Газета.Ru в Telegram
Новые комментарии +

За какой холерой туда ехать

,
Туристы, не успевшие уехать в пострадавшие от землетрясения и цунами страны, могут пополнить список пострадавших от последствий катастрофы. Каждый из них встал перед выбором: либо потерять около $2 тыс., выплаченных за поездку, либо уехать туда и умереть от одной из начинающихся эпидемий. Люди предпочитают ехать.

В среду руководитель Федерального агентства по туризму Владимир Стржалковский рассказал о ситуации вокруг пребывания российских туристов в странах Юго-Восточной Азии, пострадавших от землетрясения и вызванных им волн цунами. По приведенным чиновником официальным данным, в регионе оказались около 1700 граждан России, в том числе 800 на острове Пхукет (Таиланд). Установлено, что 550 из них живы и не пострадали. О судьбе остальных пока ничего не известно. Однако в агентстве надеются, что многие просто не сообщали о себе в посольство или оказались без связи, а то и вовсе покинули регион самостоятельно.

Список пострадавших дополняют те, кто еще не успел вылететь в Таиланд, Шри-Ланку или на Мальдивы до начала стихийного бедствия. Не менее половины из них попытались аннулировать путевки, но наткнулись на категорический отказ турфирм вернуть деньги.

Техника отказа во всех случаях примерно такова. Как рассказали «Газете.Ru» в фирмах «Мальдивия», «Кайлаш» и «Сигма», клиентам предлагают на выбор либо более позднюю дату вылета, либо более безопасное сейчас место отдыха. А если клиент отказывается, он теряет деньги. Возникшие непредвиденные обстоятельства, из-за которых срываются поездки, в турфирмах считают форсмажорными. Что, по их мнению, полностью освобождает их от взятых на себя обязательств, прежде всего финансовых, перед клиентами. Впрочем, как уточнили «Газете.Ru» в компании «Кайлаш», в некоторых случаях есть шанс получить обратно деньги хотя бы за авиабилеты. Но такая возможность существует только у тех, кто догадался застраховаться от невылета. А таких, констатировали в компании, единицы.

Жесткая позиция большинства турфирм объясняется, по словам их представителей, отсутствием правовой защиты самих компаний. Как подчеркнули в туристической компании «Мальдивия», работающей на направлениях Мальдив и Шри-Ланки, «в нашей стране не существует страхования от коммерческих рисков, поэтому все, что мы платим, идет из нашего кармана». А суммы набегают приличные.

Специфика новогодних и рождественских туров такова, что их продажа осуществляется на основе стопроцентной предоплаты. Средняя стоимость путевки на одного человека в регион Юго-Восточной Азии – около $2 тыс. И встав перед выбором, чем рискнуть — жизнью или деньгами, российские туристы соглашаются ехать.

Пользуясь этим, туристические компании продолжают отправлять их в регион, где по всем прогнозам ВОЗ и ООН вот-вот начнутся эпидемии, по сравнению с которыми померкнет даже вызвавший их катаклизм. Правда, турфирмы предпочитают оценивать ситуацию по-другому.

Так, в компании «Мальдивия» считают, что для отказа от поездки на Мальдивы сейчас «просто нет оснований» и туристов туда «мы как отправляли, так и отправляем».

Правда, ближайший рейс на Шри-Ланку (29 декабря) все же отменили, поскольку «там всюду голод и трупы погибших, а кроме того, мы не уверены, что отели смогут принять наших туристов».

Но уже 4 января, как заверили «Газету.Ru» в этой компании, вылет группы туристов в Шри-Ланку состоится. И это несмотря на официальные заявления посла Шри-Ланки в России о том, что «ситуация не позволяет советовать ехать в эту страну».

Не все российские туристические компании приносят морально-этические нормы в жертву получению прибыли. Как рассказал «Газете.Ru» директор по развитию компании «Натали Турс» Владимир Воробьев, там сразу же прекратили все операции на направлении Пхукет (Таиланд). Тем, кто приобрел путевки туда раньше, компания также предлагает замену направления или сроков выезда на более безопасные. Но если туристов уговорить не удается, «Натали Турс» возвращает деньги за вычетом визового сбора. Как особо подчеркнул Владимир Воробьев, «форсмажорные обстоятельства не являются препятствием для возврата денег», а потому фирма идет на финансовые потери и возвращает деньги клиентам из своих средств. Единственным исключением являются уже упоминавшиеся случаи, когда клиенты компании страховались от невылета. Тогда, по словам Владимира Воробьева, выплату производит не «Натали Турс», а страховые компании. Но опять же в полном объеме, а не только за авиабилеты.

Аналогичным образом проблема решается и в компании TEZ Tour. Здесь заявки на компенсацию за несостоявшиеся туры в Таиланд будут приниматься в течение десяти рабочих дней после окончания новогодних каникул. Затем, по словам пиар-директора компании Софьи Соболевой, либо все деньги будут возвращены «в разумные сроки, либо будут предложены какие-то альтернативные варианты».

Нет единства и в позициях авиакомпаний.

