Размер шрифта
А
А
А
Новости
Размер шрифта
А
А
А
ЦБ сделал прогноз по возвращению экономики РФ к докризисному... 15:26
Исландия потребовала понизить уровень посольства России... 15:25
Глава Центробанка России заявила о риске ужесточения санкций 15:25
Британские и шведские истребители перехватили российские Ил-20 и Су-27... 15:24
Посол РФ в Анкаре заявил, что условий для продления зерновой... 15:24
Mitsubishi переделала Renault Clio в хетчбэк Colt 15:23
Грузинский спикер заявил, что в Европе не требуют от Грузии... 15:22
Актриса Анна Котова рассказала о «любовных» съемках... 15:22
Назван максимальный срок, который может получить Трамп, если его... 15:22
Президент «Легиона» назвал безальтернативно лучшего футболиста сезона 15:21
Россия передала Венгрии украинских военных, участвовавших... 15:20
Норвежские сейсмологи нашли свидетельства взрыва на Каховской ГЭС 15:20
Роскомнадзор заблокировал около 206 тысяч ресурсов с начала... 15:19
Очевидец о перестрелке в Махачкале: «Там была кровь и лежал... 15:18
Голливудский актер Брайан Крэнстон объявил о намерении завершить... 15:17
В Центробанке оценили вероятность увеличения ключевой ставки... 15:16
Леди Гага опубликовала фотографию без макияжа и фильтров 15:15
В Брянской области задержали сбежавшего военнослужащего 15:14
Несколько мужчин накинулись с кулаками на пассажира трамвая 15:14
СМИ узнали о состоянии мужчины, которого толкнул друг блогера... 15:13
Gazeta.ru на рабочем столе
для быстрого доступа
Установить
Не сейчас

Природа непристойности

Вход на выставку «Комнаты Мэпплторпа» ограничен совершеннолетием – слишком велик соблазн признать творения мастера просто гейским порно.

Сам собой, без всякой инициативы со стороны государства, у нас образовался своего рода месячник Роберта Мэпплторпа. Сначала МДФ представил совместный проект Эрмитажа-Гуггенхайма «Роберт Мэпплторп и классическая традиция: искусство фотографии и гравюры маньеризма», а теперь и Stella Art Gallery, выполнив давнее обещание, открыла выставку «Комнаты Мэпплторпа». Поначалу воображение рисовало такую драматургию: эти экспозиции составят диалектический контраст – в первом случае автор будет выглядеть утонченным и возвышенным эстетом, во втором окажется брутальным и провокативным порнографом. Но, как водится, ипостаси не разделились. И там, и там Мэпплторп остается Мэпплторпом – разве что «маньеристическая» трактовка впечатляет сильнее.

Стоит еще раз восхититься интуиции эрмитажного куратора Аркадия Ипполитова, сумевшего возвести фотографа на величественный пьедестал. При другом раскладе номер не проходит. Как ни парадоксально, именно в Stella Art, где акцентирована предельная откровенность и даже объявлено об ограничении входа по признаку совершеннолетия, Мэпплторп предстает художником более ординарным, равным самому себе. Тем, чьи работы просвещенный зритель опознает моментально и, воскликнув: «А-а, так это же Мэпплторп!», удостоит вежливым вниманием.

По правде говоря, гейское порно, даже в сочетании с изысканными цветочными натюрмортами, все равно остается гейским порно.

Речь не про общественные устои – насчет этого пусть у организаторов голова болит (впрочем, времена, когда полиция консервативного штата Огайо конфисковывала экспонаты мэпплторповской выставки, давно в прошлом). Дело в другом. Сколько бы автор не заклинал из-за гроба, что он имел в виду лишь игру светотени да основательность композиции, неподдельный его интерес к пенисам и мускулистым ягодицам слишком очевиден. И тут уж, извините, разговоры об универсальной ценности этих произведений сводятся на нет. Не станешь же ради абстрактной продвинутости пересматривать собственную ориентацию, а без пересмотра и смотреть особенно незачем. Разве что сказать: «Ну да, ну да…» — и пуститься в разглагольствования о трэндах и брэндах.

Впрочем, в трех представленных портфолио под заголовками «X», «Y» и «Z» хватает эротики отстраненной, эротики, растворенной в неодушевленных формах, и даже неэротики. Тут мастерство Мэпплторпа сказывается определеннее, весомее. Так в чем же дело? Есть повод задуматься о природе непристойности. Почему, скажем, носовой платок, элегантным уголком торчащий из нагрудного кармана – это комильфо, а такой же платок, но скомканный и в соплях, – уже моветон? И что будет, если поменять полярность? Условности сексуального поведения вроде бы ничем не отличаются от условностей гардероба – так же меняются от эпохи к эпохе. Оскара Уайльда отправили в кутузку, а Роберту Мэпплторпу через столетие предоставили право умереть на воле от СПИДа. Фотки раздетых юношей когда-то прятали под матрацами, а теперь тиражируют в альбомах и отправляют с гастролями по музеям и галереям. Это создает иллюзию, будто общество не просто притерпелось, но и прониклось к гомоэротизму неприкрытой симпатией. В общем, нет.

Ухмылка вместо негодования – еще не признак братства.

Пожалуй, Мэпплторп переоценил ситуацию, приняв либеральную терпимость за всеобщее сочувствие. Ему казалось, вероятно, что надо преодолеть только косность власти, а уж за восторгами населения дело не станет. Его риторика – не оправдательная, а наступательная: «Если зрители сосредоточатся исключительно на непристойности, то они только ее и увидят». Иначе говоря, следует подавлять в себе всякую неприязнь к изображенному и возгонять светлые эстетические чувства… Думается, что в определенных случаях на это способны только сами гомосексуалисты да еще вдохновенные демагоги.

«Комнаты Мэпплторпа». В Stella Art Gallery (Скарятинский пер., 7) до 30 марта.