Газета.Ru в Telegram
Новые комментарии +

Мобильных абонентов в России убавилось в полтора раза

Крупнейшая сеть салонов сотовой связи «Евросеть» провела самостоятельное исследование рынка сотовой связи России, подвергнув сомнению данные операторов, своих конкурентов и независимых аналитиков (например, абонентов оказалось всего 45,7 млн, а не 74 млн). Те, в свою очередь, раскритиковали исследование «Евросети».

«Обращает на себя внимание разница между приростом абонентской базы в России и количеством проданных за это время телефонов. Однако если воспринимать абонентскую базу как количество SIM-карт, которыми иногда пользуются люди, а не живых и громко говорящих абонентов, то это несоответствие уже не так бросается в глаза», — говорится в исследовании «Евросети».

По оценкам компании, в 2004 году российские сотовые операторы продали 48 млн контрактов (SIM-карт), а сотовых телефонов — всего 30,32 млн.

Большая часть телефонов было продана в регионах (22,3 млн), 6,1 млн в Москве и 1,9 млн в Петербурге. По оценкам «Евросети», количество телефонов, купленных на замену старым, составило 11,9 млн штук, поэтому «количество обеспеченных телефонами новых абонентов в 2004 году составило 21 млн человек, что несколько расходится с данными операторов о росте их абонентской базы».

Действительно, эти цифры не совпадают с оценками аналитиков, исследующих прирост абонентских баз и продажи телефонов. Так, по данным компании AC&M-Consulting, за 2004 год сотовые компании удвоили количество своих клиентов — с 36 млн до 73,8 млн (50,9% населения). В «Евросети» подчеркивают, что считают «реальных людей-абонентов и покупающих телефоны», которых почти на 40% меньше, чем проданных SIM-карт — 45,7 млн (примерно 30% населения).

Примечательно, что данные «Евросети» практически совпадают с опросом Аналитического центра Юрия Левады («Левада-Центр»), который проводился в январе. Согласно опросу, за 2004 год число россиян, пользующихся сотовой связью, выросло с 19% до 32%. В опросе участвовало 2407 граждан России старше 16 лет.

$$$$$$

«Евросеть» смотрит с других позиций: с точки зрения обновления телефонов, — оправдывается Александр Шатиков, аналитик AC&M-Consulting. – Не существует универсальной методики учета абонентов. Мы делаем сходные исследования по количеству реальных людей-абонентов для клиентов, которые не любят, чтобы такие исследования появлялись в прессе».

Но по его мнению, даже для таких специальных исследований 45,7 млн — слишком маленькая цифра.

«При таком числе абонентов средний ежемесячный доход на одного абонента (ARPU) сотовых компаний должен быть выше, чем в Западной Европе, — около $30», — добавляет Оксана Панкратова, аналитик исследовательской компании Iks-Consulting.

По данным операторов и аналитиков рынка, ARPU в России в 2004 году составил $13-14.

В Московском регионе абонентов уже больше, чем людей — 103,7% (17,6 млн).

А в целом по России число абонентов за январь увеличилось на 4 млн до 78,46 млн, говорится в отчетах исследовательских компаний (AC&M-Consulting, J'Son&Partners). Разрыв между лидерами МТС и «Вымпелкомом» сократился до минимума — 0,6%.

Эксперты подвергают сомнению и оценку «Евросети» российского рынка телефонов. Аналитики компании оценивают «серый» рынок (телефоны поставлены не напрямую в Россию, а через западные представительства) в 2,7 млн телефонов (9%) и утверждают, что 2,6 млн б/у телефонов были переданы «новому абоненту родственниками в семье или знакомыми».

«Многие цифры в этом исследовании – чисто умозрительные заключения. Как можно подсчитать количество передаваемых б/у телефонов, ведь они могут просто лежать дома, — возмущается Эльдар Муртазин, ведущий аналитик Mobile Research Group. — Мы оценили «серый» рынок в 5-6% (около 1 млн телефонов), но он не может быть настолько больше. В прошлом году не было таких поставок в 2,7 млн, телефоны пришлось бы завозить фурами и самолетами».

Конкуренты тоже остались недовольны исследованием «Евросети». «Нам непонятна методология данного исследования, их оценка не соответствует действительности», — говорит Анна Свердлова, пресс-секретарь сети салонов связи «Связной». По ее словам, «Евросеть» существенно занизила оборот «Связного» — $370 млн (вместо $663,3 млн) и, в меньшей степени, количество салонов сети 348 (вместо 402). Выручка самой «Евросети» составила $968 млн, а количество салонов — 1174.

$$$$$$«Это наше собственное мнение, и мы готовы его отстаивать, — отбивается Татьяна Гуляева, пресс-секретарь «Евросети». — В Москве у нас большой отдел маркетинга с разветвленной сетью в регионах, мы постоянно проводим исследования. Для нас рынок ближе, чем для аналитиков, потому что мы на нем работаем».

«Исследований проводится много, зачастую они не соответствуют действительности и противоречат друг другу», — уверен Михаил Умаров, директор службы по связям с общественностью «Вымпелкома», который тоже работает на рынке и считает, что «Евросеть» его недооценила.

Новости и материалы
В Петербурге продолжаются работы после взрыва в военной академии
Пересадка органов может изменить личность человека, узнали ученые
КНДР провела испытания новой тактической баллистической ракеты
Спортдиректора «Спартака» похвалили за качественную работу
Ученые выяснили, что воспаление мозга необходимо для работы памяти
Смена министра обороны РФ стала самым обсуждаемым инфоповодом по итогам назначений Путина
Милиция Киргизии заявила о стабилизации ситуации в Бишкеке после стихийного митинга
В Новой Зеландии произошло землетрясение магнитудой 5,8
В Финляндии начали расследование крупной утечки данных
Ученые узнали, когда первые люди поселились на Кипре
Школьникам объяснили, чего нельзя делать за неделю до ЕГЭ
Гросси оценил сотрудничество России и МАГАТЭ по Запорожской АЭС
В Госдуме предложили увеличить штраф за курение в неположенных местах
В Минсельхозе рассказали о последствиях аномальных заморозков
В Бишкеке оцепили улицу, где местные жители собрались после драки с иностранцами
США не подталкивают Киев к нанесению ударов по территории РФ
Danone завершила продажу своих активов российской «Вамин Р»
У здания калининградского суда подрались участницы процесса
Все новости