Размер шрифта
А
А
А
Новости
Размер шрифта
А
А
А
Газета.Ru в Telegram

Секс-шоп им. Н. В. Гоголя

Постановка «Ревизора» Нины Чусовой с Куценко в роли Хлестакова включила в себя пальцовку, шаурму, Версаче и другие приметы современности. %%%«Статский советник» и «Турецкий гамбит»… все это я написал… Семьсот у.е. арбуз…»%%%

Ну вот, Нина Чусова и сварганила очередной хит. Теперь уже в театре имени Моссовета. Нравится – не нравится, а билеты на него раскупать будут, как миленькие, тут и к гадалке не ходи. Осовремененный «Ревизор» с Гошей Куценко в роли Хлестакова – всякий скажет, что на это стоит посмотреть.

Первая реакция – это ответ на недавний отличный мхатовский «Лес», перенесенный Серебренниковым в советские 60-е годы. Вторая реакция такая же. Видели мы и осовремененного «Ревизора» — полтора года назад привозили из Латвии нежный и ностальгический спектакль Алвиса Херманиса, где все гоголевские перипетии были перенесены в заштатную столовку партхозактива маленького российского городка, и всех беззлобных толстяков, при встрече с питерской шпаной Хлестаковым размечтавшихся о лучшей жизни, было ужасно жалко. Но Чусова его в виду не имела, как и вообще ретро-стиль.

Дело происходит в сегодняшней российской провинции, очень напоминающей криминализованную Москву 90-х. Россия – это многое объясняет.

Спектакль начинается с того, что под вой вьюги одетые в шубы и дубленки гоголевские чиновники ловят подо льдом рыбу. Городничий (Александр Яцко) в огромной лисьей шапке с хвостом говорит: «Я пригласил вас, господа…», а сзади, дрожа, ходит прислуга, разнося на подносе рюмки водки, и постукивает валенками, переговариваясь с кем-то по рации, Держиморда в форме офицера милиции (любимый чусовский артист из РАМТа Александр Гришаев). Официальную власть в городе взяли уголовники, не оставляя своих привычек. Бойкие молодые шестерки Бобчинский с Добчинским вбегают на лыжах с известием о Хлестакове и, хлопоча, кто первый расскажет, норовят друг другу навалять.

Два питерских гопника, друганы Хлестаков и Осип, живут в чем-то типа нетопленого дома колхозника, где по обоям размазана кровь от прошлых разборок, транзистор играет «Яблоки на снегу», а помятая горничная обслуживает жильцов и по ночам. Куценко играет бритоголового веселого придурка, а ленкомовский Константин Юшкевич в роли Осипа, наоборот – черноволос, небрит, мрачен, себе на уме и, увидев милиционера, живо делает «руки за голову». Впрочем, это я больше рассказываю о том, что напридумывала Чусова, но, пока актеры просто произносят всем знакомый текст в лихом современном антураже, смотреть скучно.

Перелом происходит в классической сцене вранья – она действительно придумана и сыграна с размахом.

Так вот: подпаивание Хлестакова происходит не дома у городничего, а, видимо, в главном местном ресторане – настоящем трехэтажном развлекательном центре, который весь горит надписями: казино, sex-shop, шаурма, а в ячейках разных этажей танцует молодежь, извивается стриптизерша и переговариваются с картами в руках фрачные юноши. В ресторанном зале наяривает живой оркестр, на сцене задирает ножки кордебалет в цилиндрах, по темным стенам мелькают узоры «светомузыки», за стеклянными столиками сидит вся местная криминальная шушера с красотками-женами в длинных декольтированных платьях. Аппетитная пышногрудая Анна Андреевна (Маргарита Шубина) является в золотом, а постоянно жующая жвачку блондинка Марья Антоновна (Лилия Волкова) – в серебряном мини. Видно, что всем тут рулит городничий – тихо отдает указания челяди, все замечает и запоминает — от его коротких жестких взглядов шушера притихает. Яцко играет современного авторитета – эффектного криминализованного бизнесмена во власти – стройного, седоватого, в дорогих стильных костюмах и неожиданной серьгой в ухе, но с развязной пластикой, распальцовками и вульгарным панибратством. Чусова придумала, что никаких глупостей вроде «реплик в сторону» здесь не будет, и когда городничий, почувствовав в Хлестакове понятную ему уголовную закваску, говорит ему прямо в лицо: «Да рассказывай, не знал, чем заплатить!», это никого не удивляет. Пик вечера, конечно, когда городничий командует: «Аммос – любимую!» — и маленький ушастый судья (Андрей Смирнов) выходит к микрофону и затягивает «Уголок России – отчий дом», а все ему вторят. Потом уже идут танцы (Бобчинский и Добчинский в розовом и голубом зажигают), вялые разборки по поводу жен и хлестаковское вранье у бара:

«Статский советник» и «Турецкий гамбит»… все это я написал… Семьсот у.е. арбуз…».

Дальше спектакль идет на спад. То есть фантазия Нины Чусовой по-прежнему не знает удержу: жалобы жителей города выглядят как пьяный кошмар Хлестакова, где, например, унтер-офицерская вдова, которая сама себя высекла, – садомазохистка в кожаных сапогах с плетью. Сцены с дамами вообще превращаются в какую-то однообразную пошлую вакханалию то в хлестаковской спальне среди вышитых тюфяков и подушек в духе Версаче, то в ванной, где герой по очереди оттрахивает истерическую нимфоманку-мамашу и идиотку-дочку. Осип уже рассовывает по карманам взятки, которые получил приятель-раздолбай и набивает барахлом клетчатые челноковские сумки. После отъезда героев прием Городничего по поводу будущей свадьбы дочери превращается в пресс-конференцию, без которой уже не обходится ни один осовремененный спектакль. Верхние этажи конструкции закрыты видами Петербурга с Медным всадником и Дворцовой площадью, а молодежь в бейсболках с камерами и фотоаппаратами толпится внизу и выкрикивает: «Степан Коробкин, телекомпания «Птица-Тройка»: А где теперь именитый гость?» Вбежавший с разоблачительным письмом почтмейстер скорее дает его снять прессе, пока журналистов привычно не выгоняет Держиморда.

Смешной момент возникает только в самом финале, когда, начав выяснять, кто же виноват во всеобщем заблуждении, банда скручивает и начинает бить Бобчинского и Добчинского, которые, вырываясь, валят один на другого.

И в тот момент, когда шестерки на минуту освобождаются, все мгновенно выхватывают пистолеты и уставляют друг на друга. Тут в глубине зала и появляется новый ревизор.

Как выясняется, описывать смешные детали – это единственный способ рассказывать о новом произведении буйной фантазии Нины Чусовой, поскольку кроме этих деталей никакого внятного содержания в этом «Ревизоре» нет. А то, что гениальный текст способен лечь на любой антураж, и раньше было известно. В любом случае, новая постановка явно лучше, чем последние чусовские опусы – бессмысленные «Сон в летнюю ночь» в Пушкинском театре и «Тартюф» в МХТ. На два с половиной часа действия примерно час – не скучно. В нынешнем тухлом сезоне и за это спасибо.

«Ревизор», режиссер Нина Чусова, Академический театр им. Моссовета, 20, 29 мая, 10 июня.