Лишь некоторые из них («Трансаэро», «Сибирь», «Красноярские авиалинии») приняли решение заявить о приостановке полетов на остров Пхукет (Таиланд), вернув клиентам полную стоимость турпакетов. Кроме того, авиакомпания «Сибирь» приостановила отправку туристов чартерными рейсами на Мальдивские острова и обратилась «к своим партнерам с предложением внести изменения в зимнюю программу чартерных рейсов из Новосибирска». Авиакомпания «Аэрофлот» официально заявила о готовности возвращать в полном объеме стоимость билетов на рейсы компании между Москвой и Бангкоком в случаях отказа пассажиров от поездки. При этом штраф вне зависимости от тарифа взиматься не будет.

Сложилась парадоксальная ситуация: в одних и тех же обстоятельствах одни туристы получают свои деньги обратно, а другие – нет.

Как разъяснила «Газете.Ru» юрист юридического агентства «Персона Грата» Татьяна Фирсова, это следствие сохраняющейся неопределенности. С одной стороны, российский президент, Федеральное агентство по туризму и МИД России делают заявления, в которых рекомендуют россиянам «воздержаться от поездок» в опасный регион Юго-Восточной Азии. С другой, по словам юриста, ни одна из пострадавших стран официально не объявляла режим чрезвычайного положения. В связи с этим, утверждает она, контракты туроператоров с принимающими странами остаются в силе, а значит, операторы имеют полное право отправлять туда туристов. Конечно, подчеркивает Татьяна Фирсова, в ряде мест, скажем, в Пхукете, отели просто-напросто смыло. Но туда никто туристов и не отправляет: вместо этого их заворачивают, скажем, в Паттайю. Там, дескать, безопасно.

Насколько формальное право турфирм вместо возврата денег клиентам посылать их в район стихийного бедствия соответствует праву моральному, Татьяна Фирсова ответить не взялась. Также юрист не дала однозначного ответа на вопрос, может или нет форсмажор стать основанием для отказа турфирмы в возврате денег. Как подчеркнула Татьяна Фирсова, стороны освобождаются от обязательств в случае наступления обстоятельств непреодолимой силы. А в случае, когда они не могли предусмотреть заранее этих обстоятельств, условия договора меняются полностью. Так что вопрос, кто в данном случае должен нести убытки – сам клиент или турфирма, в каждом конкретном случае может решить только суд.

Не помогут отказавшимся от поездок в опасные районы туристам и страховые компании. Они будут заниматься лишь страховыми случаями, уже произошедшими с российскими гражданами в зоне стихийного бедствия.

Например, компания «Ренессанс Страхование» подтвердила, что всем пострадавшим от цунами в Юго-Восточной Азии будет оказана экстренная медицинская помощь. Кроме того, как рассказали «Газете.Ru» в пресс-службе страховой компании «Ингосстрах», где были застрахованы погибшие Оксана Липунцова и ее сын Артем, страховщики оплатят репатриацию тел погибших на родину, что обойдется компании в $7-10 тыс.

Как заявил «Газете.Ru» председатель комитета Госдумы по экономической политике, бизнесу и туризму Валерий Драганов, в целом российский турист не защищен «от произвола и маленьких хитростей туристических компаний». По его словам, главная проблема сейчас в том, что у нас отсутствуют четко прописанные правила действия форсмажорных обстоятельств, чем ловко пользуются некоторые туристические фирмы. Причем, как подчеркнул депутат, как правило, «это некрупные компании, не обладающие безупречной репутацией и ведущие непрозрачную финансовую деятельность». Поэтому, расплатившись с клиентом, они в принципе «не могут отбить у страховых компаний свои деньги, а потому и пытаются выйти из положения, свалив все тяготы на потребителя».

Как заверил «Газету.Ru» Валерий Драганов, его комитет спешно начал подготовку законопроекта, целью которого является четкое определение условий, порядка и последствий расторжения договоров с обеих сторон по поводу возникновения непредвиденных обстоятельств, а также возможности страхования на случай непредвиденных обстоятельств. Как надеется глава думского комитета, эти поправки к законам будут приняты палатой уже через месяц-другой. До этого с такой оперативностью Дума принимала лишь законопроект по терроризму.

Новости и материалы
Поиск запчастей для оружия НАТО обернулся кошмаром для ВСУ
Сторонники главы Гагаузии вышли на пикет у суда, где рассматривают дело Гуцул
В Совете Федерации рассказали о правовом беспределе Украины
Стало известно, почему Запад поставляет Украине недостаточно помощи
В Тульской области в салоне машины нашли обездвиженных рыбаков из Подмосковья
Глава Гагаузии заявила о своей невиновности перед судом по делу о финансировании партии
Крупнейших мобильных операторов США оштрафовали за продажу геоданных людей киллерам
BMW вложит миллиарды в завод в Китае
Минсельхоз Молдавии выступил против закрытия рынка страны для защиты от импорта
Украина начала обстрел села в Белгородской области
Во Владивостоке произошла массовая драка
Экс-премьер Украины рассказал, при каких условиях страна достигнет «спокойного развития»
Samsung выпустит эксклюзивный для Китая Galaxy C55 в других странах
В зоне СВО открыли предприятие по ускоренной поставке перспективных дронов
У Volkswagen резко снизилась прибыль
Площадь пожара в Раменском возросла
47-летняя Джессика Честейн вышла в свет в топе-кольчуге с глубоким декольте
В Кишиневе рассказали о планах отмечать День Победы
Все новости