойно. «Мы готовы к этой ситуации, поскольку давно ее ожидали, — заявил первый заместитель генерального директора ПТК Леонид Чурилов. — У нас пока намного больше заправок, чем у «ЛУКойла», даже с учетом тех, которые он купил вчера».